Автор: Зиганшина Алсу Фанисовна, воспитатель татарского языка, МБДОУ №32 «Сказка» (г. Зеленодольск, Республика Татарстан).
Использованная образовательная программа: «Региональная программа дошкольного образования» Р.К.Шаехова, Казань 2012.
Возрастная группа: Старшая группа.
Методика дошкольного образования: «Обучение татарскому языку русскоязычных детей».
Обучающие задачи:
- Сүз байлыгын арттыру, сөйләм күнекмәләре формалаштыру. Яңа сүзләр өстендә эш: ярата, бал, балык, сөяк, ит.
Развивающие:
- Гади сорауларны аңлап җавап бирү, мөрәҗәгать итә белү, көндәлек яшәештә аралашу.
Воспитательные:
- Әдәпле итеп кара-каршы сөйләшә белү күнекмәләрен тәрбияләү
Предварительная работа: создание игры-презентации «Кем нәрсә ярата?»
Дидактическое обеспечение занятия: Для воспитателя: игрушки медведя, зайца, кошки и собаки, игра-презентация «Кем нәрсә ярата?»
Структура занятия:
- Вводная часть (4-5 мин).
Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.
Организационный момент:
- Здороваемся.
- Интересуемся самочувствием друг друга.
- Основная часть (18 мин)
Цель: реализация задач программного содержания.
Методические приемы:
- Повтор пройденной темы.
- Физкульминутка для отдыха.
- Знакомство с новыми словами.
- Игра-презентация.
- Заключительная часть (1-2 мин).
Цель: подвести итог занятия.
Использованная литература:
1.«Говорим по-татарски. Методическое пособие по обучению детей 5-6 лет татарскому языку» Казань, 2012г.
- «Балачак аланы. Балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм әти-әниләр өчен хрестоматия» Казань, 2011г.
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: Здраствуйте, ребята! Исәнмесез балалар!
Дети: Исәнмесез!
Воспитатель: Хәлләрегез ничек?
Дети: Яхшы, әйбәт, шәп.
Воспитатель: Ребята, поздороваемся друг с другом. И спросим, как дела?
Основная часть:
Воспитатель: Бик яхшы, булдырдыгыз. Ребята, давайте посмотрим, кто сегодня к нам пришел в гости?
Обращаю внимание детей на игрушки животных.
Воспитатель: Бу кем? (показываю на медведя).
Дети: Аю.
Воспитатель: Бу кем? (показываю на зайца).
Дети: Куян.
Воспитатель: Бу кем? (показываю на кошку).
Дети: Песи — Мияу.
Воспитатель: Бу кем? (показываю на собаку).
Дети: Эт — Акбай.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а давайте поговорим о том, что они любят есть? Аю нәрсә ярата?
Дети: Рыбу.
Воспитатель: Балык.
Слово «балык» делим на слоги, говорим шепотом, поем, тянем.
Дети: Яблоко.
Воспитатель: Алма.
Дети: Мёд.
Воспитатель: Бал.
Это слово повторяем вместе, индивидуально, шепотом, поем.
Воспитатель: Куян нәрсә ярата?
Дети: Кәбестә, кишер, кыяр, алма.
Воспитатель: Песи – Мияу нәрсә ярата?
Дети: Ботка, Сөт.
Воспитатель: Акбай нәрсә ярата?
Дети: Кость.
Воспитатель: Сөяк.
Слово «сөяк» говорим вместе, индивидуально, шепотом, делим на слоги.
Дети: Мясо.
Воспитатель: Ит.
Слово «ит» говорим вместе, индивидуально, шепотом, делим на слоги.
Дети: Аш.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: А сейчас давайте сыграем в игру «Кем нәрсә ярата?» («Кто что любит?»).
Включаю мультимедиа, идут поочередно слайды с животными и с их любимой едой, дети выбирают правильные рисунки и называют их по татарски.
Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте отдохнем. Балалар әйдәгез ял итеп алыйк.
Физкультминутка
Уң кул кайда?
- Уң кул кайда?
уң кулны уң якка сузалар,
- Ул монда.
кулларны чәбәклиләр,
- Сул кул кайда?
сул кулны сул якка сузалар,
- Ул монда.
кулларны чәбәклиләр,
- Куллар алда,
алга сузалар,
Куллар артта,
артка,
Куллар өстә
өскә
Һәм янда.
төшерәләр
Аю бара…
Аю бара урманнан,
бер-бер артлы баралар,
Утын җыя учакка.
иеләләр,
Усак артында куян —
торалар,
Курка икән аюдан.
як-якка карыйлар,
- Куян, куян, курыкма,
сикерәләр
Аю тими ул сиңа.
Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, вам понравилось занятие татарского языка? А какие новые слова мы сегодня с вами узнали? А что для вас было трудным? Что вам понравилось больше всего? Что бы вы хотели рассказать родителям и родным? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, попрощаемся с нашими гостями.
Воспитатель: Саубулыгыз, балалар!