Педагогический опыт «Развитие речевых способностей у детей дошкольного возраста»

Я, Романова Тамара Николаевна, работаю в детском саду «Теремок» с 1985 года. Работа мне очень нравится, так как постоянно испытываешь удовлетворенность от своей деятельности, радость от общения с детьми, видишь, что твои старания не прошли даром, чувствуешь ответственность за будущее детей. Это и подталкивает на постоянный творческий поиск новых путей, форм и методов воспитания и обучения воспитанников. Мне интересен любой вид педагогической деятельности по всем разделам программы. Но особое внимание уделяю разделу программы – развитие речи детей, так как дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Это подтолкнуло меня на поиск путей и способов более эффективных, облегчающих путь познания, на то, как можно творчески организовать речевую деятельность детей, чтобы она была правильной.

В работе использую богатую палитру методов и приемов — это художественное слово, сказки, загадки, словесные дидактические игры, театрализованную деятельность. Развитие связанной речи в первые годы жизни ребенка происходит в двух основных аспектах: совершенствуется способность к пониманию устных развернутых высказываний, и расширяются возможности передачи собственных мыслей в речевой форме. Развитие активной речи рассматривается в основном как ответ на обращение взрослого в процессе беседы, рассматривания игрушек и картинок и др., именно этот период считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи, в том числе и её связанности. Поэтому работа по развитию речи в 1 младшей группе строилась и проводилась с учетом этих особенностей. Дети были вовлечены в такую деятельность как: разучивание стихов, прибауток, песенок, подвижные словесные игры, хороводы, игры с пальчиками, рассматривание игрушек и картинок, кукольный театр. Основой для ребенка третьего года жизни является также сюжетно-отобразительная игра. В ней малыш отображает свои впечатления, представления в форме предметных действий с игрушками, развертывает игровой сюжет. Поэтому важно включение в педагогический процесс элементов драматизации, организация ряженья. Разыгрывание взрослым инсценировок по мотивам сказок, импровизация с вовлечением детей, просто драматизация сказок, настольный и кукольный театр. Все эти методы и приемы я использую в своей работе. Чтобы ребенок в этом возрасте научился высказываться более полно и понятно, я терпеливо и последовательно задавала наводящие вопросы, которые помогали малышу излагать свои мысли последовательно и более распространенно. Очень привлекало малышей наблюдение за рисованием взрослого: так интересно угадывать, что он рисует. Поэтому я вводила следующие приемы — игры «Догадайтесь, что это?». Далее я ввела прием рассказывания по набору предметных картинок (их давалось не более трех). Это прием совместного рассказывания с взрослым. Я начинала вести рассуждения, а дети, ориентируясь на картинки, добавляли нужные слова.

Проводилась и большая работа с родителями: знакомила родителей с задачами и способами обучения, представляла их вниманию наглядно-дидактический материал, активно приобщала их к сотрудничеству и многие родители с желанием откликнулись.

Подводя итоги в 1 младшей группе можно отметить то, что дети без особого труда включались в активную речевую деятельность, отвечали на несложные вопросы, могли рассказать об увиденном в 2-4 предложениях, без труда воспринимали сказки, рассказы, потешки без наглядного сопровождения.

Работа во 2 младшей группе подразделялась на несколько этапов. Обучение проводилось на основе взаимосвязи разных задач (словарной работы, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры). Обучение осуществлялось как фронтально, так и индивидуально. На первом этапе привлекала внимание детей к отдельным признакам объектов, описывая игрушки в играх «Узнай по описанию», «Угадай игрушку», предлагала детям найти описываемый объект, сначала указывалось на 1-2 признака, затем их число увеличивалось до 3-4. В последующем уже детей приучала выделять объект, его признаки и называть в играх: «Что за предмет?», «Что за овощ?» и т.д. На втором этапе темой занятий было развитие навыков самостоятельного описания (игры «Магазин», «Загадки»). Предлагала ребенку схему описания «Это … Он…Зверек. На третьем этапе совместная деятельность взрослого и ребенка принимала более разнообразные формы. Дети подводились к самостоятельному, развернутому высказыванию в игру. Проводились игры в виде инсценировок, драматизаций знакомых сказок. Индивидуальная работа с детьми включала описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Индивидуальная работа проводилась в утренние и вечерние часы и ставила своей целью развитие речевых способностей детей, она предлагалась в форме игры, в обстановке естественного общения. Еще я ввела такой прием как рассказывание о своей любимой игрушке, в этом возрасте дети очень любят приносить в детский сад свои любимые игрушки и они с удовольствием описывали их. На этом этапе я также приобщала и родителей, но перед этим, конечно, было проведено родительское собрание на тему о роли развития речи ребенка, обогащении его словаря. Просила родителей помочь ребенку выбрать игрушку, побеседовать о том, почему он выбрал именно эту игрушку, почему она ему нравится, рассмотреть внимательно игрушку, помочь ребенку рассказать о ней, описать её. А затем уже эта работа продолжалась в группе на более профессиональном уровне с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка. В процессе проведенной работы я поняла, что дети уже перешли на более высокий уровень развития, и передала роль взаимопомощи самим детям. Если ребенок в процессе рассказывания не мог правильно описать какой-нибудь из компонентов, то дети активно ему помогали в этом.

Главным направлением в работе по развитию речи старшего дошкольного возраста во всех вариативных программах являются — развитие связанной речи, речевого творчества и выразительности речи, в этом процессе важно, чтобы ребенок занимал позицию активного творца. Самое главное – вызвать у детей интерес к творческой деятельности, поэтому я часто играю с детьми в путешествия и в походы: путешествия в сказочный лес, где дети могут превратиться в лесных зверей, повстречаться с лесными жителями и т.д. По работе со связанной речью, я ставила перед собой следующие задачи: 1) учить детей составлять описательные рассказы с опорой на их предшествующей опыт. 2) Учить пересказывать текст по коллективно составленному плану, как по цепочке, так и по индивидуально, придумывать свой конец к описательному рассказу. Учить детей давать полные ответы на вопросы. Развивать общие речевые навыки: дыхание, темп и ритм речи, развивать мелкую моторику детей.

Подводя итог своей работы за 5 лет можно смело сделать следующие выводы: все перечисленные выше методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны, что проверено на практике и о чем свидетельствуют результаты диагностики. В заключении хочется отметить, что использование методов и приемов в педагогической деятельности считаю важным и обоснованным, так как время не стоит на месте, изменяется сама жизнь, окружающая нас действительность. В связи с накопленным педагогическим опытом работы планирую обобщать опыт, совершенствоваться, продолжая внедрять его в свою дальнейшую работу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *