Большое значение в современном, быстро меняющемся мире, предается развитию детей дошкольного возраста. В соответствии с «Федеральными государственными требованиями», основными показателями, характеризующими выпускника дошкольного образовательного учреждения являются помимо физического развития — любознательность, активность, эмоциональное восприятие мира.
Проработав много лет в детском доме, я пришла к пониманию необходимости развития творческих способностей детей, т.к. в процессе творчества ребенок раскрывается, реализует свои потребности в общении, выражении эмоций, самореализации.
Практика показала, что в число неуспевающих в школе чаще всего попадают интеллектуально пассивные дети, с неразвитой творческой активностью, поэтому важнейшая задача педагогов дошкольных учреждений, по моему мнению, – способствовать развитию любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию творческого воображения.
Стремление к творчеству, в целом, характерно для современного образования. Однако значительных успехов в этой области пока не достигнуто. Специалисты отмечают снижение уровня креативности, потребности в творчестве, подготовленности к нему. Преобладает тривиальное мышление, стандартизация в мыслях и чувствах, как у детей, так и у взрослых. Учебно-воспитательная практика говорит не в пользу развития творчески мыслящей личности.
Многие ученые (Т. В. Кудрявцев, Е. А. Милерян, Э.А. Фарапонова, И.С. Якиманская) в своих исследованиях обращали внимание на необходимость развития у детей творческого воображения. В современных условиях появляются различные специальные программы обучения творчеству, разрабатываются методики, при помощи которых можно было бы прививать дошкольникам навыки творческого труда, вкус к творчеству.
Значение развития творческих способностей представляется актуальным потому, что в процессе творческой деятельности дошкольники начинают стремиться к самообразованию, воспитывают в себе любовь к серьезному, вдумчивому труду. Развитые творческие способности занимают центральное место в формировании волевой, целенаправленной, всесторонне развитой личности, в характере которой объединены творческое воображение и воля, мысль и действие.
Поэтому тема «Развитие творческого воображения дошкольников в процессе речевого общения» является для меня актуальной и значимой, т.к. от деятельности педагога требуется не только дать знания, но, главное, научить дошкольников творчески распоряжаться ими.
Необходимость выбора этой темы также связана и со спецификой нашего учреждения. Воспитанники детского дома, в основной своей массе, с речевыми недостатками, а также ограничены стенами детского дома.
В своей работе, используя методы и авторские предложения таких исследователей, как Михальская А.К., Вагапова Д.Х., Шилина Л.П. и др., изменяя и дополняя их с учетом особенностей наших воспитанников, я разработала и адаптировала комплекс игр, игровых упражнений и дидактического материала, используемых для развития творческого воображения дошкольников в процессе речевого общения.
В процессе работы над развитием творческого воображения детей, я увидела, как активно дети реализуют свои способности. Каждая новая игра способствовала проявлению, а впоследствии и закреплению новых поведенческих характеристик у моих воспитанников. Так, в игре «Дракон» дети учились регулировать свое поведение в коллективе, игра «Поворята» способствовала расширению словарного запаса, совершенствованию коммуникативных навыков. Упражнение «Изобрази явление», игра «Хоровод из сказки» способствовали развитию у ребят эмоционально-выразительных движений, раскованности, групповой сплоченности. Развитие мышления, речи, воображения, слухового внимания, самоконтроля происходили в играх и упражнениях: «Последовательные картинки», «»Да» и «Нет» не говорим», «Веселые буквы», «Картинки-загадки», «Путешествие в волшебный лес», «Два медведя» и других.
С удовольствием играют дети в игру «Выбери девочку», способствующую развитию произвольного контроля, наблюдательности, воображения, эту игру можно расширить, подобрав новые произведения и изменив название, например, «Выбери мальчика» или «Найди сказочного героя».
Эффективность, предложенного комплекса доказала практика и результаты мониторинга. Мои дети стали более активными, любознательными, эмоционально восприимчивыми.
Комплекс может быть использован воспитателями дошкольных учреждений во время внеучебной деятельности, а также во время занятий по развитию речи детей.
Комплекс игр, игровых упражнений и дидактического материала по теме
«Развитие творческого воображения дошкольников в процессе речевого общения»
Игра «Дракон»
Цель: развитие внимания, воображения, памяти, регулирование поведения в коллективе.
Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник — «голова», последний — «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и прикоснуться к нему. «Тело» Дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Игра «Поварята»
Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, воображения, совершенствование коммуникативных навыков.
Все встают в круг — это кастрюля. Сейчас будем готовить суп. Каждый придумывает, чем он будет (картошка, капуста, морковь и т. п.). Ведущий по очереди называет компоненты, которые он хочет положить в суп. Узнавший себя, выпрыгивает в круг; следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо — просто объедение.
Игра «Съедобное — несъедобное»
Цель: развитие внимания, памяти, воображения.
Педагог бросает мяч детям, называя какой-либо предмет. Дети ловят мяч только в том случае, если называемый предмет съедобный. Поймавший мяч правильно становится водящим.
Упражнение «Порхание бабочки»
Цель: релаксация и развитие воображения.
Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены, слегка раздвинуты. Педагог включает спокойную музыку, обращается к детям: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите красивую бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Теперь представьте, что вы бабочка. У вас красивые большие крылья. Ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый яркий цветок и постепенно начинайте к нему приближаться. Теперь вы чувствуете аромат этою цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую и пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз ее аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях…»
Упражнение: «Изобрази явление»
Цель: развитие эмоционально-выразительных движений, творческого воображения.
Педагог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи. Воспитатель показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:
• «дует ветер» — дует, вытянув губы;
• «качаются деревья» — покачивает вытянутыми вверх руками;
• «падают листья» — выполняет плавные движения руками сверху вниз;
• «идет дождь» — пальцами правой руки стучат по ладони левой руки, затем наоборот;
• «появляются лужи» — смыкает руки в кольцо перед собой.
Детям предлагается повторить и запомнить показанные движения.
Игра «Расскажем и покажем»
Цель: развитие внимания, воображения, произвольного контроля, координации движений.
Дети повторяют слова и движения педагога:
Один, два, три, четыре, пять!
(поочередно загибают пальцы правой руки)
Можем все мы показать!
(ритмично хлопают в ладоши)
Это локти — их коснемся.
(обхватывают ладонями оба локтя)
Вправо, влево мы качнемся.
(выполняют наклоны вправо и влево)
Это плечи — их коснемся.
(кладут кисти рук на плечи)
Вправо, влево мы качнемся.
(выполняют наклоны вправо и влево)
Если мы вперед качнемся,
(выполняют наклоны вперед, касаются коленей)
То коленей мы коснемся.
Один, два, три, четыре, пять!
(поочередно загибают пальцы левой руки)
Можем все мы показать!
(ритмично хлопают в ладоши)
Игра «Радуга»
Цель: релаксация и развитие воображения.
Педагог включает спокойную, расслабляющую музыку.
Педагог: «Займите удобное положение, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глазки. Представьте, что перед вами необычная радуга.
• Первый цвет — голубой. Голубой освежает, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.
• Следующий цвет — желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, напоминает нежного цыпленка, и это поднимает нам настроение.
• Зеленый — цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета.
Откройте глазки. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубое, желтое, зеленое. Возьмите эти ощущения с собой на весь день».
Игра «Хоровод из сказки»
Цель: развитие выразительных движений, раскованности, групповой сплоченности, творческого воображения.
Дети, двигаясь по кругу, подражают ребенку, находящемуся в центре круга, который изображает какого-либо сказочного героя (например, Буратино).
Упражнение «Что мы представляем, когда слушаем музыку»
Цель: релаксация, развитие воображения.
Дети сидят на стульчиках (лежат на ковриках).
Педагог предлагает детям закрыть глаза, послушать музыку, а затем рассказать о своих представлениях и впечатлениях.
Игра «Последовательные картинки»
Цель: развитие мышления, речи, воображения, совершенствование коммуникативных навыков.
Рассказы в картинках разрезаются на отдельные карточки и перемешиваются.
Дети раскладывают их в определенной последовательности, чтобы получился осмысленный рассказ.
Игра «»Да» и «Нет» не говорим»
Цель: развитие внимания, речи, воображения.
Дети сидят на стульчиках. Педагог: «Сейчас я буду задавать вам разные вопросы. Но в ваших ответах не должно быть слов «да» и «нет»».
Упражнение «Тихое озеро»
Цель: релаксация и развитие воображения.
Педагог включает спокойную, расслабляющую музыку и говорит: «Займите удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и вам все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебетание птиц и стрекотанье кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается теплом и покоем. Вы отдыхаете… А теперь открываем глаза. Мы снова дома, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение дня».
Игра «Картинки — загадки»
Цель: развитие мышления, речи и воображения.
На столе стоит коробка с 12 предметными картинками. Педагог предлагает одному из детей подойти к столу, взять картинку и составить описание предмета, изображенного на ней, в форме загадки. Тот, кто угадает, о каком предмете идет речь, становится водящим.
Игра «Самолеты»
Цель: развитие эмоционально-выразительных движений, воображения, совершенствование коммуникативных навыков.
Дети сидят на корточках, изображая самолеты на аэродроме.
Педагог: «Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели».
Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать, разведя руки в стороны.
Педагог: «Полетели, полетели, сели». Дети садятся на корточки, ждут команды психолога. Так делается несколько раз. В конце игры «самолеты прилетают на аэродром». Дети ложатся на ковер и отдыхают.
Упражнение «На берегу моря»
Цель: релаксация, развитие воображения.
Педагог включает кассету, на которой записан шум моря. Дети лежат на ковре и слушают музыку. Педагог предлагает детям рассказать о том, что они «видят» в своем воображении.
Упражнение «Тренировка эмоций»
Цель: развитие эмоциональной сферы детей, творческого воображения.
Педагог просит детей:
• нахмуриться, как
— осенняя туча,
— злая волшебница,
— обиженный человек;
• улыбнуться, как:
— солнце,
— хитрая лиса,
— Буратино,
— Карабас-Барабас;
• разозлиться, как:
— злой волшебник;
• испугаться, как:
— ребенок, потерявшийся в лесу,
— заяц, увидевший волка;
• удивиться, как будто увидел чудо.
Упражнение «Путешествие в волшебный лес»
Цель: релаксация и развитие воображения.
Педагог включает спокойную, расслабляющую музыку и говорит: «Займите удобное положение и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорох трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».
Упражнение «Два медведя»
Цель: развитие слухового внимания, самоконтроля, эмоционально-выразительных движений, воображения.
Дети стоят напротив педагога и повторяют за ним движения:
Сидели два медведя
(приседают)
На тоненьком суку:
Один читал газету,
(вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, слегка поворачивают голову вправо и влево)
Другой месил муку
(прижимают кулачки друг к другу, делают вращательные движения)
Раз ку-ку, два ку-ку,
(приседают на ковер)
Оба шлепнулись в муку.
Упражнение «Полет высоко в небе»
Цель: релаксация и развитие воображения.
Педагог включает спокойную, расслабляющую музыку и говорит: «Займите удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими крыльями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — птица. Представьте, что это вы медленно летите в воздухе. Наслаждайтесь свободой. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле. Открывайте глазки. Вы чувствуете себя отдохнувшими, у вас бодрое настроение, которое сохранится на весь день».
Игра – приветствие «Страшный зверь»
Цель: развитие внимания, творческого воображения, эмоциональной сферы.
Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь», и дети, получившие роли кошки, глупого и храброго мальчиков, действуют согласно тексту.
Прямо в комнатную дверь
Проникает страшный зверь!
У него торчат клыки
И усы топорщатся.
У него горят зрачки —
Испугаться хочется!
Хищный глаз косится,
Шерсть на нем лосниться…
Может, это львица?
Может быть, волчица?
Глупый мальчик крикнул:
— Рысь!
Храбрый мальчик крикнул:
— Брысь!
Упражнение «Отдых на море»
Цель: релаксация и развитие воображения.
Педагог включает спокойную музыку и говорит: «Займите удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение свежести и бодрости, оно охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».
Игра «Веселые буквы»
Цель: развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания, памяти.
Педагог предлагает детям придумать и принять позы, напоминающие очертания букв Г, К, Ф, X, Р. Дети выполняют задание. Педагог проверяет и уточняет позы. Затем включает музыку, дети движутся по кругу. Когда педагог выключает музыку и называет одну из перечисленных букв, дети должны быстро принять соответствующую позу.
Игра «Выбери девочку»
Цель: развитие произвольного контроля, наблюдательности, воображения.
Педагог зачитывает детям стихи А. Барто. К магнитной доске прикреплены карточки с изображением веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки. Детям предлагается выбрать изображение девочки, наиболее подходящую к тексту:
Зайку бросила хозяйка —
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Педагог: «Какая девочка бросила зайку?»
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
-Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Педагог: «Какая девочка испугалась за бычка?»
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу —
Потому что он хороший.
Педагог: «Какая девочка пожалела мишку?»
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Педагог: «Какая, девочка любит свою лошадку?»
Упражнение «Тихое озеро»
Цель: релаксация и развитие воображения.
Педагог включает спокойную, расслабляющую музыку и говорит: «Займите удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и вам все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебетание птиц и стрекотанье кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается теплом и покоем. Вы отдыхаете…А теперь открываем глаза. Мы снова дома, мы хорошо отдохнули, у нас бодро настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение дня».
Задание «Нарисуй картинку»
Цель: развитие внимания, памяти, воображения, снятие психоэмоционального напряжения.
Педагог показывает детям мягкую игрушку и говорит: «Ребята, к нам в гости пришел Цветик. Он хочет рассказать нам интересную историю».
История Цветика: «Однажды я бежал по лужайке и подпрыгивал то на одной, то на другой ноге. Один раз я так сильно подпрыгнул, что улетел на облако. Сел на него поудобнее и решил путешествовать на нем. Облако летело-летело и вдруг столкнулось с другим облаком. Меня подбросило вверх, я перекувырнулся через голову и начал падать, только не пойму — вверх или вниз? Как вы думаете, ребята? В том-то и дело, что не вниз, а вверх. И упал на звезду. Звезда была очень горячая, поэтому я не мог стоять на месте и стал прыгать и допрыгнул до необыкновенного цветка, Я долго любовался этим цветком. Все лепестки у него были разноцветные и такие яркие, что мне пришлось закрыть глаза. А когда я их открыл, то оказался у себя дома в кровати! Это был сон!»
Педагог: «Цветик хотел нарисовать то, что он увидел во сне, но у него ничего не получилось. Давайте поможем ему. Возьмите листы бумаги, карандаши и нарисуйте сновидения Цветика».
Упражнение «Черепашки»
Цель: развитие эмоционально-выразительных движений, творческого воображения, совершенствование коммуникативных навыков.
Дети сидят на корточках.
Педагог: «Представьте, что вы превратились в маленьких черепашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирями — втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лапках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством посмотрели вокруг. Пора вставать — они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое, теплое солнышко сегодня! С добрым утром, черепашки! Пожелайте друг другу доброго утра».
Задание «Дорисуй»
Цель: развитие воображения, образного мышления, пальчиковой моторики.
На столе перед каждым ребенком находится карточка с ничего не обозначающими изображениями, простой карандаш. Педагог предлагает детям дорисовать изображения так, чтобы получилась законченная картинка. По окончании рисования дети поочередно рассказывают о своих рисунках.
Игра «Зоопарк»
Цель: развитие внимания, воображения, координации движений, развитие эмоционально-выразительных движений.
Педагог: «Ребята, мы с вами превратились в животных, которые живут в зоопарке. А теперь попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз — прыгайте, как зайчики, хлопну два раза — ходите вразвалочку, как медведи, хлопну три раза — вы становитесь настоящими аистами, которые умеют долго стоять на одной ноге».
Игра «Космонавты»
Цель: развитие произвольного контроля и самоконтроля, мышления, воображения, эмоционально-выразительных движений, коммуникативных навыков.
Педагог: «Представьте себе, ребята, что вы превратились в космонавтов, а наши стульчики — в ракету. Нам предстоит отправиться в путешествие на другую планету. Надеваем скафандры. Строимся друг за другом и медленно, так как на нас надеты специальные костюмы, движемся к ракете. Занимаем свои места, и начинается отчет времени. До старта осталось: пять, четыре, три, два, один — старт!» Дети имитируют движение двигателя.
Педагог: «Объявляется общая готовность. Корабль садится на неизвестную планету. Будьте внимательны. На этой планете много интересного и неизвестного. Внимание: нам пора возвращаться. Ракета взлетает». Дети имитируют звук двигателя.
Педагог: «Готовимся к посадке. Ура! Мы сели на Землю. Полет прошел спокойно и успешно».
Задание: «Нарисуй картинку». Психолог просит детей нарисовать то, что они увидели на неизвестной планете.
Игра «Превратись в …»
Цель: развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания, памяти.
Педагог предлагает детям выбрать 4 любые картинки с изображением животных. Дети выбирают карточки, на которых нарисованы, например, волк, лиса, заяц, кошка, лев, обезьяна, медведь, и принимают характерные позы этих животных. Психолог проверяет и уточняет позы. Затем включают музыку, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыку выключат и прозвучит команда (например, «Медведь»), дети быстро принимают соответствующую позу.
Игра «Позы»
Цель: развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания и памяти.
Педагог предлагает детям придумать и принять следующие позы: «пингвин», «охотник», «певец», «гном». Дети выполняют задание. Педагог проверяет и уточняет позы. Затем включают музыку, дети движутся по кругу. Когда музыку выключат и прозвучит сигнал «Пингвин», дети должны быстро принять соответствующую позу.
Игра «Море волнуется»
Цель: развитие воображения, эмоционально-выразительных движений.
Дети бегают, изображая движения волн. Педагог: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура — замри!» Дети останавливаются и удерживают какое-то время позу, в которой они замерли.
Игра «Кто это?»
Цель: Закрепление понятий по теме «Животные и птицы», развитие творческого воображения, формирование правильного звукопроизношения.
Оборудование: Картинки с изображением животных и птиц.
Описание игры: Педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.
Игра «Слова-перевертыши»
Цель: Активизация словаря, обучение слоговому анализу слова, развитие воображения.
Описание игры: Один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например, лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок. Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группе, кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.
Игра «Придумай фразу»
Цель: развитие фразовой речи, воображения, умения правильно построить предложение.
Оборудование: сюжетные картинки из лото «Что мы делаем?».
Описание игры: показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов), затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово.
Например, педагог говорит: Таня играет. Ребенок повторяет предложение Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет предложение Таня играет на улице и добавляет в песочнице. Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно.
Игры-диалоги
Оборудование: маски, разные предметы.
Описание игры: в этих или подобных диалогах дети сначала повторяют слова за педагогом. В дальнейшем они могут и самостоятельно обыгрывать эти диалоги. Чтобы сделать их декламацию более живой и интересной, хорошо дать им в руки предметы, соответствующие содержанию диалога (шапки, платки), и ввести их как часть свободной творческой игры на тему «Театр» или «Кино».
Шутки:
— Федул, что губы надул?
— Кафтан прожег.
— Велика ли дыра?
-Один ворот остался.
— Куда идете, детушки?
— По ягоды, бабушка.
— Где же ягоды, детушки?
— Над землицей, бабушка.
— Уж не клюква ли, детушки?
— Нет, повыше, бабушка.
— Не калина ли, детушки?
— Угадала, бабушка.
— Куда, Семен, едешь?
— Сено косить.
-На что тебе сено?
— Коров кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— На что тебе молоко?
— Вас, детки, поить.
Говорит гусь Коле:
— Пошел бы ты умылся, что ли!
Говорит Коле утка:
— Смотреть на тебя жутко.
Говорит Коле кошка:
— Дай, полижу тебя немножко.
А свинья от смеха давится:
— Мне мальчик этот нравится.
Дети, которые изображают гуся, утку, кошку и свинью, имитируют характерные звуки и движения этих животных.
Метод маленьких человечков
Цель:
— развитие творческого воображения детей;
— развитие устной речи детей.
Методика проведения: Ребята, как вы думаете, чем будет отличаться жизнь великана от нашей? А жизнь лилипутов?
Представьте себе человека, который может изменить свой рост, становясь то великаном, то лилипутом. Где он будет жить? Чем будет заниматься? Составьте об этом рассказ.
В конце занятия – обсуждение рассказов.
Бином фантазии
Цель:
— познакомить детей с методом придумывания историй по случайной поре слов,
— развитие творческого воображения.
Методика проведения: Сегодня на занятии мы будем придумывать истории, а поможет нам случайная пара слов (например, «пес» и «шкаф»). Попробуйте придумать истории с такими названиями: «Пес в шкафу», «Шкаф в псе», «Пес по имени Шкаф» и т. д.
Изменение и сочинение сказок
Фантограмма
Цель:
— познакомить детей с фантограммой и показать один из вариантов ее использования,
— учить решать сказочные задачи, используя тризовские приемы.
Методика проведения: Изменить сказку в квадрате фантограммы (Например, сказку «Три поросенка»). Например, поросята хотят поймать и съесть волка, который занимается строительством домов.
Изменение сказки «Красная Шапочка». Бабушка знает, что может прийти волк. Как сделать так, чтобы волк сам себя поймал? Стоит ли убивать волка? Что с ним можно сделать?
Мнение-шутка
В группе кого-то «загадывают». Ведущий находится за пределами комнаты и не знает, кого загадали. Вернувшись, он задает всем участникам игры вопросы, которые начинаются с фразы «Что, если бы это был…» и далее следуют нестандартные сравнения. Например, «Что, если бы это была лампочка, книга, фильм, животное и т. п.?». Такие приемы помогают ребятам больше узнать о себе, о других. При этом они оперируют понятиями, учатся находить точные характеристики, убедительные аргументы. Такой вид работы позволяет развивать у детей образное мышление, способствует активизации навыков работы в коллективе.
Фотомомент
Эта форма групповой деятельности также направлена на развитие творческого воображения. Проводится краткая беседа на тему «Что такое фотомомент». Разъяснив смысл этого слова, воспитатель вводит ребенка в мир фотографии: люди на память о каких-то событиях всегда хотят оставить что-то на память, часто это бывает фотография. Фотографии бывают разные: смешные и печальные, маленькие и большие, цветные и черно-белые. Еще бывают фотографии, где люди вставляют свое лицо в маленькое окошечко, вырезанное в картине с изображением животных, знаменитых людей и т. п.
Затем дети выбирают одного водящего, который вставляет свое лицо в такую вот картину, не зная, что на ней изображено. Его задача отгадать, кого он изображает, задавая вопросы типа:
— Я растение?
— Я умею летать?
— Я предмет в этой комнате? И т. д.
Все остальные ребята отвечают на его вопросы только словами: «Да», «Нет».
Театр «Рукавичка»
Реквизит (куклы-рукавички) – это опора воссоздающего воображения, понимания характера персонажей, предпосылка к свободе речи.
Цель работы:
— развитие умения говорить перед аудиторией на основе подражания;
— развитие памяти, речи, творческого воображения.
Деятельность ребенка ориентирована на образец. В процессе общения педагог на своем примере обучает речи, движению, поведению. Основа поведения взрослого – доброжелательность и заинтересованное участие.
Данный вид деятельности удобен не только для проведения занятий по развитию речи, но и в применении его в свободной художественной и игровой деятельности дошкольников.