Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане»

Автор: Шипкова Татьяна Адольфовна, учитель–логопед высшей квалификационной категории МДОУ №41 «Гнёздышко» (г. Электрогорск).

Цель занятия: Учить детей вычленять звуки р, рь в речевом потоке, в слоговых сочетаниях, словах, предложениях, стихах.

Произносить звуки р, рь на слух. Закрепить умение детей делить слова на части со звуками р, рь из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Учить детей выделять начальные буквы из слов, сливать эти буквы в слоги, слова, уметь писать их на доске.

Упражнять в звукослоговом анализе.

Учить детей употреблять слова в нужной грамматической форме, прививать любовь к русскому творчеству, воспитывать уважение к своим товарищам, умение слушать.

Материал к занятию:

Грамзапись из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», конверты с заданием, иллюстрации, цветные карандаши, изображение комара.

Предварительная работа.

Чтение произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», рассматривание иллюстраций, беседа по сказке, рисунки детей, составление кроссвордов по сказке, лепка героев сказки: белочки, царевна Лебедь, заучивание отрывков из произведения.

Логопед: Дети, вы любите сказки?

Дети: Да.

Логопед:

В мире много сказок

Грустных и смежных

И прожить на свете

Нам нельзя без них,

В сказке может всё случиться.

Наша сказка впереди. Слушайте! Сказка в дверь стучится. Скажем сказке: «Заходи». Звучит музыка из сказки о царе Салтане.

Логопед: Из какой сказки эта музыка?

Дети: «Сказка о царе Султане и о сыне его славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь».

Логопед: Верно. Сказка А.С. Пушкина. А мы с вами сегодня поиграем с героями этой сказки.

Логопед: Дети, с нашем князем случилась беда, он не может из комара опять превратиться в человека без вашей помощи. Хотите помочь?

Дети: Да.

Логопед: Для этого надо выполнить несколько заданий. Все задания у нас в конвертах. Откроем конверт №1. Здесь картинка корабля. Надо прочитать стихотворение о корабле из этого произведения, найти слова со звуками Р, Рь.

Читает ребёнок:

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Мимо острова крутого,

Мимо города большого»

Логопед: Какие вы услышали слова со звуками Р, Рь.

Дети: Называют слова: ветер, море, корабль, раздутые, паруса, остров, крутой, город.

Логопед: Молодцы, вы правильно назвали слова. Помогли Гвидону справиться с этим заданием.

2 часть:

Логопед: Вот конверт №2. В нем картинка комара. Надо придумать чистоговорки про комара.

Дети:

РА-РА-РА — превращаюсь в комара.

РУ-РУ-РУ — плывёт лебедь к комару.

РЫ-РЫ-РЫ — очень дружат комары.

РЕ-РЕ-РЕ — говорят о комаре,

АР-АР-АР — вот лежит комар.

Логопед: Молодцы, дети, интересные у вас чистоговорки.

3 часть:

Логопед: Вот конверт под № З. Посмотрим, что в нём. Здесь зашифровано слово. Давайте подумаем, какое? (Картинки, кошка, осы, мак, астра, рак). Надо взять по первому звуку от каждого слова и составить новое.

Дети: Составили слово комар.

Логопед: Вы составили слово. Гвидону помогли.

4 часть:

Логопед: А сейчас давайте вспомним, как царевна Лебедь превратила князя Гвидона в комара.

Физкультминутка

Будь же, князь, ты комаром.

И крылами замахала,

Воду с шумом расплескала

И обрызгала его

С головы до ног всего.

Тут он в точку уменьшился,

Комаром оборотился.

Логопед: В следующем конверте картинки комаров (раздать детям по одной). Надо сделать схему слова комар.

Дети зарисовывают звукослоговую схему слова комар.

Логопед: Сколько гласных? Сколько согласных? Какой последний звук? Вы ещё одно задание выполнили верно.

5 часть:

Логопед: Следующий конверт № 5, в нём на открытке написаны слова из сказки со звуком Р, Рь. Их надо разделить на части. Я буду называть слова, а вы будете поднимать карточки с соответствующим количеством частей.

Дети подсчитывают части и поднимают карточки.

Слова: Царевич, царь, корабль, орешки, черномор, богатыри, коршун, комар, пир, повариха, орлица, грамота, бояре, море, берег, двор.

Логопед: Молодцы, вы хорошо разделили слова на части.

6 часть:

Логопед: И последний конверт. Посмотрим, что в нём. Надо закончить предложения словами и действиями, которые встречались в сказке со звуками Р, Рь.

Логопед:

1. Три девицы под окном … (Что делали?).

Пряли поздно веерком.

2. Шлёт с письмом она гонца, чтоб… (Что сделать?).

Обрадовать отца.

3. Ты не коршуна убил,

Чародея… (Что сделал?).

Подстрелил.

4. А сидит в нём царь Гвидон.

Он … (Что сделал?).

Прислал тебе поклон.

5. Белка песенки поёт

И орешки всё… (Что делает?).

Грызёт.

6. Князь для белочки потом… (Что сделал?)

Выстроил хрустальный дом.

7. С башни князь Гвидон сбегает,

Дорогих гостей … (Что делает?).

Встречает.

8. И опять она его

Вмиг … (Что сделала?).

Обрызгала всего.

9. Тут она, взмахнув крылами… (Что сделала?).

Встрепенулась, отряхнулась и царевной обернулись.

10. Под косой Луна блестит

А во лбу звезда… (Что делает?).

Горит.

Логопед: Молодцы! Ребята, вы все задания выполнили правильно и выручили князя Гвидона из беды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *