Педагогический опыт «Использование игровых технологий в театрализованной деятельности»

Автор: Шипкова Татьяна Адольфовна, учитель–логопед высшей квалификационной категории МДОУ №41 «Гнёздышко» (г. Электрогорск).

С уверенностью можно сказать, что применение театрализованных игр на занятиях повышает эффективность педагогического процесса. А также способствуют развитию речи, памяти, мышление, оказывают огромное влияние на умственное развитие ребенка. Проведение занятий с элементами театральной педагогики, помогает каждому ребенку проявить свои умения, склонности к творчеству, быстрее и качественнее усвоить материал.

В основе театральной деятельности лежит игра, которая помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.

Эти идеи и послужили толчком к использованию театрализованных игр для развития речи детей. В своей педагогической деятельности стремилась к тому, чтобы дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации. Чтобы они могли легко  вступать в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками.

Всесторонне развивают ребенка театрализованные игры:

— формируя знания об окружающем мире;

— активизируя и расширяя у детей словарный запас, совершенствуя у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;

— развивая у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);

— воспитывая у малышей интерес к театрально-игровой деятельности;

— совершенствуя у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;

— развивая эмоционально-волевую сферу ребенка.

Главная педагогическая идея — развитие вербальной и невербальной стороны речи детей, добиваясь ее выразительности, используя театрализованные игры. Важным условием успешного применения театрализованных игр на речевых занятиях являлась также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражалась в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов. На каждом занятии используются такие небольшие сценки. Например, «Огородное пугало», выполняют дети всей группы.

Дети шли, шли, шли, в огород пришли

Там увидели урода и скорей из огорода.

А урод стоит на палке с бородою из мочалки.

Детям нравится быть в роли любого персонажа на занятии и одновременно произносить слова стихотворения:

Удод у дороги увидел ужа

Удод улетел, от испуга дрожа

А уж зашуршал и уполз в камыши,

Над глупым удодом смеясь от души.

Здесь нужно было выделить слова со звуком У и сыграть роль с выражением.

Работа над мимикой и просодией. Чтение шутки-потешки.

Говорит попугай попугаю:-

Попугай, попугай, я тебя попугай напугаю!

Попугаю в ответ попугай:-

Ты меня попугай не пугай.

Одна группа изображает сердитого попугая, другая — испуганного.

Нравится детям изображать умного мотылька:

«Мальчик и мотылёк»

— Мотылек, мотылек, сядь поближе на цветок.

— Я не сяду на цветок, у тебя в руке сачок.

— Мотылёк, мотылёк, я тебя ловить не стану.

Подойду поближе, гляну, посчитаю, сколько ног

У тебя мотылек.

 -Я и сам могу считать:1,2,3,4,5.

Сосчитаю сколько ног без тебя, мой дружок.

Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей, использованных методических приемов. На занятиях создавалась атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.

Даже дети с низкими речевыми способностями принимали активное участие в них. Практика показала, что одним из эффективных методических приемов являются коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы медведи – ищем мед!» или «Мы – хитрые лисоньки». Моментально группа наполнялась ожившими персонажами сказки. Пассивных не было – все дети изображали злого волка, смелого петуха, хитрую лису и т. д.

Сопереживала вместе с детьми, повторяла движения и голоса героев сказки, а дети, в свою очередь, подражая, закрепляли звуки, запоминали определенные слова, учились отвечать на вопросы. А принесенные в группу костюмы, шапочки, маски, атрибуты к сказке делали игру эмоциональней и искренней.

Использование на занятиях театрализованных игр как основной формы развития речевых умений у детей дошкольного возраста доказало эффективность обучении детей средствам речевой выразительности, использовала знакомые и любимые сказки, стихи, которые позволяли детям пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, жесты).

Например, в Сказке «Как олёнёнку маму искали» дети с удовольствием изображали мам зверей и плачущего олененка, который потерял свою маму. Дети сопереживали вместе с героями сказки.

Пятый год жизни особо значим в становлении речи детей. Это период, когда ярко проявляется способность к игровому и речевому взаимодействию со сверстниками

Здесь при построении занятий исследователем использовался новый метод театральной педагогики. Это социоигровая методика (авторы А.П.Ершова и В. М. Букатов), который предполагает качественно новый уровень взаимоотношений между ребенком и взрослым, и детьми между собой. Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Например, прием превращения дает ребенку возможность «превратить» себя, других детей, любой предмет в кого или во что угодно. «Вокруг себя повернись и в деревья превратись». Эти упражнения помогают лучше понять сущность вещей, учат владеть телом и развивают воображение. Этюды на взаимодействие с товарищем, с группой, с предметом или воображаемым предметом, с самим собой, с окружающим пространством. Они развивают умение не только отстаивать свое мнение, но и уступать другим ради общего дела, находить единомышленников, приносить радость человеческого единения.

Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

При организации занятия с помощью куклы создавалась игровая мотивация продуктивной деятельности детей, давалась «от лица куклы» адекватная оценка продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Занятия чаще проводились как показ кукольного спектакля, когда персонажи рассказывают сами. С помощью куклы (игрушки) корректируются реальные ситуации, где произошли нарушения моральных норм, показываются «со стороны» последствия и переживания участников. Кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым. Из опыта работы выясняется, что маленькая кукла вызывает меньше страха и опасений, с ней ребенок быстрее идет на контакт.

Здесь кукла является своеобразным помощником в решении многих педагогических задач. На каждое занятие к детям приходят любимые и знакомые персонажи сказок: Чебурашка, Три поросёнка, Золушка, Пых и просто звук Р. Для проведения большинства игр не нужно специальные оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что нас окружает, — мебель, посуда, камешки, и листики – может превратиться в какие угодно сказочные элементы.

Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Ведь театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным  исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. С уверенностью можно сказать, что применение театрализованных игр на занятиях повышает эффективность педагогического процесса. А также способствуют развитию речи, памяти, мышление, оказывают огромное влияние на умственное развитие ребенка. Проведение занятий с элементами театральной педагогики, помогает каждому ребенку проявить свои умения, склонности к творчеству, быстрее и качественнее усвоить материал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *