Доклад «Формирование элементарных математических представлений как средство развития умственных способностей у детей»

Автор: Самойлова Елена Павловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области» (Саратовская область, г. Калининск)

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.

И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей дошкольного возраста.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Для достижения развития умственных способностей у детей средствами математики потребуется решить ряд задач:

1. Эмоционально вовлекать ребенка в познавательную деятельность (только в этом случае он понимает и ощущает, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать красоту решения задачи);

2. Стимулировать любознательность ребенка, используя занимательные пособия и материалы, которые вызывают интерес и удивление;

3. Передавать инициативы от взрослого ребенку, самостоятельно находить способы их реализации;

4. Поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство.

5. Закреплять названия геометрических фигур; составлять из геометрических фигур разные предметы. Раскладывая их в порядковом возрастания; упражнять в ориентировке на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине, умение выражать словами местонахождение предмета); различать части суток: утро — вечер, день — ночь; учить правильно пользоваться порядковыми числительными, соотносить числительное с каждым из предметов.

6. Развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, учить находить общий признак и на этой основе объединять фигуры в группы; развивать внимание, упражнять в нахождении закономерности и обоснование найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков; учить зрительно устанавливать сходство и различие предметов, развивать навыки самоконтроля.

7. Воспитывать умение работать в коллективе; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

8. Учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры, группировать предметы по величине, месту расположения; развивать гибкость и оригинальность мышления.

9. Учить решать интеллектуальные задачи на поиск следующей или пропущенной фигур.

Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития ребенка. Например, несколько таких заданий для детей двух — четырех лет.

1. Задание на выбор предмета из группы по любому признаку: «Возьми красный мячик»; «Возьми красный, но не мячик»; «Возьми мячик, но не красный».

2. Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку: «Выбери все мячики»; «Выбери круглые, но не мячики».

3. Задание на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам: «Выбери маленький синий мячик»; «Выбери большой красный мячик». Задание последнего вида предполагает соединение двух признаков предмета в единое целое.

В качестве примера организации занятий, развивающих способности ребенка к анализу и синтезу, приводится несколько упражнений для детей пяти-шести лет.

Упражнение.

Материал: набор фигур — пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат. Задание: Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные — круги).

Упражнение

Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.

Задание: «Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру)».

Упражнение

Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

Задание: «Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга)».

Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать:

— игры на плоскостное моделирование, игры головоломки,

— задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.

Использование разных видов игр на занятиях благотворно влияет на:

— усвоение элементарных математических представлений у дошкольников

— повышение уровня развития умственных математических способностей у детей.

Самое главное — это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Список литературы

1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. — М.: Просвещение, 2007.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Наука, 2001.

3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. — Ярославль, 2007.

4. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М.: Инфра, 2001.

5. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. — М.: Наука, 2009.

6. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. — М.: Просвещение, 2006.

7. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

8. Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду. – М.: Знание, 2003.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *