Поиск по сайту

Автор: Евстафьева Р.М., музыкальный руководитель высшей категории МДОУ – «Детский сад «Росинка» № 24 (Елабужский муниципальный район, Республика Татарстан).

В детском саду осуществляется работа по музыкальному воспитанию дошкольников. Чтобы установить взаимосвязь детского сада и семьи, проводится знакомство одновременно с группой детей, поступивших вновь, с их родителями, обстановкой, в которой воспитывается ребенок. Для этого используются разнообразные методы, а именно наблюдения, индивидуальные беседы, выборочные посещения семей, анкетный опрос. Выявляется, что одна группа родителей интересуется вопросами музыкального воспитания, но испытывает определенные трудности, другая – большое внимание уделяет созданию материальных условий, а целенаправленность отсутствует, третья не учитывает возрастные возможности. Есть семьи, которые по разным причинам не занимаются музыкальным воспитанием детей. Задача педагога вооружать родителей знаниями о значении музыки в воспитании и развитии детей. Поэтому при составлении перспективного плана это учитывается. Систематически выявляется, обобщается и распространяется положительный опыт воспитания детей в семье средствами музыки. Используются различные формы, охватывается по возможности большое количество родителей. Родители на консультациях получают общие знания основ музыкального воспитания и развития ребенка, а на собраниях знакомятся с возрастными особенностями, уровнем развития и задачами воспитания на данном этапе. Родители как бы переходят из группы в группу вместе со своими детьми.

На консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываем о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей. Слушание музыки дома убеждает родителей в том, что необходим уголок для ребенка, где бы он мог играть и заниматься. Ненавязчиво даются советы, как лучше наладить быт, как устроить уголок, создать домашнюю фонотеку, какие покупать музыкальные игрушки, инструменты и как преподнести их ребенку. Отмечается, какое значение для развития детей имеют телепередачи, проводится разъяснение, как надо их слушать и смотреть, какие детские спектакли, музыкальные фильмы доступны для восприятия ребенка дошкольного возраста. Приходится говорить о том, какое влияние оказывает музыка на моральные качества и принципы поведения человека, что воздействие музыки подчас бывает более сильным, чем другие средства воспитания. В процессе работы выясняется, что многих родителей интересует, что такое музыкальные способности, есть ли они у ребенка, как он занимается, надо ли учить музыке. Родители узнают о влиянии музыки на физическое развитие детей, а также о музыкально-ритмических движениях, как одном из видов деятельности.

Каждое собрание, консультация, индивидуальная беседа требует тщательной подготовки. Определяется содержание выступления, формы работы с семьей, затем подбираются примеры из занятий, литературных источников, оформляются наглядные пособия, разрабатывается рекомендации. Весь материал утверждается заведующей и старшим воспитателем детского сада.

Чтобы за короткий срок дать наибольшую информацию родителям, используется разнообразные формы, работа строится на конкретном материале. В разных видах занятий с родителями используется литература, магнитофонные записи, проводится концерты детского творчества, организуются целевые экскурсии по детскому саду, проводим практические занятия, викторины, конкурсы. Родители помогают оформлять зал, готовят костюмы, выступают с рассказами о своей профессии, о службе в Армии, вместе с детьми поют знакомые песни, танцуют, играют.

А как проводятся праздники дома? Чтобы выяснить, какое участие принимает ребенок в семейных праздниках, предлагаются родителям старшей и подготовительной групп вопросы:

Какие праздники вы проводите вместе с детьми?

Устраиваются ли концерты?

Кто является их организатором?

Какие трудности испытывают родители при организации праздника? Оказывается, что многие семьи проводят праздники вместе с детьми, привлекают их к уборке квартиры, сервировке стола. Кульминацией праздника является концерт, который в каждой семье устраивается по-разному. Анализ ответов помогает выявить положительный опыт проведения праздников в семье, выясняется особенности их организации, определяются главные трудности. Учитывая пожелания родителей, рекомендуются сценарии праздников для дома, материал которых не требует большой подготовки и сложных атрибутов, а программа состоит из песен, плясок, стихов и игр, пользующихся успехом у детей. Хорошим дополнением к проводимой работе служат тематические выставки в уголке для родителей, так как информация в них дается очень кратко, конкретно и наглядно, работать можно в течение продолжительного времени.

Проводимая работа позволяет значительно повысить активность родителей в вопросах музыкального воспитания. Они проявляют интерес к тому, каковы успехи ребенка в детском саду, как организовать его досуг дома, использовать с этой целью технические средства. Совместно с семьей удается сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности у большинства детей, повышается уровень музыкального развития. Сложившаяся система работы создает предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального воспитания детей. 

Беседа музыкального руководителя с родителями на тему «Музыка в жизни ребенка»

Вопрос родителей: Расскажите, пожалуйста, с какого возраста, как и чему обучаются наши дети на музыкальных занятиях?

Ответ: В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский cад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.

Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании.

Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах.

Вопрос родителей: Влияют ли музыкальные занятия на умственное и физическое развитие ребенка?

Ответ: В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать буквы, слова, предложения.

Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать - это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.

Также прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание, это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни.

Вопрос родителей: Я считаю, что мой ребенок обладает музыкальными способностями. Каковы перспективы развития этих способностей после выпуска из детского сада?

Ответ: Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

Многие наши выпускники учатся в музыкальной школе, посещают городские танцевальные и вокальные группы.

Сегодня мы вам покажем, как наши дети занимаются вокалом, учатся правильно владеть своим голосом, дыханием.

И с раннего возраста закладывается основа для правильной постановки голоса, тем самым увеличивается объем легких, это является профилактикой респираторных заболеваний.

Показ занятия с детьми старшей группы «Развитие певческих способностей дошкольника»

Занятие проводится в музыкальной студии.

Приветствие детей: «Солнце встало».

Алгоритм:

Пение ладовых ступеней

Дыхание: «холодок», «горячая картошка», «самолеты».

Пальцовки поступенные.

Попевки: «Если хочешь», «Ручеек», «Собака», «Песни на ладошках».

Стихи: «Жук» - глиссандо, «кот», «гость» - эмоциональность.

Пение под фонограмму: «Осень», «Муравей».

Выступление учащихся музыкальной школы, выпускников детского сада.

Практическая часть:

Принимают участие 4 семьи.

1 блок заданий «Послушай и узнай». Послушав произведения, родители должны узнать название и автора.

Произведения для слушания: «Лунная соната» Л.В.Бетховен, «Танец маленьких лебедей» П.И.Чайковский, Ю. Валь «Шутка», И.С.Бах «Аве Мария».

2 блок задание «Семейный оркестр». Игра на музыкальных инструментах, звучит фонограмма:

«Барыня» - играет 1 семья.

«Во поле береза стояла» - играет 2 семья.

«Залида» - играет 3 семья.

«Плясовая» татарская народная музыка - играет 4 семья.

3 блок «Домашнее задание» спеть и обыграть песни: «Осень», «Белочка», «Непогода», «Көз».

4 блок исполнение песен под фонограмму. Всем присутствующим раздаются напечатанные слова песен В.Шаинского: «Улыбка», «День рождения», «Голубой вагон», «В траве сидел кузнечик».

Исполнение песен со всеми родителями, присутствующими на собрании.

5 блок Подвижная игра по желанию родителей.

«Веселые шляпки». Импровизационная двигательно-коммуникативная игра на взаимодействие. Можно использовать любые панамки, соломенные шляпки и др. Игра проводится под музыку, в которой две части – веселая и спокойная (лучше под фонограмму, записанную 2- 3 раза подряд). Все дети получают по палочке (от флажков или более длинные), на половине из них шляпы. На веселую часть музыки все свободно танцуют, перемещаясь по залу и передавая шляпы с палочки на палочку. Смысл игры - в постоянной передаче шляп друг другу. Не разрешается убегать со шляпой или поднимать ее слишком высоко вверх, не давая подошедшему ребенку снять ее с палочки. На спокойную часть музыки тот, у кого в данный момент шляпа, надевает ее себе на голову. Все с палочками в руках ходят и кланяются друг другу. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Вариант. Если музыка – двухчастная полька, то на вторую часть все свободно танцуют: половина со шляпами, половина с палочками.

6 блок «Награждение». Детям вручаются пакеты с подарками. Родителям вручаются «Благодарственные письма» и «Медали», изготовленные руками детей и сотрудников детского сада.

Список литературы:

Бугаева З.Н. «Музыкальные занятия в детском саду». Донецк: Сталкер, 2005 год.

Орлова Т.М., Бекина С.И. «Учите детей петь». М «Просвещение», 1988 год.

Радынова О.П. «Слушаем музыку». М «Просвещение», 1990 год.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить