Инновационный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

— является основой для интеллектуального развития;

— упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

— развивает наблюдательность;

— готовит к реальной жизни;

— позитивно влияет на эстетическое чувство;

— является основой для развития воображения;

— развивает внимание;

— дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

— влияет на расширение словарного запаса ребенка;

— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, стараюсь закладывать первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним. В процессе действий с предметами ребенок учиться различать их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при которых он мог бы понять, что от умения определить форму зависит результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов, так как ребенок может еще не выделять форму зрительно и тем более не знать ее названия. С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенный знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу занятий. Дети постепенно научаются собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т. п., возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.

Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребенка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Таким образом, роль дидактических игр и занятий в умственном воспитании детей несомненна. Дидактические игры и занятия имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. Во время занятий постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. Уже на этой ступени можно формировать первые отношения к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание как-то участвовать в их деятельности (подержать молоток, принести воды в ведерке и т. п.); при рассматривании картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу, например к упавшей и плачущей девочке и т. п. Таким образом, во время занятий не должны быть забыты и задачи нравственного воспитания. Занятия имеют значение и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых занятий прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т. п. Поэтому очень важно, чтобы музыкальный и литературный материал был подлинно художественным. При проведении занятий воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им может грозить какая-либо опасность.

Задания на группировку предметов по величине, форме, цвету, становятся доступны детям, когда они могут удерживать в памяти условия выполнения действия. Дети запоминают, что они должны не только брать предметы двух типов и раскладывать их в разные места, но при этом учитывать их величину, форму, цвет.

Первоначально детям предлагаю дополнительные ориентиры: на узкой дорожке раскладываю мелкие кружки, на большой – большие, и т.д. Малыши довольно быстро привыкают к  заданиям с двумя условиями и в дальнейшем переходят к группировке предметов без дополнительных ориентиров.

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, т.к. не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, добиваюсь того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

Раскладывая мозаику, ребёнок не только учитывает разнообразные сенсорные свойства предметов, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук. Ещё более сложные движения руки необходимы при выполнении заданий по рисованию.

К концу третьего года жизни у детей накапливается определённый сенсорный опыт, который используется при рисовании, особенно по замыслу выкладывания мозаики и т.д.

К трёхлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания  ребёнка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры. Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до шести лет.

На первом году жизни — это обогащение ребёнка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы. Начиная с четвёртого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые закреплённые в речи представления о цветах, геометрических фигурах. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине.

Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребёнка, но обучение в этом возрасте ещё не занимает определённого места. Поэтому для детей раннего возраста ещё нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Автор: воспитатель Плешакова Т.М. (МДОУ «ЦРР – д/с «Солнышко», г. Ковылкино, Республика Мордовия).

Перспективно – тематический план по развитию сенсорных эталонов в первой младшей группе:

Дата Тема занятия
Сентябрь1 неделя Проталкивание предметов  разной формы в соответствующие отверстия
2 неделя Нанизывание  больших  и маленьких колец  на  стержень
3 неделя Складывание  двухместной матрёшки
4 неделя Раскладывание  однородных предметов разной величины на две группы
Октябрь 1 неделя Раскладывание однородных предметов резко различных по форме на две группы
2 неделя Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы
3 неделя Нанизывание колец, убывающих по величине
4 неделя Складывание трёхместной матрёшки
Ноябрь 1 неделя Размещение круглых вкладышей разной величины в ссответствующих отверстиях
2 неделя Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующих гнёздах
3 неделя Размещение резко отличных по форме вкладышей в соответствующих отверстиях
4 неделя Размещение более близких по форме  вкладышей в соответствующие отверстия
Декабрь 1 неделя Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету на две группы
2 неделя Раскладывание однородных предметов близких цветовых тонов
3 неделя Размещение грибков двух цветовых тонов в отверстиях столиков в соответствии с их цветом
4 неделя Солнечный круг
Январь 1 неделя Выбор однородных предметов по цвету из четырёх предложенных
2 неделя Размещение вкладышей, различающихся по величине и форме, в соответствующих отверстиях
3 неделя Размещение вкладышей двух заданных форм при выборе из четырёх
4 неделя Сделаем кукле бусы
Февраль 1 неделя Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята»
2 неделя Выкладывание из мозаики на тему « Домики флажки»
3 неделя Рисование красками на тему «Одуванчики и жуки на лугу»
4 неделя Выкладывание из мозаики на тему «Ёлочки и грибочки»
Март 1 неделя Помоги куклам найти свои игрушки
2 неделя Нанизывание больших и маленьких бус
3 неделя Ёжики
4 неделя Рисование красками на тему «Огоньки ночью»
Апрель 1 неделя Рисование красками на тему «Листочки деревьев»
2 неделя Рисование красками на тему «Апельсин»
3 неделя Нанизывание  бус  разной формы
4 неделя Нанизывание бус разного цвета

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *