Конспект занятия в старшей группе «Звук [Л]. Путешествие на корабле»

Цель: знакомство со звуком Л.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— знакомство со звуком Л;

— закрепление знания детей о звуках и «Л»;

— закрепление умения детей давать характеристику звуков.

Коррекционно-развивающие:

— развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики рук;

— развитие фонематического и зрительного восприятия; внимания; анализа и синтеза.

Коррекционно-воспитательные:

— воспитание умения выполнять игровые навыки.

Оборудование: Зеркала, мяч, картинки: пароход, картинки на звук Л, аудиозапись гудка парохода, карандаши, фишки синего цвета, счетные палочки.

Ход занятия:

Орг. момент. Проблемная ситуация.

— Здравствуйте, ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте улыбнемся гостям, улыбнемся друг другу. Присаживайтесь.

— Сегодня у нас необычное занятие. Я предлагаю отправиться в морское путешествие. (Открывается картинка с изображением парохода.)

— Посмотрите, у причала стоит большой пароход и гудит: Л-Л-Л.

— Однако к путешествию нужно как следует подготовиться. Давайте «Замесим тесто» и напечем «Блинов», чтобы было чем подкрепиться. К блинам возьмем с собой «Вкусное варенье».

— Перед выходом в море, давайте проверим, как перенесём качку (упражнение «Качели»). Качка нам не страшна! Однако нам нужно поторопиться. Бегом на причал! (упражнение «Часики». Покажем, как на нашем корабле флаг развивается (упражнение «Почистим верхние зубки»).

— Чтобы было не скучно в пути возьмём с собой Гармошку.

Произношение изолированного звука (хоровое, цепочкой).

— Снова гудит пароход: Л-Л-Л, приглашает нас подняться на палубу. Как он гудит? Л-Л-Л. (язычок сжимаем между зубками и длительно произносим л-л-л.)

Формирование зрительного образа звука.

— Посмотрите внимательно в зеркало, когда мы произносим звук [Л]: Губы — раскрыты «оскал»; зубы — раскрыты; спинка языка — опущена — звук твердый; голосовые связки — приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос, работают голосовые связки.

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Поем песенку «кораблика»: Л-Л-Л-Л: Спинка языка опущена — звук Л твердый.

Характеристика звука (гласный — согласный, глухой — звонкий, твердый — мягкий).

— Когда мы произносим звук и воздух встречает преграду, то это согласный звук.

— Итак, звук Л — согласный, твердый, звонкий (обозначим фишкой синего цвета).

— Снова гудит пароход: Л-Л-Л, приглашает нас подняться на палубу. Однако чтобы поплыть на корабле, нам нужно подняться по трапу (это у нас лесенка, нам нужно эту лесенку сейчас построить) Берем счетные палочки. Я буду называть слова, если слова связаны с морем, вы ставите одну палочку, если нет — не ставите: море, луна, моряк, стул, морской, пенал… Вот мы построили лесенку, наш трап готов. Теперь поднимаемся по ней, на каждую палочку нажимаем пальчиком и произносим: Л-Л-Л.

Игра с мячом. Поднялись на трап, давайте встанем, произносим звук Л в конце каждого слова. Я буду говорить начало, а вы конец — только звук Л-Л: бал, мал, зал, обвал, метал, завал, пенал, играл, бегал.

— Присаживаемся на места. Выходим в открытое море.

Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

— На корабле живут лягушки, они очень веселые и любят петь. Эта лягушка, у которой губки «кружочком» поет «ла-ла-ла». Эта лягушка, у которой губки «трубочкой» поет «лу-лу-лу». Эта лягушка, у которой губки «овалом» поет «ло-ло-ло». Эта лягушка, у которой губки «в улыбке» поет «лы-лы-лы».

— Ребята, давайте вспомним, какие песенки пели лягушки. А теперь вместе повторим эти песенки тихо, громко, шепотом, радостно, удивленно.

Волны плещутся за бортом: Лла.

— Ребята, послушайте внимательно и скажите, какой первый звук слышится? Какой это звук согласный или гласный?

— Какой второй? Какой это звук гласный или согласный? Когда мы произносим этот звук воздух встречает преграду? Посмотрите, воздушная струя выходит свободно, нет никакой преграды. Какой фишкой обозначим звук [А]? Молодцы!

— Высаживаемся на остров. Ребята, посмотрите внимательно, впереди виднеется какой-то остров (открывается картинка с изображением острова).

— Кто же нас на берегу встречает? (изображение обезьянки) Верно, обезьянка. Она, увидев нас, удивилась и обрадовалась. Давайте угостим обезьянку запасами.

Игра «Какой сок».

Сок из вишни — какой сок?

Сок из анансов? Какой?

Сок из малины? Какой?

Сок из яблока? Какой?

Сок из апельсина? Какой?

Сок из лимона? Какой?

Сок из сливы? Какой?

Сок из клубники? Какой?

Сок из земляники? Какой сок?

— Молодцы! Нужно отправляться дальше. Давайте попрощаемся с обезьянкой и на память об острове соберем на берегу ракушки. Как услышите слово со звуком Л, возьмите ракушку. Слушайте внимательно: волна, море, песок, солнышко, остров, обезьяна, облако, плаванье, путешествие.

— Продолжаем наше путешествие.

Развитие общей моторики «Море».

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить — нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

— Дальше нас встречает стая дельфин (среди них вы должны найти 2 одинаковые и соединить)

— Посмотрите, белочка тоже хочет с нами поиграть. Ребята, скажите, в слове белочка, где находится звук Л (в начале, в середине или в конце слова)? Давайте поделим его на слоги? Сколько слогов получилось? Какой 1-й слог? Какой 2-й слог? 3-й слог?

Игра «Один – много» (белка, палка, яблоко, стул, стол, пол, слива, апельсин, малина).

Итог занятия.

— Подходит к концу наше морское путешествие. Разворачиваем пароход и берем курс домой. Какой звук помогал нам сегодня в этом путешествии? Это звук гласный или согласный? Глухой или звонкий? Куда поднимается и упирается язычок при его произнесении?

Оценка работы детей на занятии.

— Вы хорошо сегодня поработали, молодцы! 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *