Педагогический опыт по организации работы с родителями в детском саду «Мама, папа, я – активная семья»

Автор: Килина Ирина Николаевна, воспитатель второй квалификационной категории МАДОУ № 30 «Подснежник» (Иркутская область, г. Усть-Илимск).

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Поэтому, в 2011 году я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Мама, папа, я – активная семья».

В сентябре 2011 года было проведено промежуточное обследование семей воспитанников методом анкетирования. Цель данного исследования — выявить предпочитаемый стиль воспитания в семье, способы общения родителей со своими детьми.

По результатам анкетирования был разработан тематический план мероприятий с детьми и родителями.

В октябре проводимые мероприятия были посвящены темам: «Моя семья», «Игры в семье». В рамках этой недели родителям были предложены консультации «Игры в семье», «Как играть с ребенком», «Игра помогает решить проблемы!». Родители как домашнее задание разработали листовки «Игры моего детства».

В ноябре проведена неделя «Дружбы». С детьми в течение недели проведен мини-тренинг «Давайте жить дружно». Подготовлен и проведен совместный семинар-практикум с детьми и родителями «Играйте вместе с нами». Цель: развитие взаимоотношений детей и их родителей посредством включения в совместную игровую деятельность, создание положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение, взаимопонимание детей и взрослых.

В декабре тематическая неделя была посвящена играм и забавам. В рамках этой недели проведены коммуникативные игры для создания дружеской обстановки в семье и детском коллективе. Детьми было оформлено дерево пожеланий, на котором они разместили сделанные своими руками «Сапожки и новогодние варежки» с взаимными пожеланиями в новом году.

В январе было проведено совместное праздничное развлечение «Рождественские посиделки».

В феврале Неделя вежливости и добрых дел. С детьми подготовлен и проведен мини-тренинг «Дружные ребята», каждая семья в течение недели вела свой «Календарь добрых дел».

Март был посвящен неделе книги. Для родителей были оформлены книжные выставки, индивидуальные консультации, анкетирование родителей «Мои книги».

В апреле проведена диагностика родителей воспитанников. Анализ результатов показал, что родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

На сегодняшний день у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.

Семья и детский сад – два воспитательных центра, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Список литературы:

Давыдова О.И, Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ/ Этнопедагогический подход. М.: Творческий Центр, 2005 г.

Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.-224 с.

Доронова Т.Н., Соловьева, Е.В., Жичкина А.Е. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ». М.: Линка – Пресс, 2001 г.

Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника». М.: Творческий Центр, 2005 г.

Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. — 64с.

Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. — 56с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *