Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Умка – белый медвежонок»

Автор: Панфилова Татьяна Евстигнеевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ №32 «Оленёнок» (г. Мурманск).

Программное содержание:

Упражнять детей различать и называть животных Севера, познакомить их с внешним видом, характерными особенностями, повадками белого медведя;

Развивать наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость;

Формировать фразовую и связную речь детей при составлении описательного рассказа. Развивать связную речь детей, обогащая ее за счет введения в речь однородных второстепенных членов предложения. Учить детей строить предложения грамматически правильно, с интонационной законченностью.

Расширять словарный запас детей;

Развивать эмоциональную сферу детей, их умение сопереживать, заботиться о малышах-зверятах.

Оборудование:

Игрушки – белый медвежонок Умка, рыбка, тюлень, «Атлас для самых маленьких». Предметные картинки из серии «Животные Севера»: морж, тюлень, песец, черно-бурая лиса, нерпа, северный олень, белый медведь, морской котик. Картина «Белый медведь». Простые и цветные карандаши, картинки-схемы для составления описательного рассказа на всех детей. Мел, доска.

Предварительная работа:

Беседа «Кто живет на Севере?». Знакомство с животными Арктики, их внешним видом, повадками.

Чтение рассказов: И. Сосновский «Белый медведь», В. Снегирев «Кто властелин».

Разучивание загадок о белом медведе.

Аппликация «Белый медведь» (сделанная методом обрыва).

Ход занятия:

— Вы слышите какие-то необычные звуки? Прислушайтесь, что вы слышите? (кто-то плачет).

Появляется маленький медвежонок.

— Кто это к нам пришел в гости?

— Как его зовут? (Умка, белый медвежонок).

— Почему медвежонок плачет, как вы думаете, что с ним могло произойти? (ответы детей)

— Умка, ты, наверное, голодный?

— Чем бы вкусным его угостить? Может сладкой конфетой?

— Нет, медведи любят мелкую рыбу, морские водоросли.

— На тебе, Умка, рыбку, не плачь.

— Поможем Умке найти своих родителей?

— Как же мы узнаем, где они живут? (прочитать из энциклопедии, найти в атласе, посмотреть на глобусе).

— Посмотрим на глобус, где живут белые медведи?

— На чем же можно отправиться на Северный Полюс? (на поезде, автобусе, собачьих упряжках, самолете).

— Самолет, он быстрее и надежнее! Полетели!

— Чтобы белый медвежонок не скучал, и мы тоже поиграем в игру «цепочка северных слов» (снег, холод, ледник, айсберг, морж, тюлень, северное сияние).

— Вот мы с вами и прилетели на Северный Полюс. Выходите. (дети поеживаются)

— Что-то я немного замерзла. А вы, ребята, не замерзли.

— Посмотрите, а нашему Умке ну ничуть не холодно. Почему же белый медвежонок не мерзнет? (летом под шкурой накапливается толстый слой жира).

— Расскажите, какая шкура у медведя? (теплая, жесткая, короткая, белая).

— У нас в гостях маленький белый медвежонок, а какой же большой медведь?

Он черный, нет…

Он слабый, нет, он…

Он медлительный, нет, он быстрый

Он травоядный, нет…

Он неуклюжий, нет…

— Скажите, есть ли у медведя враги? (нет)

— Кто для него самый опасный? (человек)

— С кем медведь живет по соседству? (морж, тюлень, морские котики, песец, нерпа)

— Где мы могли видеть белого медведя? (в книгах, на фото, в кино)

— Хотите посмотреть фильм про Белых медведей? (показ фильма)

— У меня есть знакомый художник, он нарисовал для вас 2 картины (смотрят молча 2 мин, подхожу к каждому индивидуально и спрашиваю, что видят на картине).

— Я предлагаю составить рассказ про Белого медведя.

— Умка, слушай, правильно ли мы будем составлять.

— Кто это? (белый медведь)

— Где живет Белый медведь? (он живет далеко на Севере в Арктике, где много снега и льда).

Нарисуйте в №1 снежный сугроб, льдинки. (У каждого ребенка карточки-схемы).

— Какой он, Белый медвежонок? Назовите слова-признаки (он большой, белый, сильный, быстрый, хищный, ловкий). Нарисуйте в кружочке №2 знак «?».

— Какое тело у белого медведя, чем оно покрыто? (Длинное, большое, сильное, покрыто густой, длинной, белой шерстью). Нарисуйте в кружочке №3 шерсть.

— Обратите внимание на центральный кружок. Чья это морда? (Это медвежья морда). Рассмотрите медвежью морду на картине. Опишите ее. (Голова у медведя вытянутая, треугольной формы, на голове есть два маленьких черных зорких глаза, чуткий черный нос и пасть с острыми зубами. Уши  у медведя маленькие, овальные. Когда медведь ныряет, он прижимает уши к голове и вода в них не попадает).

— А какая шея у белого медведя? (Длинная).

— Какие у белого медведя лапы?(4 лапы с короткими, но острыми когтями. Лапы у него очень широкие, поэтому он может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут).

Дети пишут в кружочке №4 букву Ч.

— Чем питается белый медведь? (Ловит рыбу, собирает морские водоросли).

Дети рисуют в кружочке №5 рыбок, морские водоросли.

— А что еще он умеет делать? Назовите слова-действия. (Нырять, плавать, охотиться, подкрадываться, бегать, ходить, съезжать с горки).

Дети рисуют в кружочке №6 гору, около горы – воду, медвежий след.

— Кто у медвежонка мама? (Медведица). Какие медведицы-мамы? Как они ухаживают за медвежатами? (Добрая, ласковая, заботливая, нежная. Каждая медведица роет берлогу в снегу. Там рождаются 1 или 2 медвежонка. Медвежата появляются на свет слепые, глухие, беспомощные. Медведица все время проводит с ними. Она согревает их своим теплом, кормит малышей молоком. Когда медвежата подрастают, мама-медведица катается вместе с ними с горок, кувыркается, учит их охотиться).

Дети пишут в кружке №7 слово «мама»

— Представьте себе, что вы встретили белого медведя. Что вы почувствуете? Начните свой рассказ так: «Если бы я увидел белого медведя…». Нарисуйте в восьмом кружочке букву Я.

— А теперь, кто из вас хочет рассказать о белом медведе? (Рассказ по цепочке с опорой на схему-модель).

— А кто из вас хочет рассказать о белом медведе один?

— Белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу».

Мы помогли Умке вернуться домой и нам тоже пора возвращаться. Наше путешествие закончилось. Много интересного и увлекательного вы узнали про белых медведей?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *