Авторы: Бабушкина Н.И., Пономаренко Ю.Г., воспитатели первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №9» (г. Шебекино, Белгородская область)
Воспитательно-образовательный процесс во второй младшей группе выстроен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
С целью определения степени освоения детьми образовательной программы и влияния образовательного процесса, организованного в дошкольном учреждении, на развитие детей в 2013 – 2014 учебном году проводился мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы. В течение года данный мониторинг был проведен дважды.
Частота проведения мониторинга: 2 раза в год (октябрь, май).
Лица, которые осуществляли мониторинг: педагоги, ведущие занятия с дошкольниками.
Характеристика группы: в группе 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек).
Сроки проведения:
— с 7 октября по 11 октября 2013 года;
— с 21 апреля по 25 апреля 2014 года.
Воспитателями группы осуществлялся мониторинг в двух направлениях: развитие навыков и умений по образовательным областям и оценка развития интегративных качеств.
Сбор информации основывался на использовании следующих методик:
— систематические наблюдения;
— организация специальной игровой деятельности;
— получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации;
— анализ продуктов детской деятельности.
Данные о результатах мониторинга отражались в специальных таблицах развития ребенка.
В процессе мониторинга выделяются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Достижения детей оцениваются путем бесед, наблюдений, при помощи создания педагогических ситуаций, организации игровой деятельности, анализа работ продуктивной деятельности и специальных диагностических материалов. Данные о результатах мониторинга заносятся в таблицу развития ребенка.
Мониторинг образовательного процесса, содержащий десять образовательных областей («Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»), позволил осуществить комплексный подход к оценке уровня развития ребенка.
С помощью мониторинга детского развития, включающего девять интегративных качеств, соответствующих ФГТ («Физическое развитие», «Любознательность и активность», «Эмоциональность и отзывчивость», «Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми», «Способность управлять своим поведением и планировать действия», «Способность решать интеллектуальные и личностные задачи», «Сформированность представлений о себе и социальном окружении», «Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности», «Овладение необходимыми умениями и навыками») удалось осуществить комплексный подход к оценке формирования личности ребенка.
Основанием для сбора информации служили:
— ежедневные беседы;
— систематические наблюдения;
— получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации;
— анализ продуктов детской деятельности;
— организация специальной игровой деятельности.
Данные о результатах мониторинга заносились в таблицу развития ребенка.
Оценка навыков и умений по образовательным областям во второй младшей группе №2 «Матрешки» за 2013-2014 учебный год.
№ | Образовательные области | Начало года | Конец года | ||||||||||
Кол-во детей: 21 человек | Кол-во детей: 20 человек | ||||||||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||||||||
чел. | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | Чел | % | ||
1 | Здоровье | 4 | 19% | 9 | 43% | 8 | 38% | 3 | 14% | 13 | 67% | 4 | 19% |
2 | Физическая культура | 4 | 19% | 8 | 43% | 9 | 38% | 3 | 14% | 14 | 68% | 3 | 18% |
3 | Социализация | 3 | 14% | 12 | 64% | 6 | 28% | 6 | 28% | 12 | 62% | 2 | 10% |
4 | Труд | 5 | 22% | 11 | 56% | 5 | 22% | 10 | 50% | 8 | 40% | 2 | 10% |
5 | Безопасность | 3 | 14% | 8 | 38% | 10 | 48% | 10 | 50% | 8 | 40% | 2 | 10% |
6 | Познание | 4 | 19% | 7 | 33% | 10 | 48% | 10 | 50% | 8 | 40% | 2 | 10% |
7 | Коммуникация | 4 | 19% | 10 | 48% | 7 | 33% | 8 | 40% | 9 | 42% | 3 | 18% |
8 | Чтение худ. лит-ры | 4 | 19% | 10 | 48% | 7 | 33% | 14 | 68% | 4 | 20% | 2 | 12% |
9 | Худ. творчество | 6 | 28% | 5 | 24% | 10 | 48% | 10 | 50% | 6 | 30% | 4 | 20% |
10 | Музыка | 5 | 22% | 11 | 56% | 5 | 22% | 11 | 55% | 6 | 30% | 3 | 15% |
Итоговый результат | 2 | 19,5% | 10 | 45% | 9 | 35,5% | 8 | 46% | 8 | 46% | 4 | 8% |
Сравнительный анализ показал положительную динамику освоения детьми второй младшей группы «Матрешки» образовательной программы по всем образовательным областям по сравнению с началом учебного года.
Существует проблема в освоении программы по образовательным областям «Здоровье» и «Физическая культура», так как динамика усвоения незначительна.
Анализ качества знаний по отдельным образовательным областям позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок:
Здоровье: высокий уровень – 25% детей; средний уровень – 70%; низкий – 5%.
Физическая культура: высокий уровень – 19% детей; средний уровень – 71%; низкий – 10%.
Социализация: высокий уровень: 50% детей; средний уровень – 40%; низкий – 10%.
Труд: высокий уровень – 50% детей; средний уровень – 40%; низкий – 10%.
Безопасность: высокий уровень – 50% детей; средний уровень – 40%; низкий – 10%.
Познание: высокий уровень – 50% детей; средний уровень – 40%; низкий – 10%.
Коммуникация: высокий уровень – 40% детей; средний уровень – 42%; низкий – 18%.
Чтение художественной литературы: высокий уровень – 68% детей; средний уровень – 20%; низкий – 12%.
Художественное творчество: высокий уровень – 50% детей; средний уровень – 30%; низкий – 20%.
Музыка: высокий уровень – 55% детей; средний уровень – 30%; низкий – 15%.
Наличие низкого уровня обусловлено психо-физическими особенностями следующих детей: Реутова Александра, Леонов Александр (требуют коррекционной работы и вмешательства узких специалистов), Ястребов Андрей (непосещение без уважительных причин).
Оценка интегративных качеств во второй младшей группе №2 «Матрешки» за 2013-2014 учебный год
№ | Интегративные качества | Начало года | Конец года | ||||||||||
Кол-во детей: 21 человек | Кол-во детей: 20 человек | ||||||||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||||||||
чел. | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | ||
1 | Физическое развитие | 4 | 19% | 9 | 43% | 8 | 38% | 10 | 50% | 7 | 35% | 3 | 15% |
2 | Любознательность и активность | 12 | 57% | 6 | 28% | 2 | 15% | 15 | 75% | 3 | 17% | 2 | 8% |
3 | Эмоциональность и отзывчивость | 10 | 49% | 6 | 28% | 5 | 23% | 15 | 75% | 3 | 15% | 2 | 10% |
4 | Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми | 8 | 38% | 11 | 52% | 2 | 10% | 13 | 65% | 6 | 30% | 2 | 10% |
5 | Способность управлять своим поведением и планировать действия | 8 | 38% | 6 | 28% | 7 | 34% | 12 | 60% | 6 | 30% | 2 | 10% |
6 | Способность решать интеллектуальные и личностные задачи | 5 | 24% | 10 | 49% | 6 | 27% | 10 | 50% | 6 | 30% | 4 | 20% |
7 | Сформированность представлений о себе и социальном окружении | 5 | 24% | 10 | 49% | 6 | 27% | 12 | 60% | 6 | 30% | 2 | 10% |
8 | Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности | 7 | 34% | 10 | 48% | 4 | 18% | 13 | 65% | 5 | 25% | 2 | 10% |
9 | Овладение необходимыми умениями и навыками | 10 | 49% | 6 | 28% | 5 | 23% | 15 | 75% | 5 | 10% | 5 | 10% |
Итоговый результат | 8 | 37% | 8 | 39% | 5 | 34% | 12 | 60% | 5 | 10% | 3 | 15% |
Вывод: сравнительный анализ мониторинга показал положительную динамику развития интегративных качеств у детей по сравнению с началом учебного года. Но имеется незначительное повышение в процентном соотношении таких интегративных качеств как: овладение необходимыми умениями и навыками (на 6%); овладение универсальными предпосылками учебной деятельности (на 5%).
Наличие низкого уровня на конец года обусловлено эмоционально-психологической незрелостью следующих детей: Реутова Александра (прослеживаются признаки ЗПР), Леонов Александр (гиперактивность), Ястребов Андрей (непосещение без уважительной причины).
Вывод: сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем видам деятельности. В основном показатели выполнения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой находятся в пределах высокого и среднего уровня. Это означает, что применение в педагогической практике рабочей программы благотворно сказывается на результатах итогового мониторинга.
Таким образом, образовательная деятельность во второй младшей группе «Матрешки» реализуется на достаточном уровне, но существует проблема с уровнем качественных показателей по реализации образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура» и «Чтение художественной литературы».
В коррекционной работе нуждаются Реутова Александра и Леонов Александр. Ястребову Андрею необходимо наверстывать материал при регулярном посещении детского сада (ведется работа в этом направлении).
Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения программы детьми сведён к минимуму, различия в высоком, среднем и низком уровне незначительны, знания детей прочные. Дошкольники способны применять их в повседневной деятельности.