Серия план-конспектов в средней группе «Знакомство с домашними животными»

Автор: Щанкина Ирина Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад №25 «Ягодка» комбинированного вида (Нижегородская область, г.Бор)

Занятие №1 «В гостях у курочки Рябы (знакомство с коровой и козой)»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с коровой и козой как домашними животными.

2. Формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают.

3. Уточнить представления детей о взрослых животных и их детёнышах.

4. Развивать умение сравнивать животных, находить отличия (величина животного, строение), общие признаки: домашние животные, живые, человек ухаживает за ними, принося пользу человеку, живут у человека.

5. Развивать воображение, умение входить в новую ситуацию.

6. Воспитывать любовь, бережное отношение, желание заботится о домашних животных.

Материал: Макеты сараев для животных. Животные, изображенные на картинках: корова, телёнок, коза и козлёнок «стоят» в сарае. Фартук, головной платок, курочка Ряба, пшеничные зёрна.

Словарь: Скотный двор, сарай, сено, телёнок, козлёнок, вымя.

Методы, приёмы:

1. Сюрпризный момент: (стук в дверь).

Воспитатель: — Ребята, а кто это к нам в гости пришёл? Правильно, курочка Ряба. Вы помните сказку про курочку Рябу? Чем она знаменита?

Дети: — Снесла курочка Ряба, сначала золотое яичко, его дедушка с бабушкой не могли разбить, а разбила хвостиком мышка, а потом снесла курочка Ряба дедушке с бабушкой простое яичко.

Воспитатель: — Курочка хочет показать нам, какой у них с дедушкой и бабушкой скотный двор и как много там животных. Ребятки, я буду бабушкой, и мы вместе с курочкой всё вам покажем.

Воспитатель надевает платок и фартук и в роли бабушки показывает с курочкой Рябой первый сарай с домашними животными.

2. Рассматривание и сравнение коровы с телёнком.

Воспитатель открывает сарай с коровой и телёнком:

— Кто здесь живёт? (Корова.)

— Как называется взрослое животное, а как — её детёныш? (Корова, телёнок.)

— Как вы узнали, что это корова? (Она большая.)

Курочка Ряба: — Корова очень большая, я её очень боюсь. Когда она ходит по двору, я убегаю, чтобы она на меня не наступила.

Воспитатель:

— Что у коровы на голове? (Большие рога.)

— Что на ногах? (Копыта.)

— Какой у неё хвост? (Метёлкой.)

— Ещё у коровы есть вымя. Кто знает, зачем корове вымя? (Там находится молоко.)

Курочка Ряба: — Я вот не знаю, зачем корове вымя. А может ли корова нести яички? (Нет, корова даёт молоко.)

Воспитатель:

— Кто это? (Показ картинки с телёнком.)

— Чем отличается телёнок от коровы? (Он меньше размером, маленькие рожки, нет вымени.)

Воспитатель: — Таким образом, корова большое животное, на голове у неё большие рога, на ногах копыта, хвост у коровы метёлкой и еще есть у неё вымя, детёныша коровы называют телёнком, он меньше размером, маленькие рожки и у него нет вымени.

Воспитатель: — Ребята, чтобы корове было хорошо жить в сарае и, чтобы она давала молоко, за коровой, надо каждый день ухаживать: надо подмести в сарае, дать сена покушать и напоить из ведра.

3. Рассматривание и сравнение козы и козлят.

Воспитатель открывает сарай с козой и козлёнком:

— Кто здесь живёт? (Коза.)

— Как называется взрослое животное, а как её детёныш? (Коза, козлёнок.)

— Как вы узнали, что это коза? (Она большая.)

— Что на ногах? (Копыта.)

— Какой у неё хвост? (Пучком.)

— Что у козы на голове? (Рога.)

Курочка Ряба: — А есть ли у козы на голове гребешок? У нашего петуха Пети есть красивый красный гребешок!

Воспитатель: — Курочка, ты думаешь, что у всех животных всё так же, как и у кур? Вовсе нет, все разные. И каждый приносит свою пользу.

— Сейчас дети тебе скажут, несёт ли коза яички? Конечно, нет!

— А что коза даёт? (Молоко.)

Воспитатель: — Да ещё, какое вкусное! Козье молоко очень полезно для здоровья, особенно детям.

— Ребята, нас козочка угощает молоком. Сложите уз рук стаканчики, а я налью вам в ваши стаканчики молоко и вы выпьете его. (Дети пьют.)

Курочка Ряба: — А мне?

Воспитатель: — Ты ведь не пьёшь молоко, на тебе зёрнышек. (Курочка клюёт.)

— А чтобы козочка давала нам много молока, за ней надо ухаживать. Кто скажет, как надо ухаживать за козочкой? (Надо подметать сарай, кормить козочку сеном и ветками, а поить водой из ведра.)

Воспитатель: — Ребята, посмотрите на эту картинку, кто на ней изображён? (Показ картинки с козлёнком.)

— Чем отличается козлёнок от козы? (Он меньше размером, маленькие рожки, нет вымени.)

Воспитатель: Таким образом, коза небольшое животное, на голове у неё маленькие рожки, на ногах — копыта, хвостик — пучком, детёныша у козы называют козлёнком, он меньшим размером, у него маленькие рожки и нет вымя.

4.

Физминутка «Козы»

Идёт коза рогатая,

(«коза» правой рукой)

Идёт коза бодатая.

К ней другая спешит,

(«коза» левой рукой).

Колокольчиком звенит,

(«колокольчик»).

5. Сравнение коровы и козы.

Воспитатель: — А сейчас, давайте посмотрим на корову и козу и ответим на вопрос, чем они похожи?

— Что общего у коровы и у козы на голове? (Рога.)

— Что общего у коровы и у козы на ногах? (Копыта.)

— Что дают полезного людям корова и коза? (Молоко.)

— Так что же общего у коровы и у козы? (У коровы и у козы есть рога, копыта и дают они молоко.)

Воспитатель: — Чем отличаются корова и коза?

— Кто больше корова или коза? (Корова больше.)

— Чем ещё отличаются корова и коза? Какой хвост у коровы, какой хвост у козы? (Хвост у коровы метёлкой, а у козы — пучком.)

— Давайте повторим, чем отличаются корова и коза? (Корова большая — коза меньше; хвост у коровы метёлкой, а у козы — пучком.)

6. Отгадывание загадок.

Воспитатель: — Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки, а вы послушайте их и ответьте кто это.

1.

Голодна — мычит,

Сыта – жуёт,

Малым ребяткам

Молоко даёт. (Корова.)

***

2.

У кого рога длиннее хвоста? (Коза)

***

3.

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое. (Корова.)

4.

Идёт, идёт, бородой трясёт,

Травки просит:

«Ме — ем — ем, дай — ка травки мне». (Коза.)

5.

Клохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло созывает.

(Курица с цыплятами.)

Курочка Ряба: — Это же про меня, про меня! Когда у меня бывают цыплята, я кудахчу, и они, сразу бегут под моё крыло! Это про меня.

Воспитатель: — Молодец курочка Ряба, ты правильно отгадала загадку.

7. Подведение итогов, обобщение.

Воспитатель: — Каких вы сегодня узнали домашних животных и их детёнышей. (Корова и телёнок, коза и козлёнок.)

— Что полезного дают эти животные людям? (Молоко.)

— Чем питаются эти домашние животные? (Корову кормят сеном, козу сеном и ветками.)

Занятие №2 «В гостях у курочки Рябы (знакомство со свиньёй)»

Программное содержание:

1. Познакомить детей со свиньёй как домашним животным.

2. Формировать представления о том, чем животного кормят, как за ним ухаживают, что от него получают.

3. Уточнить представления детей о взрослом животном и его детёныше.

4. Развивать умение сравнивать животных, находить отличия (величина животного, строение), общие признаки: домашние животные, живые, человек ухаживает за ними, принося пользу человеку, живут у человека.

5. Развивать воображение, умение входить в новую ситуацию.

6. Воспитывать любовь, бережное отношение, желание заботится о домашних животных.

Материал: Макеты сараев для животных. Животные, изображенные на картинках: корова и телёнок, коза и козлёнок, свинья и поросятки «стоят» в сарае. Фартук, головной платок, курочка Ряба, кормушка, варёная картошка.

Словарь: Скотный двор, сарай, свинья, поросёнок.

Методы, приёмы:

1. Сюрпризный момент: (стук в дверь)

Воспитатель: — Ребята, а кто это к нам в гости пришёл? Правильно, курочка Ряба. Сегодня курочка Ряба хочет познакомить вас с другими домашними животными.

— Ребятки, я буду бабушкой, и мы вместе с курочкой всё вам покажем.

Воспитатель надевает платок и фартук и в роли бабушки показывает с курочкой Рябой сарай с домашними животными.

2. Рассматривание и сравнение свиньи с поросёнком.

Воспитатель открывает сарай со свиньёй с поросятками.

— Кто здесь живёт? (Свинья.)

— Как называется взрослое животное, а как — её детёныш? (Свинья, поросёнок.)

— Как вы узнали, что это свинья? (Она большая.)

— Какие у свиньи ножки? (Низки, маленькие.)

— Что находится на ногах? (Копыта.)

— Какой у неё хвостик? (Крючком.)

Воспитатель: (Показ картинки с поросятками.)

— А кто это? (Поросята.)

— Чем-нибудь отличаются маленькие поросятки от большой свиньи? (Нет.)

— Сколько поросяток на картинке? (Пять.)

Воспитатель: Таким образом, у свиньи маленькие ножки, на ножках копытца, хвостик у свиньи — крючком, детёныша свиньи называют поросёнком, он такой же, как свинья только меньше размером.

Воспитатель: — Ребята, а что кушает свинья, кто знает?

— Свинья ест всё: и овощи, и фрукты, и зерно, и остатки еды.

Бабушка режет на мелкие кусочки варёную картошку и кладёт её в кормушку.

Курочка Ряба: — Я тоже люблю картошку.

Бабушка даёт ей немного поклевать картошки.

5. Сравнение свиньи с коровой и козой.

Воспитатель: (Показ картинок коровы, козы и свиньи.)

— Посмотрите на корову, козу и свинью, скажите, чем отличается свинья от коровы и козы?

— У свиньи есть рога? (Нет.)

— У свиньи высокие ножки? (Нет, короткие.)

— У коровы и козы есть пяточёк? (Нет.)

— Какой у свиньи хвостик? (Крючком.)

— А у коровы и козы? (Метёлкой и пучком.)

— У свиньи есть вымя? (Нет.)

— Давайте повторим, чем отличается свинья от коровы и козы? (У свиньи нет рогов, нет вымя, ноги — короткие, хвост — крючком, есть пяточек.)

Воспитатель: — А сейчас, давайте посмотрим на свинью, корову и козу и ответим на вопрос, чем они похожи?

— Что у них на ножках? (Копытца.)

— Так что же общего у свиньи, коровы и у козы? (У свиньи, коровы и у козы есть копыта.)

4.

Физминутка «Конь»

Конь меня в дорогу ждёт,

Бьёт копытом у ворот,

(Руки за спиной сцеплены в замок и

ритмичное поднимание ног в коленях.)

На ветру играет гривой,

Пышной, сказочно красивой.

(Покачивание головой.)

Быстро на седло вскачу,

Не поеду – полечу

(Подскоки на месте,

руки полусогнуты в локтях.)

Цок — цок, цок, цок.

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой.

(Машут рукой.)

5. Игра «Найди домашнее животное по описанию».

Воспитатель: — Сейчас мы с вами будем играть в игру «Найди по описанию». Я вам буду рассказывать про какое-то домашнее животное, но не называть его, а вы должны будете отгадать, про кого я говорю, но не выкрикивать, а поднимать руку, я того, кто поднимет руку и спрошу.

— Что это за домашнее животное?

1. Больших размеров, с большими рогами, на ногах копыта, хвост — метёлкой, есть вымя, кушает сено, дает молоко. (Корова.)

2. Маленьких размеров, с маленькими рожками, на ногах копыта, хвост — пучком, нет вымени, кушает сено и веточки. (Козлёнок.)

3. Больших размеров, на ногах копыта, нос пяточком, хвост — крючком, кушает овощи, фрукты, зерно и остатки еды. (Свинья.)

4. Небольших размеров, с небольшими рогами, на ногах копыта, хвост — пучком, есть вымя, кушает сено и ветки, дает очень полезное молоко. (Коза.)

5. Маленьких размеров, на ногах копыта, нос пяточком, хвост — крючком, кушает овощи, фрукты, зерно и остатки еды. (Поросёнок.)

6. Маленьких размеров, с маленькими рожками, на ногах копыта, хвост метёлкой, нет вымени, кушает сено. (Телёнок.)

6. Отгадывание загадок.

Воспитатель: — Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки, а вы послушайте их и ответьте кто это:

1.

Голодна — мычит,

Сыта — жуёт,

Малым ребяткам

Молоко даёт. (Корова.)

2.

У кого рога длиннее хвоста? (Коза.)

3.

Спереди — пяточек

Сзади — крючок,

Посередине — спинка,

На спинке — щетинка. (Свинья.)

4.

Четыре грязных копытца

Залезли прямо в корытце. (Поросёнок.)

5.

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое. (Корова.)

6.

Идёт, идёт, бородой трясёт,

Травки просит:

«Ме — ем — ем, дай — ка травки мне». (Коза.)

7. Подведение итогов, обобщение.

Воспитатель: — Каких вы сегодня узнали домашних животных и их детёнышей. (Свинья и поросёнок.)

— Чем питаются эти домашние животные? (Они кушают овощи, фрукты, зерно и остатки еды.)

— Почему они называются домашними животными? (Эти животные называются домашними, потому что живут они рядом с человеком и человек за ними ухаживает).

Занятие №3 «В гостях у курочки Рябы (знакомство с лошадью и овцой)»

Программное содержание:

1. Закреплять у детей представления об известных им домашних животных: с коровой и телёнком, козой и козлёнком, свиньёй и поросёнком.

2. Познакомить детей с новыми домашними животными: лошадью и овцой.

3. Формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают.

4. Уточнить представления детей о взрослых животных и их детёнышах.

5. Развивать умение сравнивать животных, находить отличия (величина животного, строение), общие признаки: домашние животные, живые, человек ухаживает за ними, принося пользу человеку, живут у человека.

6. Развивать воображение, умение входить в новую ситуацию.

7. Продолжать воспитывать интерес и любовь к домашним животным, желание заботится о них.

Материал: Макеты сараев для животных. Животные, изображенные на картинках: корова, телёнок, коза и козлёнок, свинья и поросёнок, лошадь и жеребёнок, овца и ягнёнок «стоят» в сарае. Фартук, головной платок, курочка Ряба, шерстяные вязаные вещи (носки, варежки, платок), валенки, овёс и сено, палочки — лошадки.

Словарь: Скотный двор, сарай, сено, ягнёнок, жеребёнок, конюшня, пряжа, шерстяные вещи, валенки, грива, шерсть, стойло.

Методы, приёмы:

1. Сюрпризный момент: (стук в дверь)

Воспитатель: — Ребята, а кто это к нам в гости пришёл? Правильно, курочка Ряба.

— А ещё кто?

Воспитатель надевает платок и фартук.

Дети: — Бабушка.

2. Повторение пройденного материала.

Воспитатель: — На прошлых занятиях, мы с вами ходили с Курочкой Рябой на скотный двор и познакомились с его жителями. Курочка Ряба, давай сегодня покажем ребятам наш скотный двор полностью — в прошлый раз мы не всё показали.

Курочка Ряба открывает сарай с коровой:

— Ребята, кто это? (Корова.)

— Как называется детёныш коровы? (Телёнок.)

— Как надо ухаживать за коровой? (Подмести сарай, дать сена покушать, попоить водой.)

— А что даёт корова? (Молоко.)

Курочка Ряба открывает сарай с козой:

— Молодцы, давайте откроем следующий сарай.

— Ребята, кто это? (Коза.)

— Как называется детёныш козы? (Козлёнок.)

— Как надо ухаживать за козой? (Подмести сарай, дать сена и веток покушать, попоить водой.)

— А что даёт коза? (Молоко.)

Курочка Ряба открывает сарай со свиньёй:

— Молодцы, давайте откроем следующий сарай.

— Ребята, кто это? (Свинья.)

— Как называется детёныш свиньи? (Поросёнок.)

— Как надо ухаживать за свиньёй? (Подмести сарай, дать овощей, зерна и фруктов покушать.)

— А что даёт коза? (Молоко.)

Воспитатель: — Курочка Ряба, что же ты показываешь то, что ребята уже видели. Покажи детям новый сарай с обитателями.

3. Рассматривание и сравнение лошади с жеребёнком.

Курочка Ряба открывает следующий сарай.

— Кто здесь живёт? (Лошадь.)

— Как называется взрослое животное, а как — её детёныш? (Лошадь, жеребёнок.)

— Как вы узнали, что это лошадь? (Она большая.)

— Что на ногах? (Копыта.)

— Какой у неё хвост? (Длинный пучок.)

— Что у лошади на шее? (Грива.)

Воспитатель: (Показ картинки с жеребёнком.)

— Ребята, посмотрите на эту картинку, кто на ней изображён? (Жеребёнок.)

— Чем отличается жеребёнок от лошади? (Он маленький.)

— А всем остальным он похож на лошадь, у него есть грива, хвост, копыта.

Воспитатель: Таким образом, лошадь большое животное, на шее у неё грива, на ногах копыта, хвост у лошади длинная метёлка, детёныша лошади называют жеребёнком, он такой же как лошадь, только меньше размером.

Воспитатель: — Лошадь — большое и сильное животное, её люди используют для перевозки тяжестей. Сарай, в котором живёт лошадь, называется конюшней. Ухаживает за лошадью человек. Он чистит стойло (это место в сарае, где стоит лошадь), кормит овсом и сеном, поит чистой водой. А ещё, чтобы лошадь была красивой, человек причёсывает лошади гриву и хвост.

Курочка Ряба: — Лошадь такая огромная, что я её боюсь. Она не кусается, но вдруг на меня наступит. Я всегда убегаю, когда дедушка запрягает её.

Воспитатель: — Не надо бояться лошадь. Она большая, но добрая.

4. Сравнивание лошади с коровой, козой и свиньёй.

Воспитатель: (Показ картинок лошади, коровы, козы и свиньи.)

— Посмотрите на лошадь, корову, козу и свинью, скажите, чем отличается лошадь от свиньи, коровы и козы?

— У лошади есть рога? (Нет.)

— У свиньи, коровы и козы есть грива? (Нет.)

— Какой у лошади хвост? (Длинный пучок.)

— А у свиньи, коровы и козы? (Крючком, метёлкой и пучком.)

— У лошади есть вымя? (Нет.)

— Давайте повторим, чем отличается лошадь от свиньи, коровы и козы? (У лошади нет рогов, нет вымени, хвост — длинный пучок, есть грива.)

Воспитатель: — А сейчас, давайте посмотрим на лошадь, свинью, корову и козу и ответим на вопрос, чем они похожи?

— Что у них на ножках? (Копыта.)

— Так что же общего у лошади, свиньи, коровы и у козы? (У лошади, свиньи, коровы и у козы есть копыта.)

5. Физминутка

Воспитатель: — А сейчас мы с вами поиграем «в лошадок».

Воспитатель раздаёт палочки — лошадки. Дети изображают лошадок, декламируют стихи А. Барто.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

6. Рассматривание и сравнение овцы с ягнёнком.

Курочка Ряба открывает следующий сарай.

— Кто здесь живёт? (Овца.)

— Как называется взрослое животное, а как — её детёныш? (Овца, ягнёнок.)

— Как вы узнали, что это овца? (Она кучерявая.)

— Что на ногах? (Копыта.)

— Какой у неё хвост? (Пучок.)

— Что у овцы на голове? (Круглые рога.)

Воспитатель: (Показ картинки с ягнёнком.)

— Ребята, посмотрите на эту картинку, кто на ней изображён? (Ягнёнок.)

— Чем отличается ягнёнок от овцы? (Он маленький.)

— У него есть рожки? (Да, маленькие.)

— А всем остальным он похож на овцу, у него есть маленькие рожки, хвост, копыта.

Воспитатель: Таким образом, овца кучерявое животное, на голове у неё круглые рога, на ногах копыта, хвост у неё пучком, детёныша овцы называют ягнёнком, он такой же, как овца только меньше размером и маленькие рожки.

Курочка Ряба: — Какие у овцы кудрявые перья!

Воспитатель: — Это не перья, перья у птиц, а у овцы и у других животных шерсть. Только у всех она разная. У коровы и лошади — короткая. У козы и овцы — длинная, мягкая и очень тёплая. Когда шерсть у козы и овцы вырастает длинная, её стригут специальными ножницами, потом из этой шерсти прядут вот такую пряжу, а из пряжи вяжут тёплые вещи, а дедушка — валенки.

Показывает детям шерстяные вязаные вещи (носки, варежки, платок и валенки.)

7. Сравнивание овцы с лошадью, коровой, козой и свиньёй.

Воспитатель: (Показ картинок овцы, лошади, коровы, козы и свиньи.)

— Посмотрите на овцу, лошадь, корову, козу и свинью, скажите, чем отличается овца от лошади, свиньи, коровы и козы?

— У овцы есть рога? (Да, круглые.)

— У лошади, свиньи, коровы есть шерсть? (Нет.)

— Какая у овцы шерсть? (Кучерявая.)

— У овцы есть вымя? (Нет.)

— У овцы есть грива? (Нет.)

— У овцы есть пятачок? (Нет.)

Дети: — Овца отличается от лошади, свиньи, коровы и козы? (У овцы — кудрявая шерсть и круглые рога, нет вымя, нет гривы, нет пяточка.)

Воспитатель: — А сейчас, давайте посмотрим на овцу, лошадь, свинью, корову, козу и ответим на вопрос, чем они похожи?

— Что у них на ножках? (Копыта.)

— Так что же общего у овцы, лошади, свиньи, коровы и у козы? (У овцы, лошади, свиньи, коровы и у козы есть копыта.)

8. Отгадывание загадок.

Воспитатель: — Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки, а вы послушайте их и ответьте кто это:

1.

Голодна — мычит,

Сыта — жуёт,

Малым ребяткам

Молоко даёт. (Корова)

2.

У кого рога длиннее хвоста? (Коза).

3.

Спереди – пяточек,

Сзади — крючок,

Посередине — спинка,

На спинке — щетинка. (Свинья).

4.

Кто имеет пятачок

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца.

Ест и пьёт он из корытца. (Свинья.)

5.

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое. (Корова.)

6.

Идёт, идёт, бородой трясёт,

Травки просит:

«Ме — ем — ем, дай — ка травки мне». (Коза.)

7.

Не мой бы труд,

Не мой бы бег,

Ты плохо жил бы, Человек.

Но в век машины и мотора,

Боюсь,

В отставке буду скоро. (Лошадь.)

8.

Кто ни в жару, ни в стужу,

Не снимает шубу? (Овца.)

9.

Шубу дважды в год снимает,

Кто под шубою гуляет? (Овца.)

10.

Две сестрички,

Две петлички

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять — их надевать,

Чтоб не мёрзли пять да пять.

(Варежки.)

9. Подведение итогов, обобщение.

Воспитатель: — С какими домашними животными вы сегодня познакомились?

— Почему они называются домашними животными? (Эти животные называются домашними потому что живут они рядом с человеком и человек за ними ухаживает.)

— Каких домашних животных вы ещё знаете? (Корова и телёнок, коза и козлёнок, свинья и поросёнок.)

Занятие №4 «В гостях у курочки Рябы (знакомство с кошкой и собакой)»

Программное содержание:

1. Закреплять у детей представления об известных им домашних животных: с коровой и телёнком, козой и козлёнком, свиньёй и поросёнком, лошадью и жеребёнком, овцой и ягнёнком.

2. Уточнить и расширить представление детей о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и человека, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них: кормит, ухаживает, люби).

3. Уточнить представления детей о взрослых животных и их детёнышах.

4. Развивать умение сравнивать животных, находить отличия (величина животного, строение), общие признаки: домашние животные, живые, человек ухаживает за ними, а животные приносят пользу человеку, живут у человека.

5. Развивать воображение, умение входить в новую ситуацию.

6. Продолжать воспитывать интерес и любовь к домашним животным, желание заботится о них.

Материал: Макеты сараев для животных. Животные, изображенные на картинках: корова, телёнок, коза и козлёнок, свинья и поросёнок, лошадь и жеребёнок, овца и ягнёнок «стоят» в сарае, кошка с котятами, собака с щенками в будке. Фартук, головной платок, курочка Ряба.

Словарь: Скотный двор, будка.

Методы, приёмы:

1. Сюрпризный момент: (стук в дверь)

Воспитатель: — Ребята, а кто это к нам в гости пришёл? Правильно, курочка Ряба. А ещё кто?

Воспитатель надевает платок и фартук.

Дети: — Бабушка.

2. Повторение пройденного материала.

Воспитатель: — На прошлых занятиях, мы с вами ходили с Курочкой Рябой на скотный двор и познакомились с его жителями.

— Курочка Ряба, давай сегодня покажем ребятам наш скотный двор полностью — в прошлый раз мы не всё показали.

Курочка Ряба открывает сарай с коровой.

— Ребята, кто это? (Корова.)

— Как называется детёныш коровы? (Телёнок.)

— Как надо ухаживать за коровой? (Подмести сарай, дать сена покушать, попоить водой.)

— А что даёт корова? (Молоко.)

Курочка Ряба открывает сарай с козой.

— Молодцы, давайте откроем следующий сарай.

— Ребята, кто это? (Коза.)

— Как называется детёныш козы? (Козлёнок.)

— Как надо ухаживать за козой? (Подмести сарай, дать сена и веток покушать, попоить водой.)

— А что даёт коза? (Молоко.)

Курочка Ряба открывает сарай со свиньёй.

— Молодцы, давайте откроем следующий сарай.

— Ребята, кто это? (Свинья.)

— Как называется детёныш свиньи? (Поросёнок.)

— Как надо ухаживать за свиньёй? (Подмести сарай, дать овощей, зерна и фруктов покушать.)

— А что даёт коза? (Молоко.)

Курочка Ряба открывает сарай с лошадью.

— Молодцы, давайте откроем следующий сарай.

— Ребята, кто это? (Лошадь.)

— Как называется детёныш лошади? (Жеребёнок.)

— Как надо ухаживать за лошадью? (Подмести стойло, дать сена и овса покушать, попоить водой, причесать лошади гриву.)

— А чем полезна лошадь? (Лошадь перевозит тяжести.)

Курочка Ряба открывает сарай с овцой.

— Молодцы, давайте откроем следующий сарай.

— Ребята, кто это? (Овца.)

— Как называется детёныш козы? (Ягнёнок.)

— Как надо ухаживать за овцой? (Подмести сарай, дать сена и веток покушать, попоить водой.)

— А чем полезна овца? (Из шерсти овцы делают пряжу, а из пряжи вяжут тёплые вещи (варежки, носки), делают валенки.)

Воспитатель: — Почему их называют домашними животными? (Эти животные называются домашними, потому что живут они рядом с человеком и человек за ними ухаживает.)

Воспитатель: — Курочка Ряба, что же ты показываешь то, что ребята уже видели. Покажи детям новых обитателей скотного двора.

Воспитатель: — Ребята, а где все эти домашние животные живут? (В сарае.)

— Посмотрите, рядом с избой стоит не сарай, а маленький домик — будка, в которой живёт совсем другой зверь.

Курочка Ряба: — Ой, я очень боюсь этого зверя, потому что он часто и грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, он не ест, как корова, траву, а грызёт кости, Кто это? (Собака.)

Воспитатель: — Давайте подойдем к собачей будке, только идти надо тихо, Жучка лает и рычит на чужих.

Подходят к картинке с собакой и щенками.

Воспитатель: ( Тихо.)

— Жучка, к нам в гости пришли хорошие ребята. Они свои, ты на них не лай и не рычи: они ведь маленькие, могут испугаться. Твоих щенков никто не тронет.

3. Рассматривание и сравнение собаки со щенками.

Воспитатель: — Как называется взрослое животное, а как её детёныш? (Собака, щенок.)

— Как вы узнали, что это собака? (Она небольшая.)

— Как называются ноги у собаки? (Лапы.)

— Какой у неё хвост? (Длинный и тоненький.)

— Какой у неё носик? (Маленький и чёрный.)

— Чем отличается щенок от собаки? (Он маленький.)

— А всем остальным он похож на собаку, у него есть хвост, лапы, носик.

Воспитатель: — Таким образом, собака небольшое животное, с лапами, черным носиком и длинным тонким хвостом, детёныша собаки называют щенком, он такой же как и собака только меньше размером.

Воспитатель: — А что делает Жучка во дворе, чем она полезна? Жучка — это домашнее животное, любит бабушку и дедушку, охраняет их дом и обитателей скотного двора, лаем предупреждает о приходе чужих. Хозяева любят свою собаку, заботятся о ней: дедушка построил для неё новую будку, бабушка кормит её утром и вечером, даёт косточки и похлёбку, а щенкам — молочную кашу.

4.

Физминутка:« Кот Антишка»

Кот Антишка жил у нас,

(Встали, руки на поясе.)

Он вставал с лежанки в час.

(Потянули, руки вверх — вздох.)

В два на кухне крал сосиски

(Наклоны влево — вправо.)

В три сметану ел из миски.

(Наклоны вперёд, руки на поясе.)

Он в четыре умывался.

(Наклоны головы к плечам вправо — влево.)

В пять по коврику катался.

(Повороты влево — вправо.)

5. Рассматривание и сравнение кошки с котятами.

Курочка Ряба: — Хватит говорить про Жучку, Пойдём к тому, кого я не боюсь. Отгадайте: Она не рычит и не урчит, ходит тихо и не лает, крыльев нет, а легко прыгает на забор. Она такая пушистая и мягкая. Кто это? (Кошка.)

Бабушка ведёт ещё к одному сараю — там находится кошка Мурка с котятами (картинка «Кошка с котятами»).

Воспитатель: — Как называется взрослое животное, а как — её детёныш? (Кошка, котята.)

— Как вы узнали, что это кошка? (Она небольшая.)

— Как называются ноги у кошки? (Лапы.)

— Какой у неё хвост? (Длинный и тоненький.)

— Какой у неё носик? (Маленький и чёрный.)

— Чем отличается котёнок от кошки? (Он маленький.)

— А всем остальным он похож на кошку, у него есть хвост, лапы, носик.

Воспитатель: — Таким образом, кошка небольшое животное, с лапами, черным носиком и длинным тонким хвостом, детёныша кошки называют котёнком, он такой же как и кошка только меньше размером.

Воспитатель: — Кошка Мурка тоже домашнее животное. Живёт с нами в доме, зимой любит греться на тёплой печке, лазает к деду на колени и мурлычет. Мы её любим, заботимся о ней, ласково разговариваем с ней, угощаем молоком, А она ловит мышей, которые норовят зерно испортить.

6. Отгадывание загадок.

Воспитатель: — Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки, а вы послушайте их и ответьте кто это:

1.

Молоко пьёт, песенки поёт.

Чисто умывается,

А с водой не знается. (Кошка.)

2.

Под полом таится,

Кошки боится. (Мышь.)

3.

С хозяином дружит

Дом сторожит.

Живёт под крылечком,

Хвост колечком.

(Собака.)

4.

Я копытами стучу, стучу,

Я скачу, скачу.

Грива веется на ветру.

Кто это? (Конь.)

5.

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерёт,

А лаптей не плетёт. (Коза.)

6.

Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (Корова.)

7.

Не прядёт, не ткёт, а людей одевает. (Овца.)

8.

Есть у Савки пятачок,

Два блина и кренделёк.

Без шнурков на нём ботинки,

А костюмчик из щетинки. (Поросёнок.)

9.

До того она жирна

-Даже шея не видна!

(Свинья.)

10.

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу. (Собака.)

7. Подведение итогов, обобщение.

Воспитатель: — С какими домашними животными вы сегодня познакомились? (Кошкой с котятами, с собакой с щенками.)

— Почему они называются домашними животными? (Эти животные называются домашними потому что, живут они рядом с человеком и человек за ними ухаживает.)

— Чем полезны эти домашние животные? (Кошка ловит мышей, собака охраняет дом.)

— Каких домашних животных вы ещё знаете? (Корова и телёнок, коза и козлёнок, свинья и поросёнок, лошадь и жеребёнок, овца и ягнёнок.)

Занятие №5 «В гостях у курочки Рябы. Игра «Найди домашнее животное по описанию»

Программное содержание:

1. Обобщать у детей представления об известных им домашних животных: с коровой и телёнком, козой и козлёнком, свиньёй и поросёнком, лошадью и жеребёнком, овцой и ягнёнком, кошка с котятами, собака с щенками

2. Закреплять представления детей о взрослых животных и их детёнышах.

3. Развивать умение сравнивать животных, находить отличия (величина животного, строение), общие признаки: домашние животные, живые, человек ухаживает за ними, а животные приносят пользу человеку, живут у человека.

4. Развивать воображение, логическое мышление, речь.

5. Продолжать воспитывать интерес и любовь к домашним животным, желание заботится о них.

Материал: Животные, изображенные на картинках: корова, телёнок, коза и козлёнок, свинья и поросёнок, лошадь и жеребёнок, овца и ягнёнок, кошка с котятами, собака с щенками.

Словарь: Скотный двор, будка, ягнёнок, конюшня, жеребёнок, шерсть, стойло, грива.

Методы, приёмы:

1. Игра «Найди домашнее животное по описанию».

Воспитатель: — На прошлых занятиях Курочка Ряба знакомила нас с домашними животными. Давайте вспомним, с какими домашними животными мы познакомились.

Дети: — Корова и телёнок, коза и козлёнок, свинья и поросёнок, лошадь и жеребёнок, овца и ягнёнок, кошка с котятами, собака со щенками.

На доске выставлены картинки с изображением животных.

Воспитатель:- Сейчас мы с вами будем играть в игру «Найди по описанию». Я вам буду рассказывать про какое-то домашнее животное, но не называть его, а вы должны будете отгадать, про кого я говорю, но не выкрикивать, а поднимать руку, я того, кто поднимет руку и спрошу.

— Что это за домашнее животное?

1. Больших размеров, с большими рогами, на ногах копыта, хвост — метёлкой, есть вымя, кушает сено, дает молоко. (Корова.)

2. Маленьких размеров, с маленькими рожками, на ногах копыта, хвост — пучком, нет вымя, кушает сено и веточки. (Козлёнок.)

3. Больших размеров, на ногах копыта, нос пяточком, хвост — крючком, кушает овощи, фрукты, зерно и остатки еды. (Свинья.)

4. Небольших размеров, с небольшими рогами, на ногах копыта, хвост — пучком, есть вымя, кушает сено и ветки, дает очень полезное молоко. (Коза.)

5. Маленьких размеров, на ногах копыта, нос пяточком, хвост — крючком, кушает овощи, фрукты, зерно и остатки еды. (Поросёнок.)

6. Маленьких размеров, с маленькими рожками, на ногах копыта, хвост метёлкой, нет вымени, кушает сено. (Телёнок.)

7. Больших размеров, на ногах копыта, хвост — длинный пучок, на шее грива, кушает овёс и сено, на нём люди перевозят тяжести. (Лошадь.)

8. Небольших размеров, на ногах копыта, хвост — маленький пучок, на голове круглые рога, шерсть длинна и кучерявая, из этой шерсти прядут пряжу, а из пряжи вяжут тёплые вещи. (Овца.)

9. Маленьких размеров, на шее грива, на ногах копыта, хвост длинный пучок, кушает сено и овёс. (Жеребёнок.)

10. Маленьких размеров, с маленькими рожками, на ногах копыта, хвост маленький пучок. (Ягнёнок.)

11. Маленьких размеров, на голове бывают короткие или длинные уши, есть лапы, хвост длинный и тоненький, носик маленький и чёрный, кушает мясо и косточки, охраняет дом человека. (Собака.)

12. Маленьких размеров, на голове маленькие ушки, есть лапы, хвост длинный и тоненький, носик маленький и чёрный, очень любит молоко, ловит мышей. (Кошка.)

13. Маленьких размеров, на голове бывают короткие или длинные уши, есть лапы, хвост длинный и тоненький, носик маленький и чёрный, кушает мясо и косточки, когда вырастет, будет охранять дом человека. (Щенок.)

14. Маленьких размеров, на голове маленькие ушки, есть лапы, хвост длинный и тоненький, носик маленький и чёрный, очень любит молоко, когда вырастет, будет ловить мышей. (Котёнок.)

2.

Физминутка «Конь»

Конь меня в дорогу ждёт,

Бьёт копытом у ворот,

(Руки за спиной сцеплены в замок и ритмичное поднимание ног в коленях.)

На ветру играет гривой,

Пышной, сказочно красивой.

(Покачивание головой.)

Быстро на седло вскачу,

Не поеду – полечу

(Подскоки на месте, руки полусогнуты в локтях.)

Цок — цок, цок, цок.

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой.

(Машут рукой.)

3. Подведение итогов, обобщение.

Воспитатель: — Каких домашних животных вызнаете?

— Как называют их детёнышей?

— Почему они называются домашними животными? (Эти животные называются домашними, потому что живут они рядом с человеком и человек за ними ухаживает.)

— Где живут домашние животные?

— Какую пользу приносят человеку домашние животные?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *