Автор: Немтырева Светлана Ивановна, воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад №13 «Солнышко» (г. Зарайск, Московская область).
Программное содержание: Развивать речь детей, интерес к животным и их детенышам. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к игрушкам. Формировать элементарное понятие о дружбе, взаимопомощи, умение называть «волшебные слова» — здравствуйте, до свидания. Продолжать обучать детей играм с пальчиками, используя здоровьесберегающие технологии. Закреплять знания детей о посуде, транспорте, игрушках.
Оборудование: Игрушки (мишка, заяц, белка, корова, лошадь, теленок, жеребенок). Корзиночка с шишками, руль, наголовники птичек. Посуда (чашка, блюдце, ложка, вилка, кастрюля, чайник). Машины легковые и грузовые. Чудесный мешочек, ваза с конфетами. Кирпичики, обшитые белой материей.
Методические приемы: Дидактическая игра «Назови правильно посуду», «Назови части у машины». Пальчиковая игра «Медведь». Подвижная игра «Воробышки и автомобиль». Использование здоровьесберегающих технологий. Дидактическая игра «Узнай, чей детеныш». Сравнительное описание лесных зверюшек: зайчика и белочки. Подвижная игра «Помоги белочке собрать шишки». Музыкальное сопровождение.
Предшествующая работа:
— Заучивание стихов про Мишку, Лошадку, Бычка.
— Дидактические игры «Назови правильно посуду», «Назови части у машины», «Чудесный мешочек».
— Беседа на тему «Я с мамой в магазине».
— Разучивание пальчиковой игры «Медведь».
— Подвижные игры «Воробышки и автомобиль», «Помоги белочке собрать шишки».
Ход игры.
Ребята, сегодня мы с вами пойдём в магазин игрушек. Какое сейчас время года? Правильно, зима. На улице холодно. Давайте мы с вами подготовимся, чтобы не замёрзнуть.
Разогреем мы ладошки
(Трут ладошки друг о друга)
Вот – так, вот – так.
Чтобы щёчки не озябли
(Круговыми движениями пальцев касаемся щёчек).
Мы потрём их
Вот – так, вот – так.
Ах, наш носик баловник
(Проводим указательными пальцами вдоль носа).
Он шалить у нас привык.
Хорошо гулять в саду
(Похлопывание указательными пальцами ноздрей носа).
И поёт нос: би – ба – бу.
Слепим красивые бровки.
(Большими и указательными пальцами обеих рук проводим по бровям от переносицы и до переносицы).
Вот мы с вами и готовы, пора отправляться в путь.
По дорожке мы идём
Песни звонкие поём,
Встретились сугробы –
Мы их перешагнём.
(Перешагивание через кирпичики).
Пришли мы в магазин. Ой, а кто это здесь сидит и плачет в уголке? (Мишка).
— Здравствуй, Мишенька! (Дети здороваются).
— Мишка бурый, Мишка бурый,
Почему такой ты хмурый?
— В магазине заблудился
И с друзьями распростился.
Давайте пожалеем Мишку (дети гладят его). Ребята, а Мишка какое животное? (дикое, живёт в лесу).
Правильно, мы должны с вами искать в магазине место, где находятся Мишкины друзья. Пойдём с нами, Мишенька.
Зайдём в этот отдел (перед детьми полка с посудой, рядом стоит машина).
— Назовите, что продаётся в этом отделе? (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник, кастрюля, сковорода).
— Как можно назвать предметы одним словом? (посуда).
— Правильно. Как вы думаете, а что здесь лишнее? (машина).
— Расскажи, Диана, о машине. Что у неё есть? (кузов, кабина, колёса).
— На какую полочку надо поставить машину? Правильно, где стоит транспорт. Максим, поставь, пожалуйста, машину на своё место.
— Ребята, а Мишка здесь может быть? (нет).
— А давайте поиграем.
Игра «Воробышки и автомобиль».
Прилетели в магазин
Воробьи, кукушки,
Покупали самовар,
Бублики, ватрушки
Выходите поскорей
Птички – невелички.
(надеваю на детей шапочки птичек).
Птички летают, крылышками машут. У воспитателя руль, она сигналит и старается осалить детей. По окончанию игры снимаю наголовнички.
— Какие у нас шустрые птички, никого не задавил автомобиль.
(Обращаю внимание детей на Мишку).
— Мишка, тебе понравилось, как наши детки играли? (да, очень понравилось).
— Пойдёмте дальше искать домик для Мишки (Обращаю внимание на полочку, где стоят фигурки животных).
— Это кто? (корова).
— Это кто? (лошадка).
— Какие это животные? (домашние).
— Где они живут? (в сарае).
— За ними ухаживает хозяин?
— Как кричит корова? (му – му – му).
— Как кричит лошадка? (и – го – го).
— Как она скачет?
— Молодцы, ребята.
— А кто знает стишок про лошадку? (дети рассказывают)
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
— Ребята, а вы хотите поиграть? У меня есть «Чудесный мешочек», давайте посмотрим кто там?
— Влада, достань из мешочка фигурку (достаёт фигурку телёнка).
— Чей это детёныш? (коровы).
— Как он называется? (телёнок).
Поставь его рядом с мамой.
— Диана, достань из мешочка ещё одну фигурку. Кто это? (жеребёнок).
— Чей это детёныш? (лошадки).
Поставь жеребёнка рядом с мамой – лошадкой. Вот видишь, Мишка мамы – животные нашли своих детёнышей, в этом отделе им помогли наши ребята.
— Дети, а давайте Мишке покажем, как мы умеем играть с пальчиками.
Бурый мишенька зимой
Крепко спал в берлоге
Весной он проснулся
Зевнул, потянулся:
— Здравствуй, рыжая лисичка!
— Здравствуй, белочка – сестричка!
— Здравствуй, серенький волчок!
— Здравствуй, беленький зайчонок!
(Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать тоже самое левой рукой).
— Мишка не переживай, найдём и твоих друзей (Обращаю внимание на полочку, где стоят зайка, белочка).
— Кто это? (зайка).
— Какой он? (белый пушистый).
— Какие у него ушки? (большие).
— А хвостик? (маленький).
— Что любит зайчик? (морковку, капусту).
— А это кто? (белочка).
— Какая она? (рыжая).
— Какие у неё ушки? (маленькие).
— А хвост? (большой, пушистый).
— А что любит белочка? (шишки, орешки).
— Да вот беда, белочка играла с шишками и растеряла их. А мы сейчас с вами поиграем и поможем белочке собрать шишки.
Шишки на ветке –
Маленькие детки
Весело качаются,
С ветки улыбаются.
(руки на поясе, покачивание с ноги на ногу: вправо и влево)
Шишки негаданно
На землю попали
Прыг – прыг поскакали
И на землю все упали.
(прыжки)
Покатились шишечки
Шишечки – малышечки.
(бег, собирают шишки)
— Вот какие молодцы ребятки, помогли белочке собрать шишки в корзину, она вам спасибо говорит.
— Малышки, посмотрите, какое выражение стало у Мишки? (радостное, весёлое, улыбающееся).
— Почему?
— Правильно, он встретил своих друзей: зайчика и белочку, и нашёл свой домик – отдел в магазине.
— Как вы думаете, что сказал Мишка своим друзьям? (здравствуйте, я рад вас видеть).
Включаю музыкальную игрушку, дети пляшут вместе с Мишкой.
— Спасибо вам, ребятки, что вы помогли мне найти своих друзей и за это я вас угощу конфетами.
(Дети благодарят Мишку и прощаются с ним).