Программное содержание:
- Закрепить представление о понятиях «мебель», «посуда». Учить сравнивать предметы, обозначать наиболее точным словом их сходство и различие.
- Закреплять умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. Учить подбирать определения и сказуемые к слову «заяц».
- Закрепить умение образовывать формы глагола «хотеть».
- Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
Ход занятия:
1. Артикуляционная гимнастика для язычка с зеркалом.
2. Загадка:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (заяц)
— Почему вы думаете, что это заяц?
— Вспомните, какой заяц? Какими словами можно сказать о нем? (беленький, мягкий, пушистый, быстрый, трусливый, осторожный и т.д.)
— Какая шерсть у зайца? (мягкая, пушистая, гладкая)
— Какие у него уши? (длинные)
— Какие ноги? (сильные, быстрые)
— С чем можно сравнить зайца? (как пушок, как вата, мягкий как шарик)
— А что умеет делать зайчик? (прыгать, скакать, бегать)
— Придумайте предложение, чтоб в нем были слова «прыгает», «беленький»?
— Придумайте предложение, чтоб в нем были слова «пушистый», «трусливый»?
Молодцы! За каждый правильный ответ дается жетон.
3. Послушайте, что же случилось с нашим зайчиком: Я нашла его около нашего детского сада. Он сидел и плакал. А потом сказал: «У всех зверей есть дома – у лисы…(норка), у медведя…(берлога), у белки…(дупло), а у зайцев нет дома! Они прячутся под кустиком». Давайте устроим зайчику дом!
— Что мы поставим в комнате? (мебель)
— Какие предметы мебели вы знаете? (дети отвечают)
Воспитатель расставляет на стол игрушечную мебель.
— Какие бывают столы? (кухонные, письменные, обеденные, журнальные). Для чего нужен обеденный стол? Для чего нужен письменный?
— Какие бывают шкафы? (посудный, книжный, платяной)
— А из чего заяц будет есть и пить? (дети перечисляют) Как все эти предметы можно назвать одним словом? (посуда)
— Для чего нужна чашка и стакан? (из них можно пить чай, молоко, компот)
— Чем отличается чашка от стакана? (стакан прозрачный, чашка нет, стакан выше чашки)
— Сравните стакан и кружку? Чем они отличаются? (стакан из стекла, а кружка сделана из метала, стакан прозрачный, а кружка нет, кружка больше стакана).
— Из чего наш зайчик будет есть суп? (из тарелки) Из чего будет есть кашу? (тоже из тарелки)
— Какие тарелки нужны для супа? (глубокие) Для второго? (мелкие)
4. Ребята, наш зайчик ждет гостей. Давайте поможем ему накрыть стол.
— Куда зайчик положит хлеб? Как называется посуда для хлеба? (хлебница)
— Для сахара? (сахарница)
— Для салата? (салатница)
— Для конфет? (конфетница)
— Для салфеток? (салфетница)
Гости любят пить чай и кофе.
— В чем заваривают чай? (в чайнике)
— В чем заваривают кофе? (в кофейнике)
— А в чем заяц подаст молоко? (в молочнике)
Вот какой праздничный стол у нас получился!
5. Поиграем «В снежки».
— Ребята, вы хотите поиграть? (хотим)
— И ты, Таня, хочешь? (хочу)
— Алина, как ты думаешь, Костя хочет поиграть с нами? (хочет)
— Соня, спроси у Влады, хочет ли она поиграть? (хочет)
После этого дети играют «В снежки»: наклоняются, берут снег, лепят снежок и бросают правой рукой.
— А чтобы наши руки не замерзли, что мы наденем? (рукавички) Рукавичка какая? (шерстяная, теплая, вязаная)
— Рукавичка шерстяная, а шарфик какой? (шерстяной)
6. Итог занятия: Молодцы, ребята! Сегодня на занятии вы показали, как умеете подбирать прилагательные, глаголы к названному слову, умеете сравнивать предметы, называя их точным словом.
Автор: воспитатель II квалификационной категории Антошкова М.С. (МДОУ №45 г.Пудож