Консультация для родителей «Развитие эмоционально-волевой и действенной сферы ребёнка средствами игры Лото»

Автор: Прищепёнок Наталья Сергеевна, методист МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» (г. Киров)

В познавательной деятельности человека ведущую роль играют психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится своё место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно запоминание нового материала. Без памяти станут неосуществимыми операции мышления. Развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будет влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.

История игры

В дошкольном возрасте игровая деятельность является для ребёнка ведущей. По мнению специалистов, развивающая игра это лучший способ занятия с познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферами дошкольника. Рассмотрим, например, лото. Это настолько популярная игра, что, кажется, лото было всегда. Но, изобретённое в Генуе в XVIвеке, в Россию это увлечение знати пришло лишь в XVIII веке. Его детская версия появилась совсем недавно — в двадцатом столетии, сразу же завоевав огромную популярность среди детей, их родителей и опытных педагогов, которые по достоинству оценили эффективность применения такого, можно сказать, всеобъемлющего развивающего средства.

Лото все образовательные области подвластны!

Виды лото в наше время настолько разнообразны, что их содержание охватывает почти все основные образовательные области, зафиксированные в федеральных образовательных стандартах. Вот, к примеру, образовательная область познание. С помощью лото для малышей (играть в него можно уже с трёхлетнего возраста) «Времена года», «Овощи и фрукты», «Птицы и животные» дети расширяют и обогащают свои знания о предметах и явлениях, учатся узнавать их на картинках и в реальной жизни.

Образовательные области социализация и коммуникация тоже охвачены этой увлекательной игрой: лото — игра командная, в неё могут играть от двух до шести человек. Соответственно, в процессе игрового действа формируется умение общаться в команде, принимать на себя различные социальные роли.

Участие в игре развивает у ребёнка речь как средство общения. В активный словарь детей вводятся новые слова — понятия, изображённые на карточках лото. В процессе игры взрослый поощряет детей высказывать свою точку зрения.

Ещё одну очень важную способность формирует всеми любимая игра — умение выигрывать и проигрывать. Именно этих качеств часто не хватает не только детям, но и взрослым, которых вовремя не научили адекватно относиться к своим победам и поражениям. Игра — самый лучший способ научиться этому.

Абстрактное мышление? Конечно же, с помощью лото!

Очень хороша эта игра для формирования абстрактного мышления. Например, в лото «Времена года», активизируя свой жизненный опыт, ребёнок сравнивает особенности сезонов, анализирует их сходство и различие, обобщает и сопоставляет анализируемые понятия.

Лото учит группировать предметы и явления. По итогам выполнения игрового задания дети смогут на первоначальном уровне выражать оценочные суждения и делать выводы на основе произведённых действий, а также выделять причину и следствие увиденного явления, что развивает логическое мышление.

С помощью лото взрослые — родители или педагоги — могут начать формировать у детей когнитивные  умения и навыки. Имею в виду способности наблюдать, сопоставлять и противопоставлять факты и явления, сравнивать новое с ранее известным, использовать приёмы мышления (индукцию и дедукцию).

Воспитаем будущих естествоиспытателей и художников

Лото «Времена года», «Овощи и фрукты», «Птицы и животные» — это и область естественно-научных знаний. Параллельно с изучением овощей и фруктов с помощью лото ребёнок может получить множество знаний по самым разным областям: изучить регион произрастания того или иного фрукта и овоща; форму — круглый плод или овальный; размер — длинные или короткие плоды. Изображения овощей и фруктов, птиц и животных на игровом поле выполнены контурами, которые можно заштриховать в соответствии с образцами — картинками плодов на маленьких игровых карточках. Штриховка формирует у ребёнка аккуратность и внимание. В ходе раскрашивания развивается мелкая моторика рук, что благотворно влияет на развитие мозговой деятельности, на формирование будущего почерка малыша. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не вполне сформированы локальные движения запястьями рук. Поэтому игра, где надо самостоятельно раскрасить карты лото — одна из наиболее подходящих для развития сферы действия игр.

Чем ещё хороша эта игра? Если у вас есть свободное время, и вы обладаете аккуратностью и немалым запасом терпения, лото (на любую тему) можно сделать самостоятельно. Если же нет — в магазинах есть много замечательных готовых типографских вариантов этой любимой всеми и заслуженно популярной игры. Лично мне больше всего нравятся игры производства ОАО «Радуга», они очень удачно дополняют друг друга. Когда ребёнок подрастёт, можно дать ему игры, которые уже непосредственно помогают готовиться к школе, углубляя и расширяя имеющиеся основы знаний и умений.

Играйте с детьми в лото! Ведь в этой игре никогда не бывает проигравших — в любом случае призом для маленьких игроков станут новые знания, умения и навыки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *