Статья «Продуктивная деятельность как средство коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения»

Работаю в коррекционном детском саду комбинированного вида, который посещают дошкольники с различными отклонениями. Это и дети с синдромом Дауна, и с задержкой психического развития, дети с ослабленным слухом и зрением. Наше дошкольное учреждение с таким количеством разных диагнозов в России единственное. Работают с детьми разные специалисты: учителя-дифектологи, учителя-логопеды, педагог-психолог, педагог-эколог, музыкальные руководители, физ.инструктор, воспитатели, младшие помощники воспитателей. Ежегодно все больше и больше детей поступает в наше ДОУ с различными отклонениями в развитии.

Нарушение зрения у детей обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей дошкольного возраста зрительного восприятия, являются нарушения поражения, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.

В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и решает образовательные, воспитательные задачи, от успешного решения которых в дошкольном возрасте во многом зависит психическое развитие ребенка с нарушениями зрения. Особое место занимают продуктивные виды деятельности как наиболее эффективные для решения задач коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста.

Конструирование как вид продуктивной деятельности дошкольников способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (форма, цвет, размер), манипулирование материалом для конструирования в большей степени, чем другие виды деятельности, способствует становлению графо-моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.

Конструктивная деятельность открывает ребёнку, что части предмета взаимосвязаны не только внешне, но и по внутренней логике самого предмета. Если предмет высокий и имеет выступающие части, то они должны быть уравновешены тяжёлым основанием.

Так, например, у крана должно быть тяжёлое основание – платформа. Колёса будут устойчивее держать кран, если они будут крепиться как можно дальше друг от друга по краям платформы.

Конструктивная деятельность требует своих способов действия, своих приёмов обследования и построения конструкции.

Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры.

Оригами – древнее японское искусство складывания бумаги. Работа с бумагой детям интересна, доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного модуля из бумаги. Это даже не фокус, это чудо! В одном листке бумаги скрыты многие образы и предметы: кораблик, самолетик, домик, шапка, причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. А из простого модуля можно сложить красивые шары, героев любимых мультфильмов, роскошные цветы, животных, птиц и даже машины, корабли и зaмки.

Кроме того, занятия оригами несут в себе огромный коррекционный потенциал. Какие же навыки и способности развивает оригами у детей с проблемами зрения?

— Развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

— Способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;

— Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы изготовить поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания бумаги;

— Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словом (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод значения слов в действия (самостоятельное выполнение работы);

— Совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;

— Имеет огромное значение для развития конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса;

— Составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;

— Использование такого приема, как отчет о сделанном, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной картам и по схеме способствует развитию речи, становлению навыков планирования своей работы, умения последовательно ее выполнять.

Продуктивная деятельность с использованием оригами с точки зрения психологии носит характер эмоционально-разгрузочных, но в то же время стимулируют интеллектуальное и эстетическое развитие детей.

Сверх того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, если учитывать психологические особенности детей с нарушением зрения.

Коррекционно-педагогическая работа в НОД по конструированию имеет тесную взаимосвязь с восстановительным лечением зрительной патологии: учитывается состояние зрения каждого ребенка, этап восстановительного лечения, рекомендации врача-офтальмолога относительно зрительных нагрузок и видов упражнений, наиболее эффективных для активизации и стимуляции зрительных функций глаза.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *