Автор: Садовникова Ульяна Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории ГБОУ средняя общеобразовательная школа №10 структурное подразделение «Детский сад «Колобок» (г.о. Чапаевск).
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
1) Обогащать представления детей о многообразии признаков животных, обитающих в определённых условиях. Объединять в группы животных по признакам сходства. («Познавательное развитие»)
2) Развивать связную монологическую речь, учить детей составлять повествовательные рассказы по карточкам, схемам, пиктограммам, из личного опыта. (Речевое развитие)
3) Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной исследовательской деятельности. («Социально-коммуникативное развитие»)
4) Формировать и активизировать у детей проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях, совершенствовать изобразительную деятельность детей: стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла и сюжета. (Художественно-эстетическое развитие»)
5) Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборов способов проверки, достижении результата, их интеграции и применение в деятельности. («Познавательное развитие»)
Методы и приемы:
— практические: проблемные ситуации, игровое упражнение, творческие задания – рисование;
— наглядные: просмотр видеофильма, рассматривание энциклопедий, иллюстраций, сюжетных картин (из серии сельская жизнь), журналов о домашних животных.
— словесные: вопросы, объяснения, рассказы воспитателя (консультант для исследователей), доклады детей, обобщение детских исследований по данной теме.
Материалы и оборудование: «Шапочки учёных», папки исследователей, набор картинок «Домашние животные» по количеству детей, чистые листочки бумаги, карандаши, сюжетные картинки, карточки с символами алгоритма.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе. |
Игровая | Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы |
Музыкальная | Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале |
Изобразительная | Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.) |
Конструирование | Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование |
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице). Самообслуживание | Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия, дежурство, задания, реализация проекта |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Детям предлагается посмотреть видеофильм «На ферме». | Дети смотрят видеофильм. | Пополнено представление детей о многообразии признаков животных обитающих в определённых условиях. |
2. | Игровая ситуация «Учёные».Воспитатель, предлагает детям перевоплотиться в учёных, одев «Шапочки учёных». | Дети переодеваются в учёных. | Сформирована готовность к познавательной деятельности и инициативности детей. |
3. | Воспитатель обращает внимание детей на картинки, выложенные на столе с изображением домашних животных. Уточняет – кто это? | Дети самостоятельно определяют тему исследования, называют обобщающее слово «Домашние животные». | Сформирована самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. |
4. | Воспитатель напоминает о методах исследования показав карточки с символами (формат А4): «Подумай самостоятельно», «Спросить у другого человека», «Посмотреть в книгах», «Посмотреть в интернете», «Понаблюдать», «Провести эксперимент». | Дети называют карточки-символы, определяют, какие они могут использовать в сегодняшнем исследовании. | Сформировано ощущение, что всё выполняется детьми самостоятельно: выбор темы и методов. |
5. | Воспитатель предлагает детям взять «Папки исследователей» и чистые листочки бумаги для схематического зарисовывания полученной информации. Каждому раздаются картинки с изображением животных (по количеству детей) | Каждый ребёнок берёт «Папку исследователя» (с заранее разложенными изображениями методов исследования).Дети берут картинку с изображением одного животного. | Эмоциональное включение детей в решение познавательной задачи. |
6. | Воспитатель предлагает рассмотреть сюжетные картинки для того чтобы определить алгоритм исследования:- где обитает? (сарай, хлев, будка и т.д);- чем питается? (продукты питания для животных);- какую пользу или вред приносят людям? (изображение предметных картинок ориентированных на животных). | Дети получают полную свободу в перемещении по групповой комнате с «Папками исследователей».Сбор информации:- думают, вспоминают просмотренный видеофильм и фиксируют схематически на листочках;- спрашивают у другого человека-консультанта (детей, воспитателя, помощника воспитателя);- рассматривают энциклопедии, иллюстрации, картины, журналы. | Сформировано игровое и деловое общение со сверстниками и взрослыми.Сформировано желание участвовать в совместной исследовательской деятельности. |
7. | Воспитатель предлагает детям сесть на стулья полукругом и выслушать сообщения друг друга. | Дети, используя свои пиктограммы, делают доклады по очереди (I подгруппа и II подгруппа). | Сформирована связная, монологическая речь, умение составлять повествовательные рассказы по карточкам. |
8. | Воспитатель предлагает детям игровое упражнение «Вращение — превращение» (звукоподражание домашним животным). | Дети по сигналу вращаются и «превращаются» в животных названных воспитателем, звукоподражая им. | Сформировано умение применять знания из личного опыта (звукоподражание). |
9. | Воспитатель предлагает II подгруппе продолжить свои доклады. | II подгруппа детей делают сообщения по очереди. | Сформировано умение доносить до слушателей полученную информацию. |
10. | Воспитатель предлагает детям дома совместно с родителями нарисовать картинку с животным, которого исследовали. | Дети берут картинку с изображением животного домой. | Сформировано эстетическое отношение к окружающему миру. Развита изобразительная деятельность детей. |
Итоговое мероприятие: выставка рисунков на тему «Домашние животные».