Педагогический опыт «Воспитание добрых чувств у дошкольников»

Автор: Сергеева Елена Игоревна, воспитатель.

Доброта составляет основу нравственной целостности личности, и понятие это достаточно емкое. Сущность доброты – способность сопереживать.

Нередко взрослые позволяют ребенку обижать животных. Если карапуз замахнулся палкой на птичку или кошку, не стоит смеяться, оправдывать его, полагая, что он еще маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но уверенно сказать о недовольстве его поведением. Возможно, малыш захочет повторить свой эксперимент, но родители должны быть непреклонны. Таких уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться.

Каждодневно ребенок должен видеть и постигать азбуку нравственности в ближайшем окружении и конечно в детском саду. Это, например: взаимопомощь друг другу. Доброе, заботливое отношение к людям, животным, природе.

Важно создание проблемных ситуаций, постоянные упражнения в добрых поступках, вот несколько таких вопросов – ситуаций.

1. У тебя хорошее настроение. Почему? (потому что мама улыбается, потому что светит солнце).

2. Нужно ли дружить? (с неряхой, с девочкой, которая рвет книги).

Использовать игру «Хорошо — плохо», суть которой в том, чтобы развести с ребенком в стороны хорошие и плохие поступки, явления. А значит, сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

С ребятами подготовительной группы испечь пирог и назвать его «Доброта». Разрезая и отдавая каждому ребенку по кусочку отмечать – ты добрый, потому что…Хорошо рассмотреть картинки с изображением положительных или негативных ситуаций: в автобусе сидит мальчик, а рядом стоит старичок.

Разучивание и применение на практике поэтической игры «Словарь вежливых слов».

1. Растет даже ледяная глыба от слова теплого «Спасибо».

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит «Добрый день».

При воспитании добрых чувств важна социальная ориентировка на других людей, в том числе обездоленных можно организовать игру «Подарки друг другу». Ситуация строится таким образом, что ребенок выбирает, кому он хочет сделать подарок, что именно подарит.

Хорошие результаты в работе нравственного воспитания, доброты дает использование художественной литературы. Прекрасный пример сказки для старших дошкольников «Мальчик – звезда». Автор Оскар Уайльд показывает сложный мир добра и зла. В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки, и по многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло. В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на преданность, или на сопереживание. В связи с этим и следует обратить внимание малыша на значимые в нравственном плане моменты.

Для этого вам необходимо: 

— учить детей сравнивать, сопоставлять;

— формировать привычку доказывать, что это так или иначе;

— ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;

— упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев. Например: «Докажи, что Аленка лучше всех», «Кого тебе жалко в этой сказке», «Как бы ты поступил на месте…», «Как движениями похвалить петушка».

План работы с детьми:

— НОД «Дарите людям доброту».

Цель:1. Уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки окружающих.

2. Стимулировать развитие образного мышления и творческого воображения дошкольников;

3. Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.

— Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов Зайчихе»

Цель: стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему.

— Дидактические игры, упражнения: «Хорошо — плохо», «Сам себя наказал», «Оцени поступок», «Ласковое слово». «Клубочек волшебных слов», «Цветок доброты».

Цель: Развивать познавательную активность. Закреплять представления о нравственных понятиях: дружба, щедрость, отзывчивость.

— Разучивание стихов о доброте, щедрости, дружбе.

Цель: Активизировать речь детей. Продолжать работу по усвоению нравственных норм бытия.

— Этические беседы

«Когда у друзей лад, каждый этому рад» Цель: Активизировать в поведении усвоенные этические понятия. Вызвать желание быть доброжелательным. Знакомить со способами взаимоотношений со сверстниками.

«Любую болезнь лечит доброе слово. Поверь, и не надо рецепта иного» Цель: Продолжать знакомить с правилами этикета. Возбудить желание быть вежливыми с окружающими.

— Рисование: «Кто на свете всех добрее?», «Это я. А это все мои друзья»

Цель: Закреплять навыки рисования, развивать творчество, фантазию.

В наши дни произошла, если можно так сказать, подмена понятий. Иногда приходится слышать нечто подобное: «Мальчик из благополучной семьи. Мама – преуспевающий юрист. У папы свой бизнес. Как же этот ребенок мог совершить такой поступок?» Но благополучие семьи определяется не ее материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением (а не нравоучениями) воспитывают у детей чуткость, отзывчивость, сопереживание. Причем начинать надо с формирования качества самого общего по содержанию, но самого конкретного по форме его проявлений, – доброты.

Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты. Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Если вы пойдете таким путем в воспитании, то в его сердце поселятся чуткость и благодарность к людям.

Является неоспоримым тот факт, что недобрые взрослые вряд ли смогут посеять в ребенке зерна доброты и порядочности. Потому на педагогах детского сада лежит ответственность помочь тем родителям, которые вполне осознанно желают видеть своего ребенка добрым, вежливым и т.д. Известно, что легче чему — то научить дошкольника, чем что – либо положительное в нем воспитать.

Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой. Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.

Родителям своих дошкольников предложили 10 заповедей родительства:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или — как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не думай, что ребенок твой, он божий.

3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.

4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

5. Не относись к его проблемам с высока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не менее, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.

6. Не унижай.

7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь, если можешь и не делаешь.

8. Помни — для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым, общаясь с ним радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.

Задача родителей — создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.

Для работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:

1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:

— общие и групповые родительские собрания;

— консультации;

— занятия с участием родителей;

— выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

— Дни добрых дел;

— Дни открытых дверей;

— участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

— совместное создание предметно – развивающей среды;

— работа с родительским комитетом группы;

— беседы с детьми и родителями.

Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых — «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке.

Список литературы.

1. Дементьев, А. Д. Стихотворения / А. Д. Дементьев – М., 1988. – 288 с.

2. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост. Соболев А. И. – М., 1983. – 335 с.

3. Майборода, Т.Н. Если добрый ты – это хорошо! / Т.Н. Майборода // Педсовет. – 2008. — № 5. – С. 6.

4. Семенака С.И. Уроки добра. Коррекционно – развивающая программа для детей 5-7 лет. Армавир 1999.

5. Е.А.Юзбекова. Ступеньки творчества (место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2006. – 128с

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *