Автор: Шипкова Татьяна Адольфовна, учитель–логопед высшей квалификационной категории МДОУ №41 «Гнёздышко» (г. Электрогорск).
Цель занятия: Учить детей вычленять звуки р, рь в речевом потоке, в слоговых сочетаниях, словах, предложениях, стихах.
Произносить звуки р, рь на слух. Закрепить умение детей делить слова на части со звуками р, рь из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Учить детей выделять начальные буквы из слов, сливать эти буквы в слоги, слова, уметь писать их на доске.
Упражнять в звукослоговом анализе.
Учить детей употреблять слова в нужной грамматической форме, прививать любовь к русскому творчеству, воспитывать уважение к своим товарищам, умение слушать.
Материал к занятию:
Грамзапись из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», конверты с заданием, иллюстрации, цветные карандаши, изображение комара.
Предварительная работа.
Чтение произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», рассматривание иллюстраций, беседа по сказке, рисунки детей, составление кроссвордов по сказке, лепка героев сказки: белочки, царевна Лебедь, заучивание отрывков из произведения.
Логопед: Дети, вы любите сказки?
Дети: Да.
Логопед:
В мире много сказок
Грустных и смежных
И прожить на свете
Нам нельзя без них,
В сказке может всё случиться.
Наша сказка впереди. Слушайте! Сказка в дверь стучится. Скажем сказке: «Заходи». Звучит музыка из сказки о царе Салтане.
Логопед: Из какой сказки эта музыка?
Дети: «Сказка о царе Султане и о сыне его славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь».
Логопед: Верно. Сказка А.С. Пушкина. А мы с вами сегодня поиграем с героями этой сказки.
Логопед: Дети, с нашем князем случилась беда, он не может из комара опять превратиться в человека без вашей помощи. Хотите помочь?
Дети: Да.
Логопед: Для этого надо выполнить несколько заданий. Все задания у нас в конвертах. Откроем конверт №1. Здесь картинка корабля. Надо прочитать стихотворение о корабле из этого произведения, найти слова со звуками Р, Рь.
Читает ребёнок:
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Мимо острова крутого,
Мимо города большого»
Логопед: Какие вы услышали слова со звуками Р, Рь.
Дети: Называют слова: ветер, море, корабль, раздутые, паруса, остров, крутой, город.
Логопед: Молодцы, вы правильно назвали слова. Помогли Гвидону справиться с этим заданием.
2 часть:
Логопед: Вот конверт №2. В нем картинка комара. Надо придумать чистоговорки про комара.
Дети:
РА-РА-РА — превращаюсь в комара.
РУ-РУ-РУ — плывёт лебедь к комару.
РЫ-РЫ-РЫ — очень дружат комары.
РЕ-РЕ-РЕ — говорят о комаре,
АР-АР-АР — вот лежит комар.
Логопед: Молодцы, дети, интересные у вас чистоговорки.
3 часть:
Логопед: Вот конверт под № З. Посмотрим, что в нём. Здесь зашифровано слово. Давайте подумаем, какое? (Картинки, кошка, осы, мак, астра, рак). Надо взять по первому звуку от каждого слова и составить новое.
Дети: Составили слово комар.
Логопед: Вы составили слово. Гвидону помогли.
4 часть:
Логопед: А сейчас давайте вспомним, как царевна Лебедь превратила князя Гвидона в комара.
Физкультминутка
Будь же, князь, ты комаром.
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился.
Логопед: В следующем конверте картинки комаров (раздать детям по одной). Надо сделать схему слова комар.
Дети зарисовывают звукослоговую схему слова комар.
Логопед: Сколько гласных? Сколько согласных? Какой последний звук? Вы ещё одно задание выполнили верно.
5 часть:
Логопед: Следующий конверт № 5, в нём на открытке написаны слова из сказки со звуком Р, Рь. Их надо разделить на части. Я буду называть слова, а вы будете поднимать карточки с соответствующим количеством частей.
Дети подсчитывают части и поднимают карточки.
Слова: Царевич, царь, корабль, орешки, черномор, богатыри, коршун, комар, пир, повариха, орлица, грамота, бояре, море, берег, двор.
Логопед: Молодцы, вы хорошо разделили слова на части.
6 часть:
Логопед: И последний конверт. Посмотрим, что в нём. Надо закончить предложения словами и действиями, которые встречались в сказке со звуками Р, Рь.
Логопед:
1. Три девицы под окном … (Что делали?).
Пряли поздно веерком.
2. Шлёт с письмом она гонца, чтоб… (Что сделать?).
Обрадовать отца.
3. Ты не коршуна убил,
Чародея… (Что сделал?).
Подстрелил.
4. А сидит в нём царь Гвидон.
Он … (Что сделал?).
Прислал тебе поклон.
5. Белка песенки поёт
И орешки всё… (Что делает?).
Грызёт.
6. Князь для белочки потом… (Что сделал?)
Выстроил хрустальный дом.
7. С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей … (Что делает?).
Встречает.
8. И опять она его
Вмиг … (Что сделала?).
Обрызгала всего.
9. Тут она, взмахнув крылами… (Что сделала?).
Встрепенулась, отряхнулась и царевной обернулись.
10. Под косой Луна блестит
А во лбу звезда… (Что делает?).
Горит.
Логопед: Молодцы! Ребята, вы все задания выполнили правильно и выручили князя Гвидона из беды.