Конспект родительского собрания «Гендерное воспитание или родителям о воспитании мальчиков и девочек»

Авторы: Кузнецова Алла Константиновна, Бурцева Наталия Владимировна, воспитатели второй младшей группы №3 «Растишки» МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Карамель» (г. Вологда)

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, и в осознании значимости семейного воспитания.

Задачи:

1. Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей.

2. Расширить знания родителей об особенностях воспитания детей разного пола.

3. Донести до родителей важность и глубину воспитания в семье.

Подготовительная работа:

— объявление о проведении собрания;

— оформление папки — передвижки «Гендерное воспитание»;

— анкетирование родителей по теме «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»;

— подбор литературы по теме воспитания мальчиков и девочек;

— проведение диагностического теста с детьми;

— подготовка электронной презентации по проведенному исследованию;

— подготовка детской выставки рисунков.

Материальное обеспечение: стулья по количеству родителей, магнитофон, песня «Из чего же..?», ручки, листы для записей, мультимедиапроектор, экран, презентация, библиотечка детской литературы для девочек и мальчиков, игрушки.

Ход:

— Уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас сегодня. Тема сегодняшнего собрания звучит так: «Гендерное воспитание или родителям о воспитании мальчиков и девочек».

1. Презентация.

Слайды 1-5Введение в понятие.
Слайды 6-7Временные формы воспитания.Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно.Опыт народной педагогики также свидетельствует о том, что даже в младенчестве дети воспитывались с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков — с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т.п.
Слайды 8-9Разрушение стереотипов поведения.Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.
Слайды 11-12Возникающие проблемы.
Слайды 13-17Психологические, физиологические, социально-культурные отличия.
Слайд 19Задание 1. «Губка»Сейчас предлагаю вашему вниманию картинку, на которой изображена губка. Попробуйте составить по ней рассказ, описать ее. (после того, как рассказы будут зачитаны, дается объяснение)Губка — это предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольем синюю — получим синюю губку, вольем красную — такую же и получим. А если попадет в нее одновременно и синяя и красная, то обратный эффект будет неопределенного, не очень приятного цвета.Воспитание происходит от слова «питание», «впитывание». Поэтому логично предположить: что ребенок в своем детстве впитал в себя (нормы, правила поведения, моральные и нравственные принципы), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте.
Слайд 20Задание 2. «В детском мире»Не печенье, не ватрушки,Не сметану, не кефир -Покупаем мы игрушкиВ магазине «Детский мир».Тут машинки, зайки, мишки.Вот мячи, а вот шары.Мамы, папы, выбирайтеВашим милым шалунишкамВсе, что нужно для игры!Представьте, что у вашего ребенка день рождения. Предлагаем папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка.(после того, как родители приобрели игрушку, предлагается объяснить свой выбор)Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки и куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отбирать у него куклу, высмеивать за игры с девочками.Если б я мальчишкой стала,Я бы тут же пересталаЗлиться, вредничать, скучать,Обзываться, хныкать, спорить,Маму с бабушкою ссоритьИ мальчишек поучать. В. ЛейкинРебенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру. Иначе родители сами ставят перед чадом проблему противостояния полов и, впоследствии, у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами, и наоборот.
Слайд 21Задание 3. «В гостях у сказки»Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки. В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы:- «мужские» — отражают мужские стратегии поведения, где главный герой — мужской персонаж;- «женские» — отражают женские стратегии поведения, где главная героиня — персонаж женского пола;- «смешанные» — есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.
Слайд 22Заключение.

2. Роль семьи в гендерном воспитании.

2.1. Семья как источник социализации.

Гендерную роль ребенок принимает в процессе социализации, то есть в процессе общения с другими людьми. На данном возрастном этапе семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание.

Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример.

Мальчик, подражая отцу, «заболевает» техникой, машинами, хочет овладеть компьютером, футболом, словом, мужскими занятиями. Именно отец должен дать мальчику уроки физических упражнений.

А девочка больше тяготеет к совместному с мамой труду по домашнему хозяйству, украшению дома.

Очень рано родители должны начинать поощрять в ребенке поведение, традиционно сочетающееся соответствующим его полу.

Отец в этом проявляет большую, чем мама требовательность. Стремление дочери включиться в домашние дела встретит отцовскую поддержку, а сына за подобные дела папа может и высмеять. А прав ли он?

Давайте вспомним известное стихотворение Эдуарда Успенского:

Если был бы я девчонкой, —

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Такие настроения и желания мальчиков имеют место быть в действительности подчастую. И ни в коем случае папе нельзя смеяться над этим!

В рассматриваемой ситуации папа должен одобрить ребенка и похвалить за помощь маме, иначе, в будущем, жена его сына никогда и ни в чем не дождется от него помощи и поддержки!

А если ребенок растет без отца? Тогда на формирование его полоролевого поведения должны оказать влияние мужчины-родственники или друзья дома. Нет такого влияния — и тормозится процесс половой социализации.

На фоне этого, изучив анкеты, заполненные вами, радует то, что мы увидели именно такое видение роли семьи в гендерном воспитании.

2.2. Практическое задание № 4. «Ладошки»

В заключение нашей темы, я предлагаю провести диагностическое задание.

1. Обведите на листе бумаги кисть с расставленными пальцами.

2. Расположите на пальчиках себя и членов вашей семьи.

Этот тест выявляет близость или отдаленность взаимоотношений в семье.

А теперь я хочу передать вам привет от ваших детей. (выдаются листы с ладошками детей, прошедших такой же тест)

Посмотрите внимательно на их ладошки. В идеале названия их и ваших пальчиков должны совпадать, но, думаю, что этого не случится.

Только пусть это вас не расстраивает — наши дети еще маленькие для такого теста, хотя в их работах тоже просматривается логика.

Итак, семья для ребенка — это целый мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигает понятия добра и зла.

Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности.

На этом основная тема нашего собрания закончена. Спасибо всем за внимание и участие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *