Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире.
Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив генофонд нации?
Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь находится в руках взрослых.
С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение других. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Многие родители испытывают серьезные трудности в воспитании детей. Их беспокоят непослушание конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей-дошкольников.
Родители, не зная, как вести себя, используют телесные наказания, угрожают, запугивают детей. Большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причины, считая их беспредметными и немотивированными. Они не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви со стороны родных и близких, и только в семье формируются уверенность в себе и своих возможностях.
Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняет психику, они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, иначе ведут себя. Жизнь, здоровье, будущее ребенка зависит от родителей и от взрослых , его окружающих, от мира на земле, от экологического состояния планеты.
Если раньше система общественного воспитания снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка на детский сад, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.
Защита прав и интересов детей возлагается на родителей, поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят, о нем заботятся!
Моя задача как педагога состоит в том, чтобы не оставаться равнодушной и организовать защиту прав и достоинств маленького ребенка, обеспечить в процессе общения ребенка с родителями:
— чувство психологической защищенности;
— доверие миру;
— эмоциональное благополучие;
— формирование личностной культуры;
— развитие индивидуальности.
Для этого нужна систематическая и целенаправленная работа с педагогами, с детьми, с родителями. Мною использованы формы и методы работы по охране прав ребенка. В своей работе я провожу занятия, дискуссии, анкетирование для родителей, дидактические игры и упражнения. Использую в своей работе художественную литературу (стихотворения, пословицы, поговорки). Мною дана консультация на тему: «Переживание детьми дошкольного возраста физического наказания».
Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.
План работы с детьми по правовому воспитанию:
Дата | Форма Работы | Тема | Цель |
Октябрь | Интегрированное занятие | «В гостях у Конвенции» | Познакомить с основными положениями Конвенции ООН о правах ребёнка. Ввести понятие Конвенция. Формировать понятие о том, что у каждого ребёнка есть свои права. |
Декабрь | Досуг | «Детский сад встречает малышей» | Воспитывать у дошкольников заботливое отношение к младшим. |
Февраль | Занятие | «Мы все разные – мы все равны» | Формировать представление о том, что на Земле живут люди разных национальностей; все люди равны не зависимо от национальности и веры. |
Март | Оформление альбома | «Я и моя семья» | Закрепить представление о семье. Познакомить с правом о воспитании в семье. |
Апрель | Праздник | «К нам приехал Айболит» | Познакомить с правилами поведения на прогулке в летний период. Формировать навыки сотрудничества. |
План работы с родителями по правовому воспитанию:
Дата | Форма работы | Тема |
Октябрь | Дискуссия | «Защитим наших детей от…» |
Февраль | Консультация | «Переживания детьми дошкольного возраста физического наказания» |
Март | Родительское собрание | «Защита прав и достоинств маленького ребенка» |
Апрель | Оформление памятки «Советы родителям» | «Семь правил взрослых» |
План работы с педагогами по правам ребёнка:
Дата | Форма работы | Тема | Цель |
Октябрь | Семинар-практикум | «Правовое образование в МДОУ» | Повысить правовую культуру педагогов в ДОУ |
Декабрь | Викторина | «Интерпритация понятия о правах человека в поступках литературных героев» | Определить, в каких сказках есть право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, право работающего на справедливое вознаграждение |
Февраль | Деловая игра | «Что объединяет всех детей планеты» | Совершенствовать знания и представления педагогов о том, что все дети имеют неотъемлемые права, в том числе и на игру |
Апрель | Консультация | «Переживание детьми дошкольного возраста физического наказания» | Совершенствовать знания и представления педагогов о том, что ребенок целиком и полностью зависит от родителей |
Автор: воспитатель Малышева Л.А. (МДОУ «ЦРР – д/с «Солнышко», г. Ковылкино, Республика Мордовия).