Статья «Игра в жизни детей»

Автор: Муртазина Миляуша Фаритовна, воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ № 62 «Тирэк» (Альметьевский район, п.г.т. Н. Мактама).

Игра имеет большое значение для развития личности ребенка. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма. Игры создают положительный эмоциональный фон. В игре не только проявляются индивидуальные способности, но и формируются определенные свойства личности.

Малыш тянется к ярким игрушкам, старается взять в ручки погремушку, постучать, бросить. Кряхтя и ворочаясь, пытается достать яркую пирамидку или кубик. Так приобретаются двигательные навыки.

Ребенок осваивает окружающий его мир, стремится действовать, сначала при помощи подсказок взрослых, затем самостоятельно.

Девочка ласково уговаривает куклу съесть кашу: «Ложечку за маму, ложечку за папу, ложечку за себя…» или наоборот, сдвинув брови и сильно шлепая мишку, малыш грозно кричит: «А ну сейчас же спать!». Что это? А это дети применяют на практике тот небольшой опыт, который передали мы взрослые. Так приобретаются поведенческие и коммуникативные навыки.

После посещения врача, ребенок начинает «лечить маму, любимую куклу». Или, посетив с мамой магазин, играет в продавца и покупателя. А кто-то из стульев, коробок и других подручных материалов строит корабль и отправляется в путешествие. Так ребенок знакомится с профессиями.

Все самые яркие впечатления малыш воспроизводит в игре.

Через игру маленький человек познает окружающий мир, учится общаться со сверстниками, с взрослыми, приобретает необходимые умения и навыки. Умело построенная игровая деятельность развивает познавательные процессы (мышление, память, внимание), эмоциональную сферу. Учит радоваться и сердиться, адекватно реагировать на настроение окружающих.

Большинство игр отражают труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта и т.д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе: моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрики, а убирая участок, становится дворник.

В игре формируются моральные качества: ответственность перед коллективом за порученное дело, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников – рисованием, лепкой, конструирование и т.п. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности.

Часто ставится вопрос: может или должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку.

Основной путь воспитания в игре — влияние на ее содержание, т.е. выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем «доме», стирают кукольное белье.

Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и  чувства. И если им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность. В высказываниях великих педагогов – К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко игра рассматривается как самостоятельная творческая деятельность детей.

Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение помогают детям самим придумывать различные интересные сюжеты. Воспитателю достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителем игры является также беседа, в которой раскрывается смысл виденного и прочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. Если удается увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно даже без предложения воспитателя. Но педагог может и посоветовать детям тему игры, если знает, что она заинтересует их.

Подвижные игры и физические упражнения чередуются с творческими играми, что необходимо для здоровья, хорошего настроения и нормального развития детей. Все сотрудники детского сада должны относиться бережно и с большим уважением к детским играм, заботиться о строгом соблюдении режима, который обеспечивает время, необходимое для игры.

Серьезные затруднения возникают у воспитателя при планировании творческой игры. Нельзя заранее определить, во что будут играть дети в тот или иной день недели. Но педагог может наметить основные приемы руководства играми, определить те воспитательные задачи, которые решаются с помощью игры.

Игра всегда может оказаться неожиданной для педагога. Поэтому, кроме ориентировочного плана, педагогу рекомендуется вести ежедневный учет своих достижений, трудностей, недостатков и планировать работу на каждый следующий день. Например, воспитатель младшей группы, заметив, что игра, которая была организована с его помощью, распадается, включается в нее, а на следующий день отмечает, как удалась эта попытка.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок плохо развивается, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *