Методическая разработка по лексическим темам «Играйте дома»

Автор: Новоселова Ю.В., учитель-дефектолог МАДОУ №49 «Детский сад комбинированного вида»

Тема «Фрукты и овощи»

1. Что где растёт?

Для выполнения этого задания вырежьте овощи, фрукты и гриб. Их можно предварительно раскрасить вместе с малышом. Затем расскажите ребенку, что растёт в земле, что сверху на земле, а что вырастает на дереве. А затем вместе наклейте вырезанные плоды, куда положено.

2. Лото «Фрукты и ягоды»

3. Собери змейку с овощами. В основе этой игры лежит принцип домино. Чтобы подготовить пособие, наклейте лист со змейкой на картон, а затем вырежьте все детали по пунктирным линиям. Потом предложите малышу найти половинку овоща, который соседствует с головой змейки. Далее нужно найти половинку следующего овоща, и так до хвоста змейки.

4. Обведи тыкву по контуру

5. Собираем урожай. Собери овощи в кастрюлю, а фрукты в корзинку.

6. Что лишнее? Нужно найти один лишний предмет среди овощей и фруктов.

Тема «Человек. Части тела»

1. «Водичка, водичка»

В процессе умывания используйте потешку:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

2. Части тела

Рот, нос, голова,

Уши, щёки, лоб, глаза,

(просто показываем на себе или на малыше; своими руками или ручками малыша)

Плечи, плечи, шея, грудь

(хлопаем по плечам, шею гладим и простукиваем по груди пальчиками)

Не забыть чего-нибудь

(разводим руки в стороны)

Руки-руки — хлоп-хлоп,

(хлопнуть в ладоши ручками малыша, а можно и своими)

Ноги-ноги — топ-топ,

(так же ножками в лежачем или сидячем положении)

Раз сюда и раз туда,

(повороты головы вправо-влево; можно поворачивать своей головой, чтобы малыш видел; гораздо интереснее из своей кисти сделать человечка, и даже нарисовать на ней глазки и носик)

Это — нет, а это — да.

(жесты головой «нет» и «да»; также можно кистью покрутить вправо-влево и вверх-вниз)

Тема «Детский сад. Игрушки»

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Назвать изображенные предметы. Из каких частей состоит каждая игрушка? (У мишки — голова, уши, глаза, нос, рот, туловище, лапы и т.п.) Закрепить в словаре ребенка обобщающее понятие «игрушки».

2. Учить ребенка отвечать полным ответом на вопросы взрослого. Например: У какой иг­рушки колеса? (Колеса у машины.) На чем полоски? (Полоски на мячике.) и т.д.

3. Упражнение «Игрушки для Тани и Вани»: Таня и Ваня перепутали свои игрушки. Помоги ребятам. Танины игрушки обведи красными линиями, а Ванины — зелеными.

4. Упражнение «Из чего — какой?»: Закончи предложения.

Автобус из металла (какой?) — металлический.

Мишка из плюша — плюшевый.

Ослик из резины – резиновый.

Мячик из кожи – кожаный.

Пирамидка из дерева – деревянная.

Дом из пластмассы – пластмассовый.

Ведро из железа – железное.

5. Упражнение «Что без чего?»: Малыш очень любил свои игрушки. Однажды, когда его не было дома, через открытое окно влетел Карлсон. Он случайно сломал игрушки Малыша, потому что не знал, как с ними играть. Расскажи, что увидел Малыш, когда вернулся домой.

Тема «Осень. Одежда, обувь»

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Вспомнить названия каждого времени года. Уточ­нить последовательность смены времен года. Спросить ребенка, знает ли он, какое время года сейчас? Попросить ребенка назвать время года, предшествующее осени; последующее за осенью. Понаблюдать вместе с ребенком за осенними изменениями в природе.

2. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Назови как можно больше слов-определений; слов-действий.

Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое?) — …

Дождь осенью (какой?) — …

Ветер осенью (какой?) — …

Листья осенью (какие?) — …

Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?) — …

Осенью солнце (что делает?) — …

Осенью птицы (что делают?) — …

Осенью колхозники (что делают?) — …

3. Упражнение «Оденем Таню»: Рассказать ребенку, какую одежду, обувь и головные уборы носят осенью.

Пришла осень, похолодало. Таня собралась идти в парк гулять, но не знает, как ей одеться. Помоги Тане. Какая одежда, обувь и головные уборы не подходят для осени? Почему?

4. Упражнение «Букет для мамы»: В парке Таня собрала для мамы красивый букет из разноцветных листьев и плодов. Обведи листья и плоды по точкам. Раскрась их и расскажи, из каких листьев и плодов Таня составила букет.

Тема «Домашние животные»

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Назвать животных и их детенышей. Рассказать, чем кормят домашних животных, какую пользу они приносят человеку, как он за ними ухаживает. Закрепить в словаре обобщающее понятие «домашние животные».

2. Обрати внимание на отличительные особенности животных. Упражнение: «Что у кого?»: Покажи по картинкам и назови части тела домашних животных.

У коровы — рога,

У лошади — грива,

У свиньи — пятачок,

У собаки – лапы.

3. Упражнение «Назови ласково»: Назови ласково папу, маму и детеныша каждого домашнего животного.

Кот — котик, кошка — кошечка, котенок — котеночек.

Пес — …, собака — …, щенок — …

Бык — …, корова — …, теленок — …

Козел — …, коза — …, козленок — …

Баран — …, овца — …, ягненок — …

4. Рассказать ребенку, как называются домики, которые человек построил для домашних животных (для коров — коровник, для свиней — свинарник и т.д.).

5. Упражнение «Кто как голос подает?»: Закончи предложения.

Корова — мычит.

Кошка — …

Собака — …

Лошадь — …

Свинья — …

Тема «Дикие животные»

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями диких животных нашего леса. Закрепить в словаре обобщающее понятие «дикие животные».

2. Покажи части тела животных (туловище, голову, хвост, рога, копыта и т.д.). Запомни их названия.

3. Рассказать ребенку о том, чем питаются дикие животные наших лесов и где они живут (в норе, берлоге, логове, дупле и т.д.).

4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков, слов-действий):

Медведь (какой) — бурый, огромный, лохматый, неуклюжий, косолапый, сильный.

Заяц (какой?) — …

Лиса (какая?) — …

Медведь (что делает?) — переваливается, ревет, спит…

Лиса (что делает?)…

Заяц (что делает?)…

5. Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.

Лось большой, а заяц …

У волка хвост длинный, а у медведя …

Белка слабая, а волк …

Лиса хищное животное, а заяц …

6. Наступили холода, заболели животные и потянулись к доктору Айболиту. Утром доктор заметил, что на полянке около лечебницы собралось много животных. Упражнение «Кто с кем?»: Посмотри на картинку. Кто пришел к лечебнице доктора Айболита? (Лиса с лисенком, зайчиха с зайчонком и т.д.)

Тема «Зима. Зимние забавы. Одежда»

1. Рассмотрите с ребенком зимние картинки.

2. Что можно сделать из снега и льда зимой на улице? (Снеговика, крепость, снежный город, ледяные фигуры, каток).

3. Объясни значение слов «снегопад, гололёд». Придумай предложения с этими словами.

4. Выбери, назови и обведи в кружок предметы, которые подходят для зимних развлечений на улице.

5. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови, как можно больше слов-определений и слов-действий).

Зима (какая?) — холодная, снежная, морозная, долгая.

Снег (какой?) — …

Снежинки (какие?) — …

Лед (какой?) — …

Погода (какая?) — …

Снежинки зимой (что делают?) — падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают.

Лед на солнце (что делает?) — …

Мороз (что делает?) — …

Дети на зимней прогулке (что делают?) — …

Метель (что делает?) — …

6. Упражнение «Помоги Тане»: Выбери зимнюю одежду, обувь, головные уборы и раскрась их цветными карандашами. Расскажи, что ты одеваешь зимой.

Тема «Дом. Части дома»

1. Рассматрите с ребенком картинку дома, покажите его части. Рассмотрите свой дом.

2. Игра «Какой — какая?» (дать полный ответ) 

Дом из бревен. Какой? Бревенчатый дом.

Дом из камня. Какой? …

Дом из кирпича. Какой? …

Крыша из железа. Какая? …

Окна из стекла. Какие? …

Пол из дерева. Какой? …

Труба из кирпича. Какая? …

3. Один – много (множественное число):

кресло – кресла

диван — …

кровать — …

тумбочка — …

шкаф — …

диван – …

дом — …

угол — …

окно — …

4. Посчитай:

один дом, два дома, три дома, четыре дома, пять домов;

одна стена, две стены, три стены, четыре стены, пять стен;

один диван, два дивана, три дивана, четыре дивана, пять диванов;

одна крыша, две крыши, три крыши, четыре крыши, пять крыш;

одно кресло, два кресла, три кресла, четыре кресла, пять кресел;

одна кровать, две кровати, три кровати, четыре кровати, пять кроватей.

5. Выучи стишок:

На поляне дом стоит,

Ну, а к дому путь открыт,

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

6. Нарисуй свой дом.

Тема «Профессии»

1. Поговорите с ребенком о профессиях врача, учителя, воспитателя, портнихи, парикмахера, повара, продавца, художника, музыканта. Расскажите ребенку о каждой профессии и помогите запомнить информацию с помощью наглядных примеров, художественной литературы. 

2. Упражнение «Кто что делает?» на образование глаголов от имён существительных.

Учитель – учит, воспитатель — … , строитель — … , продавец — … , грузчик — …, фотограф — … , писатель — …

3. Упражнение «Кому, что нужно для работы?» (на употребление винительного и дательного падежа существительных).

Повару – поварёшка, кастрюля…

Врачу — …

Художнику — …

Парикмахеру — …

Музыканту — …

4. Упражнение «Один – много» на употребление родительного падежа множественного числа существительных.

Один врач — много врачей, один художник — много …, один продавец – много …, один танцор – много …, один космонавт – много …

5. Упражнение «Бывает — не бывает» (на осмысление логико-грамматических конструкций).

Повар варит суп. Суп варит повар. Суп варит повара. Суп сварен поваром. Повар сварен супом. Поваром сварен суп. Супом сварен повар.

Тема «Семья»

1. Родителям рекомендуется:

— показать семейные фотографии, рассмотреть их. Предложить ребенку показать всех членов семьи.

— поговорить с ребенком о семье (получить ответы на вопросы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье? Кто старше всех? Кто младше всех?);

— предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.

2. Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным): мама (какая?) — …, бабушка (какая?) — …, дедушка (какой?) — …, папа (какой?) — …

3. Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных) Шарф (чей?) — мамин, папин, … Шапка (чья?) — тетина, дядина …

4. Сравнить, кто старше/младше (составление сложносочиненного предложения с союзом «а»): Папа — сын (папа старше, а сын младше), папа — дедушка, дядя — племянник, внук — дедушка.

5. Дидактическая игра «Скажи наоборот». Старший — (младший), большой — …, молодой — …Старше — (моложе, младше).

6. Ответить на вопросы (употребление родительного падежа имен существительных).

У кого глаза добрые? (у бабушки). У кого руки сильные? У кого ласковые руки?

7. Упражнение для пальчиков.

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья.

Тема «Улица. Транспорт»

1. Родителям рекомендуется:

— понаблюдать с ребенком на улице за движением различного транспорта;

— закрепить названия видов транспорта;

— спросить у ребенка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, подземному, железнодорожному, воздушному, водному;

— спросить, на какие две группы можно разделить наземный транспорт (легковой и грузовой), почему они так называются;

— вспомнить, люди каких профессий работают на различных видах транспорта;

— провести с ребенком беседу о правилах уличного движения, показать во время прогулки светофор, обратив внимание на его свет и уточнив, когда можно переходить улицу, когда — нет;

— рассказать ребенку о профессии регулировщика.

2. Совместно с ребенком рассмотреть на иллюстрациях различные виды транспорта.

3. Дидактическая игра «Подбери признак»: машина (какая?) — …, самолет (какой?) — …

4. Дидактическая игра «Почему так называются?» (образование сложных слов): самолет (сам летает), вездеход, паровоз, пароход, самосвал, самокат.

5. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Самолет, лодка, пароход, корабль.

6. Выучить стихотворение.

Шла по улице машина, шла машина без бензина,

Шла машина без шофера, без сигнала светофора,

Шла сама, куда не зная, шла машина заводная.

Тема «Растения. Насекомые»

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями насекомых. Закрепить в словаре обобщающее понятие «насекомые». Попросить показать части тела насекомых (голова, усики, хоботок, жало, глаза, брюшко, крылышки, лапки).

2. Рассказать о том, какую пользу приносят насекомые:

— людям: пчелы дают мед, воск;

— лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых; пчелы, бабочки опыляют растения;

— животным и птицам: муравьи, комары, мухи, бабочки служат для них кормом.

3. Упражнение «Назови ласково».

Паук — паучок

Комар — …

Таракан — …

Пчела — …

Стрекоза — …

Жук — …

Муха — …

4. Рассмотреть с ребенком картинки с растениями, обратить внимание детей на растения на улицы, их части.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *