Конспект занятия в старшей группе «Звук и буква И»

Автор: Мингазова Ралина Фагиловна.

Цель: Познакомить детей со звуком и буквой И.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

— Познакомить детей со звуком И и его акустико-артикуляционной характеристикой.

Коррекционно-развивающие:

— Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

— Закреплять понятие «гласный звук», «слог», «слово».

— Автоматизировать звук И в слогах, словах и предложениях.

Коррекционно-воспитательная:

— Воспитывать у детей интерес к занятию.

Оборудование: Цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, зеркала по количеству детей, картинка для звукоподражания, счётные палочки, предметные картинки со звуком И в начале слова.

Ход занятия:

Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Сядет тот, кто назовёт слово со звуком О. (Варианты ответов детей). Молодцы.

Объявление темы занятия.

На доске картинки, в которых звук И находится в начале слова: иголка, индюк, иней, ива, избушка, икра, игрушки, ирис, Ира. Логопед называет эти картинки. Звук И произносится утрированно. Затем логопед просит отгадать детей, с каким звуком они сегодня познакомятся на занятии.

Акустико-артикуляционный образ звука.

Хоровое и индивидуальное произнесение звука И с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, язык спокойно лежит на дне ротовой полости, воздух выходит свободно, не встречает преграду на своём пути.

— Ребята, звук И — гласный, обозначать мы его будем кружком красного цвета. Этот звук очень любит произносить маленький ослик. (Выставляется картинка для звукоподражания). Повторите вслед за осликом: «И-и-и».

Артикуляционная гимнастика (перед зеркалами).

Сказка о весёлом язычке.

Проснулся язычок рано-рано утром и выглянул в окошко. День был очень светлым и хорошим. Пошёл язычок в ванную, открыл кран с водой. Водичка полилась — ссссс. Умылся язычок. Затем закрыл кран с водой. Вода полилась уже слабее – ссссс. Пошёл язычок на кухню, а там его ждала бабушка, которая приготовила ему вкусные блинчики. Покажем, как бабушка пекла блинчики. Покушал язычок, сказал бабушке «спасибо» и пошёл гулять со своими друзьями. Пошли они кататься на качелях. По пути он встретил лягушку, слоника, хомячков — сытого и голодного, даже грибы собрал. А затем они пошли кататься на лошадке. Очень хорошо погулял язычок с друзьями! Молодцы, ребята! Убираем зеркала.

Развитие фонематического слуха.

— Ребята, приготовьте, пожалуйста, свои красные кружки. Сейчас я вам буду называть разные звуки, а вы поднимайте красный кружок только тогда, когда услышите звук И.

(И,У,И,П,А,И,И,О,Т,У,И,П,А,И.) Молодцы!

Физкультминутка «Осенью в лесу»

Заходи в осенний лес!

(Дети выполняют ходьбу на месте).

Много здесь вокруг чудес!

(Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг).

Вот берёзки золотые стоят,

(Поднимают руки вверх).

Под берёзками грибочки

(Приседают и выполняют упражнение Грибок).

На нас глядят-

В корзинку прыгнуть хотят.

(Встают и выполняют упражнение Корзинка).

Н. Метельская

Закрепление звука И в слогах.

Логопед утрированно произносит Слог «Ип». И проводит вместе с детьми его подробный анализ. Сколько звуков в слоге Ип? (два), Какой звук И? (гласный), Какой звук П? (согласный). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным цветом). А каким цветом мы обозначаем согласные звуки? (синим цветом). Выложите схему слога Ип. Аналогично разбирается слог Ап.

Закрепление звука И В словах. Игра «Подели слово».

— Ребята, сейчас я буду называть слова, а вы будете определять, сколько слогов в этом слове. На каждый слог-хлопок. Слова — индюк, иголка, икра, иней, ива.

Закрепление звука в предложениях. Составление предложения по картинке. На картинке Кошка пьёт молоко.

— Скажите, что делает кошка? (кошка пьёт молоко). «Кошка» — это слово. А «пьёт»? (слово). А «молоко»? (слово). Теперь я прошу выйти Айрата, Никиту и Руфину. (Дети выходят). Сейчас вы будете «живыми словами». Руфина — слово «кошка», Айрат — слово «пьёт», Айнур — слово «молоко». А теперь возьмитесь за руки. Вот посмотрите: если слова дружат и хотят нам что-то рассказать, то это предложение. А теперь составьте предложение со словами индюк и иголка. Подружите эти слова!

Закрепление звука в тексте.

Слушай, не зевай,

Все загадки отгадай!

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(Иголка с ниткой)

***

Не снег, не лёд,

А серебром деревья убирает.

(Иней)

При произнесении отгадок логопед спрашивает у детей, какой звук стоит в начале слова.

Связь звука и буквы. На доску выставляется буква И.

— Ребята, посмотрите — это буква И.

Для И три палочки возьми.

Две прямо. Третью наклони.

Выкладывание буквы И из счётных палочек. На дом я вам раздам буквы И. Вы раскрасите букву дома. Каким цветом будете раскрашивать букву И? Почему?

Итог занятия. С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? Когда слова дружат и хотят что-то рассказать, что это? (предложение). Молодцы, ребята! До свидания!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *