Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук Р»

Автор: Виноградова А.В., воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №33 «Мечта» городского округа Тольятти.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»

Цель: познакомить детей 6-7 лет с согласным звуком «р»

Задачи:

«Коммуникация»

— продолжать разбирать звуковой анализ слов;

— учить наблюдать за работой артикуляционного аппарата при произнесении звука;

— учить подбирать слова на заданный звук.

Материал:

Мягкие игрушки: ёжик, лисёнок, мудрая сова; волшебная лупа; светофор; схемы; картинки: вентилятор, телевизор, рубанок, расчёска, корзина, ведро, ручка, карандаш, роза, веер, рыба, тетрадь, пирамида, экскаватор, трактор, автобус, ракета; зеркала; фломастеры. 

Методические приёмы:

Практические: игра, упражнение;

Наглядные: показ, рассматривание;

Словесные: объяснение, вопрос.

Предварительная работа:

1. Игра «Назови слова, где свистящий звук будет встречаться вначале и в конце слова».

2. Игра «Назови слова, где шипящий звук будет встречаться в середине слова».

3. Игра «Какой слог спрятался в звуковой карточке».

Ход деятельности:

— Ребята, вспомните какие свистящие и шипящие звуки мы изучали на последних занятиях. Назовите сначала свистящие звуки (З-С, З’-С’). А теперь шипящие (Ж-Ш, Ч’-Щ’). Молодцы!

— Давайте поиграем в игру: передавая мяч, назовите слова со свистящими звуками и при этом старайтесь выделять свистящий звук. Я начинаю: слон, … Молодцы! А теперь, ребята, я буду называть слова, и если в них встретится шипящий звук, то вы хлопаете в ладоши, если нет, то не хлопаете. Будьте внимательны! (Шар, соль, окно, щи, шкаф, перец, ландыш, муха, машина). Молодцы, все были внимательны.

— Смотрите, ребята, кто к нам пришёл в гости из страны Азбуки (Ёжик, лисёнок и мудрая сова). Давайте вспомним, как насекомые отблагодарили наших героев за спасение жуков? (Подарили подарки). Правильно. Все подарки насекомых ёжик, лисёнок и мудрая сова отнесли в шалаш, чтобы потом вернуться за ними на паровозике. После этого наши путешественники направились к последнему домику на улице Согласных Звуков. Во дворе этого дома не оказалось никого, зато было навалено множество самых разных вещей. «Наверное, хозяева только начали перевозить сюда свои вещи», — догадалась Мудрая Сова. И только наши герои приблизились к этой куче, как вдруг из-за коробок с грозным рычанием появилась большая собака (р-р-р). Почему собака зарычала? (Она подумала, что мы хотим забрать вещи) Что надо делать, если собака рычит? (Надо поговорить с ней дружелюбно). Давайте поговорим с собакой на её языке, и может тогда она нас поймёт и пропустит нас или уйдёт. Дружелюбно рычим (р-р-р). После этого собака сразу успокоилась, она думала, что мы хотим взять вещи (дети называют: телевизор, корзина, расчёска, вентилятор, рубанок, ведро). Ребята, а можно ли в жизни рычать на собак? (Нет нельзя, рычать). А почему? (Потому что она может укусить или напасть на человека). Правильно, молодцы!

— А сейчас, ребята, давайте подойдём к круглому столу, возьмём зеркала и посмотрим, что делает язык во время произнесения звука [р]. (Он дрожит) Правильно. Какое мы видим положение губ и зубов? (открытое) Посмотрите картинка, где изображено, как рычит собака обозначает звук [р]. Скажите, ребята, а звук [р] можно пропеть? (Нет) А почему? (Язычок упёрся вверх в нёбо и почувствовал преграду, поэтому его нельзя пропеть) Какие звуки мы можем пропеть? (Гласные) А звук [р] у нас какой звук? (Согласный). Ребята, а как рычала собака громко или тихо? (Громко) Значит звук [р] у нас ещё какой? (Звонкий) А твёрдый или мягкий? (Твёрдый) На схеме он будет обозначаться, каким цветом? (Синим) Молодцы!

— Сейчас, ребята, мы пройдём с вами за столы и продолжим работать с тетрадями. (Раздаю тетради) Давайте сядем удобно и положим тетради правильно. Что изображено на картинке? (Ёжик, лисёнок и мудрая сова подошли к собаке, которая охраняла вещи) Сейчас один будет называть, а остальные этот предмет будут отыскивать с помощью волшебной лупы. Хорошо, все назвали вещи. Посмотрите, ребята, сегодня наш фонарик будет светить каким цветом? (Синим) Почему? (Потому что звук [р] согласный, твёрдый звук).

Физкультминутка.

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся

Руки в стороны развёл-

Видно ключик не нашёл

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

Ключик висит так высоко,

Под самым потолком

Нужно подпрыгнуть высоко.

— Молодцы! А теперь тихо сели на стульчики.

— Посмотрите, у нас с вами три схемы, они разные. Где стоит синий квадратик? (Вначале, в середине и в конце слова) Правильно! А, что он обозначает? (Звук [р]) Хорошо, тогда мы с этими схемами сейчас поиграем. У меня лежат на столе картинки, в названии которых встречается звук [р]. Максим, подойди и выбери только те картинки, которые начинаются со звука [р]. Назови картинки и выдели в них звук [р]. А вы, ребята, проверьте с помощью светофора, правильно он подобрал картинки к данной схеме или нет. Молодец, Максим, верно. (Задание проводиться с другими схемами)

— А сейчас поиграем в другую игру. Какой слог спрятался в звуковой карточке. (РО- РУ- РЫ) Правильно. У вас в тетрадях нарисованы картинки, в названии которых эти слоги встречаются. Назовите эти картинки с помощью волшебной лупы. Первую я называю (рыба). Дальше Полина называй следующую картинку и т.д. А сейчас проведите стрелки от картинки к звуковой схеме самостоятельно. Будьте внимательны, проговаривайте слова.

— Ребята, а сейчас послушайте загадки.

***

У него громадный рот,

Роет землю, а не крот.

В пять минут на славу

Выроет канаву. (Экскаватор)

***

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет-

Семь плугов тащит. (Трактор)

***

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост-

Понесётся до звёзд. (Ракета)

***

Что за чудо – синий дом

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины.

И питается бензином. (Автобус)

— Молодцы! Сколько картинок? (Четыре) Эта игра называется? (Четвёртый лишний) Правильно! Скажите, ребята, какая картинка здесь лишняя и почему? (Лишняя картинка ракета, потому что это воздушный транспорт, а трактор, автобус и экскаватор наземный транспорт) Хорошо. А ещё, какая картинка здесь лишняя? Посмотрите внимательно. (Автобус, потому что в этом слове нет звука [р]) Молодцы!

— Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии? Где пригодятся нам эти знания?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *