Автор: Светлана Жукова.
Задачи | Тема | Методические приёмы |
Поддерживать в детях стремление узнать больше о насекомых.Подвести детей к пониманию и использованию в речи обобщающего слова «насекомые». | Целевая прогулка по участку | Задание детям: найти, какие насекомые живут на участке, как передвигаются, какой внешний вид, какие издают звуки. Уточнение высказываний детей. |
Формировать представление о том, что насекомые — живые организмы. Они имеют определенные признаки: дышат, питаются, растут, размножаются, двигаются. | Насекомые — живые организмы | Сравнение насекомых с ручкой (божья коровка)- Чем отличаются?- Что может делать насекомое?- Что ему надо для того, чтобы жить?Дидактическая игра «Назови, кто из насекомых прыгает, ползает, летает». |
Закрепить знания о потребностях насекомых (свет, тепло, вода, питание). | Как насекомые проводят зиму, весну. | Как насекомые готовятся к зиме. |
Дать знания об уникальности своеобразии каждого вида. | В природе нет ничего лишнего | Рассказ воспитателя:«В природе нет ничего лишнего. Для ее нормального существования нужны различные звенья (рассказ о комарах)».Пример логической цепочки: цветы – насекомые — птицы, личинки комара — рыбы — человек. Исчезновение комаров, других насекомых приведет к катастрофе на земном шаре. |
Подвести детей к осознанию связи между внешним видом, повадками, образом жизни и условиями существования. Показать, как насекомые защищаются от врагов. Воспитывать у детей познавательный интерес к насекомым. | О приспособлении насекомых к жизни в разных условиях. | Маскировочная окраска. Чтение сказки о жуках.Маскировка по внешнему виду — похожи на листья, сучки, кору.Запугивание — модель бабочки «павлиний глаз».Вопросы к детям:Почему кузнечик, гусеница, бабочка маскируются при помощи окраски?От кого они скрываются? (от птиц).Почему ярко окрашенные жуки не скрываются oт птиц? (предупредительная окраска)Чтение сказки «Приключения Фитюльки» |
Дать детям знания о том, что все насекомые начинают свою жизнь с яиц. Из яйца — личинки. Личинка бабочки — гусеница. Гусеница прожорлива. У бабочек, жуков, муравьев, ос, шмелей, мух из личинки — куколка. | О размножении насекомых | Чтение сказки «Три жизни божьей коровки».Чтение «Сколько ног у стрекозы».Рассматривание иллюстраций. |
Показать детям еще одну связь с окружающей средой — многие растения не могут жить без насекомых, а насекомые без растений. Насекомые переносят пыльцу с растения на растение, без этого не будет семян. | Как насекомые дружат с цветами | Наблюдение — кто прилетал к цветам? (питание, опыление).Как растения зазывают насекомых. Важен аромат цветов. Пример — липа. |
Ознакомить детей с особенностями внешнего вида насекомого.Показать характерные признаки, что отличает их друг oт друга и что объединяет. Показать, что особенности строения отдельных внешних органов связаны с условиями жизни насекомых, среды обитания. | Знакомство с бабочкой.Сравнение бабочки и жука, бабочки и стрекозы.Знакомство с муравьем.Знакомство с кузнечиком.Знакомство с майским жуком, божьей коровкой.Знакомство с ящерицей.Как мы должны относиться к жукам.Жуки из Красной книги. | Знакомство по схеме: живые организмы, внешний вид, потребности, чем похожи, чем отличаются, приспособление к среде обитания, кто как зимовал, сезонные изменения, о размножении, о дружбе с цветами, о питании, как надо относиться к насекомым?Правила поведения по отношению к насекомым.Дидактическая игра «Чудесное превращение».Словесная игра «Кто больше назовет насекомых», «Отгадай, какое насекомое я загадала».Решение логических задач. |
Литература
— «Зелёные страницы» А.А.Плешаков, 2012
— «Дети, взрослые и мир вокруг» Н.Ф.Виноградова, Куликова Т.А., 1993