Педагогический опыт «Проведение занятий с использованием здоровьесберегающих технологий»

Автор: Айгуль Варисовна Фатихова.

«Здоровьесберегающие технологии» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой». Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени».

Можно констатировать суждение понятия «здоровье». Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.

В своей работе я использую такие современные здоровьесберегающие технологии как:

Динамические паузы — проводятся во время занятий, от 2 до 5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры — проводим ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой со средней степенью подвижности. Перед проведением занятия. Игры подбираем в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Гимнастика пальчиковая — проводим с младшего возраста ежедневно, в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз — проводим ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Использую наглядный материал: таблица, геометрические фигуры.

Гимнастика дыхательная — проводим в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Перед проведением процедуры проветривается помещение, даю детям инструкции об обязательной гигиене полости носа. («Петушок», «Собачки», «Рубка леса» и т.д.)

Гимнастика после сна — проводим ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым поверхностям; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие.

Точечный самомассаж — проводим в любое удобное время со старшего возраста с массажными мячами, карандашами, шишками, веревками и т. д.

Таким образом, очень важно, используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, она формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, у детей потребность к здоровому образу жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *