Автор: Чалова Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №28» (г. Заволжье, Нижегородская область).
Цель | Тема | Задачи | Материал | Методы и приёмы | |
сентябрь | Упражнять детей в выделении предметов из группы и их объединении. Развитие и поддержание положительного интереса к деятельности математического содержания. | «Стайка птичек» | Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов, устанавливать отношения между понятиями «один», «много», «мало»: употреблять слова много, один, по-одному, ни одного: согласовывать числительное «один» с существительным в роде и числе. Развивать мыслительные умения | Набор игрушек — птичек, салфетка, 4 карточки (на 1 из них наклеен один флажок, на 2 — три, на третьей — восемь, на 4 – пусто). | Упражнения, наглядный (показ картинок), игровой. |
«Не хочу клевать один!» | Учить сравнивать совокупность предметов, различать, где один предмет, а где много. Учить выделять отдельные предметы из групп и составлять группу из отдельных предметов. Учить устанавливать отношения между понятиями один и много, согласовывать существительными в роде и числе. Развивать воображение. | Кукла Незнайка, набор игрушек: Ваня Пастушок, курочка с цыплятами.Раздаточный материал: ёлочки и цыплята на каждого ребёнка. Карточки символы (один, много). Шапочки пчёл. | Словесные, упражнения подражательно-исполнительного характера, наглядный, наглядно-действенный | ||
«Сколько нас » | Закреплять умение выделять предметы из группы и объединять их в группы; находить признаки, общие для всех предметов данной группы, и признаки, общие лишь для её части, дробить группу на подгруппы, активизировать в речи слова много, один, по одному, ни одного. Развивать мелкую моторику. Воспитывать уважение к сверстникам. | Демонстрационный материал: кукла Незнайка, матрёшки, фланелеграф, ёлочки, картинки: один лист, много листьев.Раздаточный: игрушки — самолётики по количеству детей. Карточки с предметами. | Игровой («Поиграем с пальчиками»), наглядный, словесный. | ||
Учить детей находить много предметов и один предмет в окружающей обстановке. | «Кто мы» | Упражнять детей в раскладывании указанного количества предметов (один — много) на 2-х полосках разного цвета, расположенных слева и справа одна от другой. Учить ставить предметы на полоски правой рукой в направлении слева направо. Учить называть цвет полосок и количество игрушек, расположенных на них. Согласовывать числительное «один» с существительным. Учить детей пользоваться распространёнными, сложными предложениями с союзами «и» или «а». (На красной полоске одна матрёшка, а на синей – много матрёшек.) Учиться внимательно слушать, и точно выполнять указания воспитателя. | Демонстрационный материал: кукла Незнайка, матрёшки плоскостные, по две полоски (синяя и красная), ленты (синяя и красная), машинки (синяя и красная) на каждого ребёнка. | Игра «Гаражи», сюрпризный момент, дид. игра (матрёшки) | |
октябрь | Учить детей находить много предметов и один предмет в окружающей обстановке. | «Сказочное путешествие» | Закреплять у детей умение выделять предметы из группы и объединять их в группы, активизировать в речи слова много, один, по одному, ни одного. Упражнять в раскладывании предметов | Демонстрационный материал: кукла Незнайка, овощи, фрукты, «ковёр – самолёт», сюжетные картинки.Раздаточный: карандаши, карточки «съедобное — несъедобное», «летает — не летает». | Дид. игра «Съедобное – несъедобное», «Летает — не летает».Сюрпризный момент. |
«Встреча с Незнайкой» | Продолжать учить много и один предмет, называть количество предметов, упражнять в выделении отдельных предметов из групп и в объединениях предметов в группы. Учить складывать картинку из частей. | Демонстрационный материал: коробка с бусами, пуговицами 2-х цветов (красного и белого).Раздаточный: 2 вазы с красными и белыми цветами, по количеству детей. Картинка разрезанная на части. | Технические средства: фонограмма «Марш деревянных солдатиков», дид. игра «Собери целое», Худ. слово. | ||
Учить ориентироваться в основных пространственных направлениях | «Один и много» | Упражнять в раскладывании предметов на двух полосках разного цвета.Учить брать предметы правой рукой и растравлять слева на право. Развивать познавательные процессы и мелкую моторику. | Демонстрационный материал: кукла Незнайка, фланелеграф, плоские изображения груш, слив, яблок, картинка «Шарики». Раздаточный: коробка с мелкими грибочками, полоски синяя и красная. | Упражнение на внимание, игра «По дорожке». | |
«Что у ёжика в мешочке» | Закреплять знания, сравнивать совокупности предметов, различать на ощупь, где один предмет, а где много.Закреплять внимание на цвете предмета. Различать правую и левую руку. Определять направления вверх, вниз. | Демонстрационный материал: ёж — игрушка, чудесный мешочек, рисунок с предметами.Раздаточный: карточка — образец (начало нитки бус), бусы кружочки, квадратики. | Технические средства: запись на кассете «Звуки леса».Игра «Чего не хватает». Стихотворение М. Мышковской «Нос один». | ||
ноябрь | Учить различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник. | «Чудесный мешочек» | Знакомство с кругом и его свойствами. Дать представление о разных размерах круга. Учить обследовать фигуры приёмом обведения их контуров пальцем, учить отгадывать загадки, развивать умение выделять основные признаки предметов, учить находить на ощупь круг и называть его. | Демонстрационный материал: фланелеграф, кукла Незнайка, обруч, круг (маленький, большой). Раздаточный: конверт с большим красным кругом и маленьким синим кругом. | Игра на внимание «Ухо».Загадка про круг.Сюрпризный момент «Незнайка в гостях». |
«Составь квадрат» | Знакомство с квадратом.Учить различать и правильно называть квадрат и круг. Учить умению группировать геометрические фигуры по форме. Развивать воображение и память. | Демонстрационный материал: фланелеграф, большой синий круг и жёлтый квадрат. Набор игрушек, игрушка Незнайка. Раздаточный: круг и квадрат на каждого ребёнка. | Дид. игра «Что в руке». Упражнение – практический метод «Повторяй за мной» | ||
«Красивая крыша» | Учить детей и правильно называть треугольник. Узнавать и называть круг и квадрат. Продолжать обучать приёму обведения фигур. Упражнять в раскладывании предметов (много или один) на моделях фигур. Упражнять в различении правой и левой руки. | Демонстрационный материал: в «чудесном мешочке модели квадрата, треугольника разных цветов», фланелеграф. Раздаточный: коробочка с маленькими игрушками, квадраты, треугольники. | Дид. игра «Чудесный мешочек». Загадки о квадрате и треугольнике. | ||
Учить сравнивать два предмета контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте. | «Дорожки» | Познакомить со способом сравнения двух предметов по длине путём приложения, пользоваться словами длиннее, короче. Закреплять представления детей о пространственном положении предметов, упражнять в различении правой и левой руки. | Демонстрационный материал: кукла Незнайка, фланелеграф, две жёлтые полоски разной длинны, домик и лошадка. Раздаточный: две полоски жёлтого цвета (разница в длине 5 см), матрёшка. | Сюрпризный момент«Найди Незнайку».Загадки о фигурах. | |
декабрь | Формировать умение выявлять отношение между предметами. | «В гостях у мишки» | Упражнять в сравнении двух предметов по длине путём приложения. Приучать пользоваться словами длиннее, короче. Упражнять в раскладывании указанного количества предметов (один и много) на двух полосках разного цвета и разной длинны. Учить указывать количество игрушек и место их расположения. Продолжать учить брать предметы правой рукой и расставлять в направлении слева на право. | Демонстрационный материал: большой и маленький мишки, две ленточки разной длины, фланелеграф.Раздаточный: коробочка с 5 квадратами и 2 полоски жёлтого и зелёного цвета (жёлтая – 12 см, зелёная – 17 см) | Наглядный (демонстрация способов измерения).Игровой «Лесные мишки». Педагогическая оценка, объяснение и пояснение. |
«Нарисуй картинку палочками» | Учить способу сравнения двух предметов по длине путём приложения. Учить пользоваться словами «длиннее», «короче». Продолжать закреплять представление о пространственном положении предметов: вверху внизу. Упражнять в различии правой и левой руки. Учить сравнивать предметы по длине. Упражнять в различении круга, квадрата, треугольника, несмотря на различия в их цвете и размере. | Демонстрационный материал: фланелеграф, две жёлтые полоски (одна длиннее другой на 10 см), цветные изображения домика и лошадки, зайца, лисы и медведя. 3 ленточки одинаковой длины (длиннее, короче). Лист бумаги с изображением домиков с животными.Модели фигур – круга, квадрата, треугольника — двух размеров (маленькая и большая). Раздаточный: лошадка и две бумажные полоски жёлтого цвета разной длины (одна длиннее другой на 10 см). Картинки, на которых изображены разные предметы (дерево с листьями, домик на лугу, расческа, клюшка, лопата, ракета, бабочка, флажок, забор и т. д.) | Художественное слово (стихи о геометрических фигурах). Наглядный (иллюстрация картинок). Дид. игра «Скажи наоборот». Сюрпризный момент «У нас в гостях зверюшки». | ||
«Красивые девочки» | Познакомить со способами сравнения предметов по ширине. Учить пользоваться словами шире, уже. Закрепить умение сравнивать предметы по длине и употреблять выражение «одинаковые по длине». | Демонстрационный материал: На фланелеграфе 2 ленточки одинакового цвета, равные по длине, но разной ширины (разница в ширине ленточек 5 см): 32´3 см, 32´8 см; коробки одинаковой длины, но разной ширины, 2 куклы с распущенными волосами (одна высокая, другая низкая). Раздаточный: по две ленточки одинакового цвета, равные по длине, но разной ширины (с разницей в 3 см). | Игра на внимание «Высокий, низкий».Объяснение, вопросы, педагогическая оценка. | ||
«Путешествие по лесным тропинкам» | Продолжать учить в сравнении предметов по ширине. Учить использовать в речи слова шире, уже, широкий, узкий. Закреплять умение определять местоположение предметов: вверху, внизу, слева, справа. Учить по-разному обозначать предметы в игровой ситуации. Формировать умение изображать определённые действия. Развивать познавательные процессы, пространственные представления и мелкую моторику. | Демонстрационный материал: два кубика. Две дощечки равной длины, но одна уже другой на 10 см. шнуры, фланелеграф, сюжетная картинка «Горки», скамейка, верёвка, мел.Раздаточный: коробка с семью ёлочками. Две полоски разного цвета, разной ширины, равные по длине (разница полосок по ширине 3 см). Три коробки, кубики, кирпичики, шарики. Лист белой бумаги. Силуэтное изображение ведёрка. Широкая и узкая полоски синего цвета. Шарфики: от самого широкого до самого узкого. | Игра «Подари улыбку». Иллюстрации сюжетных картинок леса. Вопросы, пояснения, объяснения, педагогическая оценка. | ||
январь | «Мы – исследователи». | Учить сравнивать предметы, контрастные по высоте, пользуясь приёмом приложения. Учить обозначать результаты сравнения словами выше, ниже, высокий, низкий. Продолжать закреплять умение различать левую и правую руку, ориентироваться в левом и правом на самом себе. Продолжать учить сравнивать предметы и подбирать предметы по размеру, независимо от их цвета и формы. Формировать умение сотрудничать со сверстниками. Развивать познавательные процессы, мелкую моторику. Ориентировка в пространстве. | Демонстрационный материал: фланелеграф, две куклы разного роста, две пирамиды разной высоты, но одинакового цвета. Матрёшка, вкладыши, изображения одноэтажного, двухэтажного, трёхэтажного здания.Раздаточный: два столбика разного цвета, контрастных по высоте, и по одному жёлтому и белому утёнку, комплекты трёхместных матрёшек – вкладыши из плотной бумаги, два набора, состоящих из 3-х матрёшек разного цвета и размера. Подносы, наборы, в которые входят лист белой бумаги (20´20 см), силуэтные картинки – высокие и низкие пирамидки, ёлки, вазы, карандаши. | Сюрпризный момент «В гостях у нас девочки». Физминутка, вопросы, напоминания, подвижная игра «Успей выбежать из круга». | |
«В зимнем лесу» | Учить сравнивать предметы по высоте и находить одинаковые (равные) по высоте; приучать употреблять слова выше, ниже, высокий, низкий, одинаковый по высоте. Продолжать закреплять умение сравнивать предметы по длине и ширине. | Демонстрационный материал: на столе дощечка и 4 столбика, 2 равны по высоте, третий выше на 5 см, четвёртый ниже третьего на 5 см. В коробочке ещё 2 столбика, один равен самому высокому на столе, другой – низкому, 2 дощечки, одна из которых на 10 см короче другой, игрушка автомобиль.Раздаточный: ёлочки (цветные изображения). Используются ёлочки пяти размеров, высотой в 5, 10, 15, 20, 25 см, по одной на каждого. | Игра «Высокие зимние ворота». Объяснения, пояснения, указания, вопросы, педагогическая оценка. Использование иллюстраций о зиме. | ||
«Уложим кукол спать» | Закрепить умение сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте, пользуясь приёмом приложения их друг к другу. Использовать слова выше, ниже, длиннее, короче, шире, уже. Упражнять в нахождении большого количества предметов (много) и единичных (один) в окружающей обстановке. | Демонстрационный материал: 2 кроватки для кукол (одна кроватка длиннее другой на 8-10 см), 2 стула разной высоты, 2 простыни (одна на 8-10 см длиннее другой), 2 одеяла (разница в ширине – 8 см), 2 куклы (одна на 8-10 см выше другой). | Игровой метод.Вопросы к детям, указания, сравнения. | ||
Учиться относить предметы одной группы с предметами другой, пользуясь приёмами наложения и приложения. Дать детям понятия о частях суток. | «Мишка — растеряшка» | Познакомить с приёмом наложения предметов на картонки карточки – образца. Учить понимать выражение «столько, сколько…», раскладывать предметы правой рукой в направлении слева направо. Называть, что и как делается, отражая в речи равенство численностей множеств. Дать понятие о частях суток. Развивать внимание. | Демонстрационный материал: на наборном полотне в ряд расположены 4 зелёных пуговицы. На подносе лежат 6-7 жёлтых, 5 красных и 3 синие пуговицы (цветные изображения). Сюжетные картинки (день, ночь, утро, вечер).Раздаточный: в коробочке лежат зелёные, жёлтые, красные и синие пуговицы, по 5-6 штук, и 2 карточки. | Игровой «В гостях мишки шалунишки». Наглядные – иллюстрации с изображением времени суток. Вопросы, показ, объяснение, педагогическая оценка. | |
февраль | «Столько — сколько» | Учить приёму наложения предметов на картинки карточки – образца. Познакомить с понятием «столько — сколько». Закрепить умение раскладывать предметы правой рукой в направлении слева направо. Продолжать закреплять умение различать и называть части суток. Закрепить умение группировать предметы по заданному признаку. | Демонстрационный материал: наборное полотно с 4 зелёными ёлочками. На подносе 6-7 голубых ёлочек (плоскостные изображения). Закреплять умение различать и называть части суток. Три домика с воротами. Фишки, разные по цвету и форме. Фланелеграф. Кукла Незнайка.Раздаточный: карточка с зелёными пуговицами и жёлтые пуговицы (плоскостные изображения). Коробки с геометрическими фигурами. Разные по цвету и форме флажки. | Игра на внимание «Флажки». Игра на части суток «Закончи предложение». Иллюстрации картинок на части суток. Упражнения, вопросы, короткая инструкция. | |
«Найди столько же» | Продолжать учить накладывать на карточку столько картинок, сколько их нарисовано. Учить помещать предметы правой рукой слева направо точно на картинке. Развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину, находить предметы с заданными свойствами и группировать их по двум признакам. Закреплять умение называть геометрические фигуры. Учить использовать собственное тело в качестве эталона, обладающего необходимыми пространственными и временными характеристиками. | Демонстрационный материал: фланелеграф. Кукла Незнайка. Наборное полотно с 5 грибочками, 5 жучками.Раздаточный: по две карточки: на одной нарисовано 4 грибочка, на другой 5 грибочков. Предметные картинки с изображением жучков (6-8 шт.) и грибков (6-8 шт.).Кубики разных цветов. Карточки – вагончики, на которых нарисованы картинки. Конверты с предметными картинками, как и на карточках (один мячик, два грибочка, три ежа, четыре рыбки). | Технические средства, запись песни «Мы едем, едем, едем в далёкие края». Дид. игра «Четыре стихии». Вопросы, задания на ориентировку в пространстве. Игра «Назови быстрей фигуру». | ||
Учить сравнивать два предмета по толщине: толще – тоньше (равные по толщине). | «Сравни предметы» | Учить сравнивать два контрастных по толщине предмета, пользуясь приёмом наложения, и обозначать результаты сравнения словами толще, тоньше. Упражнять в прикладывании предметов к рисункам на карточке – образце. Закреплять умение прикладывать предметы точно под картинками, строго учитывать интервалы между ними. Брать предметы правой рукой и раскладывать их в направлении слева направо, пользоваться выражениями «столько, сколько…», «поровну». | Демонстрационный материал: 2 столбика, 2 палочки, контрастные по толщине, дощечка с отверстием, в которое проходит тонкая палочка, игрушки: зайчик и белочка. Раздаточный: по 2 палочки разной толщины, по 2 карточки с двумя полосками. На верхних полосках карточек изображено 3-4 предмета, нижние полоски свободные. На тарелочке 2 вида мелких игрушек: ёлочки и грибочки, матрёшки и утята, грибочки и матрёшки. | Объяснения, пояснения, указания, вопросы, педагогическая оценка, упражнения на карточках. | |
Называть, узнавать и различать геометрические фигуры, сравнивать находить сходство и различия | «Котята» | Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну. Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник. | Демонстрационный материал: фланелеграф, контурные изображения котят и корзинок (по 4 – 5 штук), геометрические фигуры разного размера и цвета (круг, квадрат, треугольник)Раздаточный: двухполосные карточки, мишки и конфеты, вырезанные из картона (по 4 – 5 штук), геометрические фигуры разного размера и цвета (круги, квадраты, треугольники) | Игровой «В гостях котята», загадка о котятах, стихотворение «Мишка косолапый…» Подвижная игра «Найди такую же фигуру» Наглядный (рассматривание карточек с геометрическими фигурами). Объяснение и пояснение. | |
март | Учить детей сравнивать два предмета, отличающихся в целом по объёму (больше – меньше) | «Утята» | Учить выяснять, в какой из групп больше (меньше) предметов или в них предметов поровну, пользуясь приёмом приложения. Упражнять в раскладывании предметов правой рукой слева направо. Приучать пользоваться словами и выражениями столько, сколько…» «поровну», «больше», «меньше». Упражнять в сравнении предметов, контрастных по высоте. | Демонстрационный материал: наборное полотно, изображения 4 белых и 4 жёлтых утят. Стулья для взрослого и ребёнка.Раздаточный: карточки с двумя свободными полосками и тарелочки. На каждой тарелочке по 3 белых и 4 жёлтых утёнка. | Игровой «В гостях утята». Словесный, показ, вопросы. |
Учить самостоятельно использовать способы сравнения и классификации. | «Наши игрушки» | Продолжать закреплять умение практически выяснять, в какой группе больше (меньше) предметов или в них предметов поровну, пользуясь приёмами наложения и приложения. Учить сравнивать два контрастных по величине предмета, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький. | Демонстрационный материал: 4 больших и 5 маленьких кубиков, игрушки: 4 белочки и 4 зайчика.Раздаточный: карточки с 2 свободными полосками и тарелочки с 3 большими и 4 маленькими кружками. | Наглядный (рассматривание предметов). Вопросы, педагогическая оценка, игра «Танец», пояснения. | |
«В гости к детям приходят куклы» | Учить выполнять столько движений, сколько игрушек стоит (в пределах 1-3). Упражнять в определении того, в какой группе больше (меньше) предметов или в них поровну предметов, пользуясь приёмами наложения и приложения. Видеть равное количество предметов разных размеров. | Демонстрационный материал: 3 матрёшки, 3 собачки, 3 белочки, ширмочка, 4 куклы, 5 стульев, 3 чашки, 4 блюдца. Раздаточный: карточки с 2 полосками и тарелочки, в которых 4 больших треугольника и 5 маленьких. | Практический метод – упражнения «Сделай как я», «Сделай как мишка». Игровой «В гости к детям приходят куклы». Вопросы, объяснения. | ||
«Наши звуки» | Учить воспроизводить количество звуков в пределах 1-3 без счёта и называния числа, находить карточку, на которой столько же кружков, сколько раз ударил молоточек. Продолжать упражнять в сравнении групп предметов, пользуясь приёмом приложения, устанавливать равенство и неравенство групп, прикладывая к группам игрушек равное количество других игрушек. | Демонстрационный материал: молоточек для извлечения звуков, ширмочка, карточки, на которых нарисованы 1-3 игрушки, расположенные в ряд. На одном столе 4 куклы, на другом 3 пальто, 5 шапочек, 4 шарфика, в коробке запасная одежда для кукол.Раздаточный: по одной карточке, на которой нарисованы по 2 игрушки. | Упражнения «Хлопки», «Подберём куклам одежду для прогулки». | ||
апрель | «Мы всё знаем и умеем» | Упражнять в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приёмом приложения предметов одной группы к предметам другой, обозначать результаты сравнения словами больше, меньше, столько, сколько, поровну. Закрепить умение сравнивать предметы, контрастные и одинаковые по длине и высоте, употреблять слова и выражения длиннее, короче, одинаковые по длине, выше, ниже, одинаковые по высоте. Упражнять в различении и правильном назывании знакомых геометрических фигур: кругов, квадратов, треугольников. Учить группировать фигуры по форме. | Демонстрационный материал: на фланелеграфе 2 поезда (цветные силуэтные изображения). У красного поезда 3 вагончика, у синего – 4. вагончики поездов расположены один под другим. На столе у педагога 2 домика: жёлтый и красный. Высота жёлтого домика – 4 этажа, красного – 3. Наборное полотно, 4 кружка и 3 квадрата. Раздаточный: карточки с 2 свободными полосками и коробочки с геометрическими фигурами. В них по 3 круга, 4 квадрата и 5 треугольников. | Дид. игра «Поезд». Наглядный (иллюстрация картинок многоэтажных домов), вопросы, педагогическая оценка. Загадки о геометрических фигурах. | |
«Построим башню» | Учить сравнивать предметы по величине, пользуясь методом приложения. Закреплять умение практически выяснять, в какой группе больше (меньше) предметов или в них предметов поровну, пользуясь приёмами приложения и наложения. Применять в речи слова: «большой», «маленький». Закрепление знаний о геометрических фигурах и месте расположения их на квадратном листе, добиваясь последовательного описания и правильного употребления слов: в середине, сверху, снизу, слева, справа. Развивать воображение. | Демонстрационный материал: кукла Незнайка, фланелеграф, большие и маленькие мячи, кубики – 4 больших и 5 маленьких, коврик, украшенный геометрическими фигурами. Раздаточный: кубики разной величины, наборное полотно (двуполостное), картинки с изображением морковок и зайцев (3), карточки с двумя свободными полосками, 3 больших и 4 маленьких квадрата или кружка, полоски из картона одинаковой ширины, но разной длины, коврики, составленные из геометрических фигур. | Игровой метод «Пришёл Незнайка», словесный: загадки о геометрических фигурах, наглядный: иллюстрации картинок с изображением зайцев. Упражнения «Непоседа ветер». | ||
Дать понятие о последовательности событий | «Раньше, позже, потом, сначала» | Учить восстановлению последовательности событий с введением в активную речь слов раньше, позже, сначала, потом. Учить устанавливать причины и следствия. Закреплять умение различать и называть последовательность времён года. Закреплять умение различать и называть пространственное направления от себя (влево, вправо). Развивать логику мышления, память. | Демонстрационный материал: фланелеграф, сюжетная картинка «Концерт на лужайке», сюжетные картинки к временам года.Раздаточный: карточки с рыбками, карточки с временами года. | Наглядные иллюстрации с картинками времён года, загадки о временах года – словесный метод, стихотворение А. Плещеева «Уж тает снег», упражнение «Разложи рыбок». | |
«Путешествие на поезде» | Упражнять в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приёмом приложения предметов одной группы к предметам другой. Обозначать результаты сравнения словами больше, меньше, столько, сколько, поровну. Продолжать закреплять умение сравнивать предметы, контрастные и одинаковые по длине и высоте, употребляя слова и выражения длиннее, короче, одинаковые по длине, выше, ниже, одинаковые по высоте. Упражнять правильно называть геометрические фигуры и группировать их по форме. Учить раскладывать силуэтные изображения игрушек разных цветов. Закрепление навыков восстановления последовательности событий с введением в активную речь слов раньше, позже, сначала, потом. | Демонстрационный материал: фланелеграф, цветные изображения поезда (2). У красного поезда – три вагончика, у синего – четыре. Вагончики расположены один под другим, два домика: жёлтый и красный. У жёлтого домика высота 4 этажа, красного – 3. Наборное полотно, четыре кружочка и три квадрата.Раздаточный: карточки с двумя свободными полосками и подносы с геометрическими фигурами (по 3 кружочка, 4 квадрата, 5 треугольников), вагончик с числовыми обозначениями, плоскостные игрушки. Карточки с картинками, фломастеры, силуэтные изображения игрушек разных цветов. Большие цветные листы бумаги – поляны. | Технические средства: «Инструментальная пьеса» М. Леграмма, загадки о белочке, иллюстрация животных (попугаи, черепахи, змеи), упражнение «Цветные листы» — на внимание, сюрпризный момент «Машинист приглашает в путешествие», вопросы, объяснения. | ||
май | Повторить весь пройденный материал | «Помогаем девочкам» | Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше. Упражнять в сравнении двух предметов по величине. Обозначать результаты сравнения словами большой, маленький. Учить определять пространственное расположение предметов. Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. | Демонстрационный материал: куклы разных размеров, кукольная мебель, кукольная одежда для прогулки разных размеров. Три карточки с изображением геометрических фигур.Раздаточный: контурные изображения кофточек с петельками, пуговки – кружочки. Геометрические фигуры. | Игровое упражнение «Поможем кукле подобрать одежду для прогулки». Практическое упражнение «Пришиваем пуговицы к кофточке», вопросы, объяснения. Игра «Найди лишнюю фигуру». Наглядно — действенный «Обведи рукой». |
«Матрёшки на прогулке» | Закреплять умение практически выяснять, в какой группе больше (меньше) предметов или в них предметов поровну, пользуясь приёмами наложения и приложения. Учить определять форму предметов на основе сравнения её с геометрическими образцами. | Демонстрационный материал: набор игрушек: 3 ведёрка и 4 совочка, 3 поросёнка и 3телёнка, 2 мишки и 2 матрёшки. Модели круга, квадрата, треугольника. Игрушки разной формы: колёсико, руль, тарелочка, рамка, коробочка, флажок, подставка для размещения фигур и игрушек.Раздаточный: модели треугольников и квадратов по количеству детей, коробки треугольная и квадратная. | Игровой «Матрёшки в гостях». Наглядный (рассматривание фигур: круглой, квадратной, треугольной формы), загадки о геометрических фигурах, краткая инструкция «Разложи фигуры как я». | ||
«Путешествие в сказку» | Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, различать и развивать пространственные направления: от себя, слева, справа, над, под. Развивать умение видеть характерные признаки предметов, выделять, обследовать и называть круг, квадрат и треугольник по двум признакам. Развивать смекалку, сообразительность, мелкую моторику. | Демонстрационный материал: кукла Незнайка, план комнаты, на котором обозначены ориентиры: стол – круг, шкаф – квадратик, зеркало – треугольник. Отмечен путь поезда (стрелки прикрыты). Картинки «На что похоже?». Мячик.Раздаточный: карточка «Варежки». Двухполостные наборные полотна и пять картинок (на 3 – зайчики, на 2 — морковки). Незаконченные рисунки и карандаш. Геометрические формы и карточки с геометрическими формами. | Игра «Назови своё имя», показ иллюстраций «Что где находиться». Игровой «Кукла Незнайка в гостях». Наглядный: картинки «На что похоже?». Подвижная игра «Гуси и волк». | ||
«Давайте поиграем» | Совершенствовать умение различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много. Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы. Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов по образцу (без счёта и названия числа). Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине. | Демонстрационный материал: кукла, медведь, игрушечные собачки (большая и маленькая), фланелеграф.Раздаточный: карточки с изображением игрушек, музыкальных инструментов, предметов одежды разного размера, фишки. | Игровое упражнение «Дрессированная собачка». Дид. игра «Подбери большие и маленькие предметы». Вопросы, объяснения. |