Автор: Иванова Марина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ Центр развития ребенка — «Детский сад №20 Дружный хоровод» (г. Северодвинск, Архангельская область).
Старшая группа
Название нетрадиционной техники рисования | Темы | Программное содержание | Материалы |
«Рисование пальчиками» | «Ветка рябины» | Познакомить с техникой рисования пальчикамиРазвивать чувство композиции, цветовосприятияВоспитывать любовь к природе | — мисочки с гуашью- кисть- салфетки- ветка рябины с ягодами- фотографии |
«Рисование пальчиками» | «Мое любимое платье или свитер» | Продолжать знакомство с рисованием пальчикамиЗакреплять умение самостоятельно составлять узорВоспитывать бережное отношение к одежде | — гуашь- кукольная одежда- заготовки бумажных платьев и свитеров- рисунки одежды с узором |
«Рисование пальчиками» | «Первый снег» | Закреплять умение изображать деревоЗакреплять умение изображать снег, используя рисование пальчикамиРазвивать чувства композиции | — тонированные листы бумаги- белая и коричневая гуашь- иллюстрации- запись музыки К. Дебюсси «Первый снег» |
«Тычок жесткой сухой кистью» | «Мой маленький друг» | Познакомить с техникой «тычок жесткой кистью»Учить выполнять рисунок по предварительному наброскуВоспитывать любовь к животным | — кисть с жесткой щетиной- гуашь- тонированные листы бумаги- простой карандаш- фото собак |
«Тычок жесткой сухой кистью» | «Шишки на ветке» | Совершенствовать технику рисования «тычком»Учить рисовать заснеженную ветвь ели с шишкамиВоспитывать терпеливость | — тонированные желтые листы бумаги- гуашь- фото и эскизы- жесткая кисть- простой карандаш |
«Тычок жесткой сухой кистью» | «Ветка мимозы» | Учить рисовать ветку мимозы знакомым способом «тычок жесткой кистью»Расширять знания о цветахВоспитывать эстетическое отношение к окружающему миру | — гуашь- ветка мимозы- открытки и фотографии- жесткая кисть- простой карандаш |
«Тычок жесткой сухой кистью» | «Одуванчики» | Продолжать учить рисовать знакомые предметы в технике «тычок жесткой кистью»Совершенствовать умение работать с наброскомВоспитывать эстетическое чувство | — гуашь- фото- жесткая кисть- простой карандаш |
«Оттиск смятой бумагой» | «Ежики» | Познакомить с новой техникой «оттиск смятой бумагой»Учить выполнять рисунок ежика без предварительного наброскаРазвивать умение дополнять полученное изображение подходящим материалом (сухие листья) | — маленькие листы бумаги для оттиска- гуашь черная- сухие листья- клей-фото и иллюстрации с изображением ежей- «Песенка про ежика» С. Никитина |
«Оттиск смятой бумагой» | «Снежная семья» | Совершенствовать технику рисования «оттиск смятой бумагой»Учить передавать особенности героев рисункаВоспитывать восторженное отношение к русской зиме | — гуашь- тонированные голубые листы бумаги- маленькие листы для оттиска- снеговики из снега |
Кляксография обычная | «Животные, которых я сам придумал» | Познакомить с новой изобразительной техникой – кляксографиейРазвивать воображение и фантазиюВоспитывать чувство юмора | — жидкая гуашь- пластмассовая ложечка- два листа белой бумаги- фломастеры |
Монотипия предметная | «Бабочки, которых я видел летом» | Познакомить с новой техникой – монотипияПознакомить с симметрией (на примере бабочки)Развивать пространственное мышление | — силуэты симметричных и несимметричных предметов- иллюстрации бабочек-квадратный лист бумаги- гуашь-кисть |
Монотипия предметная | «Елочка» | Совершенствовать технику «монотипия»Учить украшать елочку с помощью уже известных нетрадиционных техник (пальчиками, ватными палочками)Воспитывать любовь к праздникам | — гуашь- квадратный лист бумаги- стихи о елочке |
Монотипия предметная | «Чудесный букет» | Учить изображать букет в технике «монотипия»Закреплять знания о симметричных и несимметричных предметахВоспитывать эстетические чувства | — гуашь- кисть- иллюстрации и эскизы |
Знакомая форма – новый образ | «Медузы в подводном мире» | Учить рисовать медуз и морские растения, используя в качестве шаблонаРазвивать воображениеВоспитывать аккуратность | — фото морского дна- простой карандаш- гуашь- кисть для дорисовки |
Знакомая форма – новый образ | «Веселые девочки» | Учить рисовать веселых человечков, используя в качестве шаблона – ножницыРазвивать фантазию, воображениеВоспитывать чувство юмора | — рассмотрение эскизов- гуашь- ножницы- тонкая кисть- простой карандаш |
Знакомая форма – новый образ | «А ну-ка догони!» | Учить рисовать бегущего человека, используя в качестве шаблона – кулачокРазвивать воображениеВоспитывать дружеские отношения | — гуашь- тонкая кисть- простой карандаш- эскизы с различными изображениями бегущего человека |
Знакомая форма – новый образ | «Кораблики в море» | Учить рисовать кораблики, используя в качестве знакомой формы шаблон ступниРазвивать воображениеВоспитывать аккуратность | — эскизы и иллюстрации- акварель- кисть- черный фломастер |
Подготовительная группа
Резерв из воскового мелкаХод работы:Сделать рисунок восковыми мелками без фонаНанести любым одним или несколькими цветами фон | «Сорока белобока» | Познакомить детей с новым способом получения рисункаУчить рисовать клюющую зерна сорокуВоспитывать любовь к птицам | — восковые мелки- акварель- кисть- эскизы сороки |
Резерв из воскового мелка | «Портрет друга» («Мой портрет») | Совершенствовать навык получения рисунка с помощью восковых мелков и акварелиЗакреплять знания о пропорции лица человека и портретной живописиВоспитывать добрые дружеские чувства | — восковые мелки- акварель- кисть- портреты, выполненные знаменитыми художниками- эскизы |
Резерв из воскового мелка | «Северное сияние» | Совершенствовать навык получения рисунка с помощью восковых мелковЗакреплять умение составлять композициюЗакреплять знания о быте поморов и воспитывать любовь к родному краю | — восковые мелки- акварель- кисть- иллюстрации изображающие быт поморов, избы |
Кляксография выдуванием из трубочкиХод работы:поставить каплю краски ложечкой или кистью на бумагуДуть резко на каплю через трубочку так, чтобы капля «разлеталась»Качать трубочкой из стороны в сторону, чтобы получались мелкие деталиДорисовать кистью необходимые детали | «Сказочные цветы» | Познакомить с новой техникой «выдувание»Совершенствовать умение дополнять рисунок деталямиСоздавать радостное настроение | — трубочки- акварель- кисть |
Кляксография выдуванием из трубочки | «Весеннее дерево» | Совершенствовать умение выполнять рисунок в технике «выдувания»Развивать фантазиюВоспитывать эстетические чувства | — трубочки- акварель- кисть- эскизы и рисунки деталей |
Кляксография выдуванием из трубочки | «Морское дно» | Учить рисовать морские водоросли в технике выдуванияРазвивать творческие способностиВоспитывать любовь к живой природе | — трубочки- акварель- кисть- фото морского дна и подводного мира- эскизы |
Раздельный мазокХод работы:Нанести мелкие мазки-точки одного цвета, оставляя между ними промежуткиНанести мазки другого цветаИспользовать любое количество цветов | «Сказочная жар – птица» | Познакомить детей с новой техникой рисования – раздельный мазокРазвивать цветовосприятиеВоспитывать эстетические чувства | — эскизы, отображающие поэтапность работы- кисть- акварель- салфетка |
Раздельный мазок | «Лесная избушка» | Совершенствовать умение работать в технике «раздельный мазок»Развивать пространственное мышлениеВоспитывать любовь к природе | — тонированные черным или фиолетовым листы бумаги- белая гуашь- простой карандаш (набросок)- кисть |
Раздельный мазок | «Осенний парк» | Закреплять умение работать поэтапно в технике раздельного мазкаРазвивать технические приемы изображения деревьев и кустовВоспитывать эстетические чувства | — акварель- простой карандаш- кисть- салфетки- эскизы |
НабрызгХод работы:Обмокнуть щетку в краскуНаклонить щетку над бумагой и проводить по верху расческойМожно использовать шаблоны и трафареты, положив их на лист бумаги перед набрызгом | «Волшебная ночь»2 занятия | 1) Познакомить с новой техникой – «набрызг»2) Учить самостоятельно, изготовлять шаблоны и трафареты звезд и луны3) Воспитывать эстетические чувства | — зубная щетка- расческа- акварель- тарелочки с водой- мелкие листы- карандаш- ножницы |
Набрызг | «Космическое путешествие» | Совершенствовать технику набрызга и умение изготовлять шаблоны и трафаретыРазвивать воображениеВоспитывать терпеливость и трудолюбие | — зубная щетка- расческа- акварель- карандаш- ножницы- фото из космоса- эскизы |