Рабочая программа «Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей» к кружку «Умелые ручки»

Автор: Глазкова Т.В, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад «Теремок» комбинированного вида» (г. Ковылкино, РМ).

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В.А.Сухомлинский)

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой и наглядно-методических пособий по изобразительной деятельности: «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыковой, «Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г.Н.Давыдовой, «Волшебные полоски» И.М.Петровой, Т.М.Геронимус «Я всё умею делать сам».

Актуальность.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

— желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

— желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Разработанная программа является приложением к разделу «Художественный и ручной труд» программы «Детство».

Новизна и отличительная особенность.

Программа «Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей» направлена на  развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Также в процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребёнок должен запомнить последовательность приёмов и способов изготовления аппликаций, композиций.

Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.

Изготовление композиций, панно, аппликаций способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Дети учатся анализировать собственную деятельность.

Цель программы.

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе деятельности с различными материалами. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию.

Задачи по обучению технике работы по ручному труду.

Сформировать у детей интерес к видам труда.

Познакомить со свойствами материалов.

3накомить с новыми для детей основными приёмами работы.

Развивать умение пользоваться простейшими инструментами.

Развивать общую ручную умелость.

Координировать работу глаз и обеих рук.

Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа.

Развивать у детей технические навыки с материалами (семена, крупы, бумага, ткань, нити, тесто, салфетки и т. д.)

Начиная с простейших поделок, постепенно осваивать более сложные приёмы работы с различными материалами, подвести к созданию работ по собственному замыслу.

Задачи по сенсорному воспитанию.

Повышать сенсорную чувствительность.

Способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета.

Задачи по развитию речи.

Формировать речевую деятельность.

Развивать диалогическую речь.

Активно употреблять слова, обозначающие действия, свойства.

Называть материалы, используемые для работы.

Активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы.

Задачи по эстетическому воспитанию.

1. Учить создавать выразительные образы.

2. Развивать умение подбирать цвета.

3. Учить видеть, чувствовать, оценивать и созидать прекрасное.

4. Формировать композиционные навыки.

Задачи по нравственному воспитанию.

1. Формировать у детей умение трудится в коллективе.

2. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность,   самостоятельность.

3. Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимопомощь.

4. Развивать желание детей сделать приятное для родителей.

5. Повышать самооценку детей через достижения в изобразительной деятельности.

Направления работы.

Развитие творческих способностей

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Содержание работы.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

Методы и приемы обучения.

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое место отводится  наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Этапы работы.

Весь образовательный цикл делится на 5 этапов.

1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.).

2 этап — знакомство со свойствами материалов.

3 этап — обучение приемам изготовления.

4 этап — изготовление поделок.

5 этап – выставки детских работ.

Основной формой работы являются занятия подгруппами два раза в неделю. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:

Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.

Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

Самостоятельное изготовление поделки.

Анализ готовых поделок своих и товарищей.

Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Материал:

Бумага разных видов, картон простой и цветной, бумажные салфетки, гофрированная бумага, ткань, вата, ватные диски, природный материал, крупы, семена, пластилин, тесто, коробки, спички, нитки, краски, гуашь, карандаши, фломастеры, ножницы, клеёнка, клей, кисточки, влажные салфетки.

Способы работы:

1. Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.

2. Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

3. Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

4. Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.

5. Наклеивание ниток и ткани на изображение.

6. Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение.

7. Наклеивание ватных дисков на изображение.

8. Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.

9. Скрепление различных деталей.

10. Сматывание ниток в клубок.

11. Моделирование из природного материала: скорлупы, семечек, гороха, фасоли, крупы, веточек, камешков.

12. Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

13. Конструирование из коробок с элементами аппликации.

14. Лепка предметов из теста и их закрашивание.

15. Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.

16. Барельеф.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары практикумы.

Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер — классы, анкетирование, родительские встречи, семинары — практикумы.

Ожидаемый результат.

Средняя группа.

Познакомятся с различными материалами и их свойствами.

Освоят навыки работы с ножницами и клеем.

Научатся некоторым приемам преобразования материалов.

Научатся видеть необычное в обычных предметах

Разовьют мелкую моторику рук.

Старшая группа

Овладеют различными приемами преобразования материалов.

Освоят обобщенные способы работы.

Разовьют познавательные, конструктивные способности.

Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Подготовительная группа

Разовьется поисковая деятельность.

Освоят умение анализировать поделку.

Сформируется положительное отношение к труду.

Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

Подготовится рука к письму.

Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города, республики, Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *