Автор: Могилина Алена Александровна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ №8 г. Ростова-на-Дону.
Знание английского языка является неотъемлемой частью современного мира. В связи с этим возникает актуальность обучения английскому языку уже в дошкольном возрасте. Когда мозг малыша, как губка, впитывает в себя всё новое и интересное. А обучение английскому языку проходит через игру. Так как, в дошкольном возрасте, игра один из ведущих методов обучения. Играя, ребёнок познаёт мир; играя, ребёнок входит в новую языковую среду. Благодаря отсутствию языкового барьера и гибкому механизму запоминания, обучение английскому языку детям даётся относительно легко.
Но следует напомнить родителям, что ребёнок не сразу заговорит на чужом для него языке. Вначале он будет пассивным слушателем и лишь через определённый отрезок времени, когда он вникнет в эту среду, ребёнок начнёт говорить. Хотелось бы так же напомнить, что в дошкольном возрасте, ребёнок имеет свойство быстро забывать то, что изучал. Поэтому и рекомендуется повторять все раннее изученные слова каждый день.
Изучение английского языка для малышей – это введение и закрепление слов по лексическим темам.
Изучение английского языка для старших дошкольников – процесс сложнее, но интересней. К уже изученным словам добавляются лексические единицы, с помощью которых ребёнок учиться составлять простейшие грамматические конструкции. И главное тут, чтобы ребёнок не просто заучил фразу или предложение. А понял смысл сказанного, смог сам построить предложение. И в дальнейшем, использовать эту конструкции в другой ситуации. В другом сюжете. Изучение и построение предложений тоже происходит через игру, через игровой сюжет.
Очень интересный способ изучения и закрепления – театрализованная деятельность. Все дети любят сказки, любят слушать их, а ещё больше любят участвовать в сказках. Применять театрализованную деятельность следует в несколько этапов.
1. Обсуждение сказки на русском языке. К примеру, «Теремок». Вспоминаем с детьми, какие герои были в этой сказке. Поступает предложение добавить ещё животных. Вспоминается сюжет сказки. И предложение разыграть её на английском языке.
2. Введение слов по этой теме.
— Животные — «animals». Затем изучаются (или повторяются) названия животных.
— Введение новых лексических единиц — большой — «big», маленький — «little».
Применение этих слов к уже изученным. It’s a bear. It’s a big animal.
— Далее вводятся слова лес — «forest», дом — «house», предлог «в» (in), глагол жить «live».
Применяемсловакизученным.
A house in the forest. (Домвлесу)
A bear lives in the forest. (Медведь живёт в лесу).
— Ребёнок выступает в роли животного.
Hello! I am a bear. I live in the forest.
— Введение вопросительной формы «Кто ты» — «Who are you»?
— Диалог.
Who are you?
I am a mouse.
Whoareyou?
Iamafrog.
— Введение грамматических конструкций — «Можно войти?» — «MayIcomein?»
«Уходи отсюда» — «Goaway!». «Убегайте отсюда» — «Runaway».
Вот так, постепенно, шаг за шагом, ребёнок учится строить предложения, связывать их в небольшой текст. И применять в форме диалога.
Изучая каждую фразу, каждое предложение, мы прорабатываем каждое слово. Как произносится, как переводится. Как переводится фраза. Какое слово стоит первым, какое вторым. К какому действию можно приспособить данное выражение. Ведь главная задача в том, чтобы понять смысл сказанного.
Теперь приступаем к инсценировке сказки.
Первый раз дети выступают в роли зрителей. Они смотрят сказку, пытаются переводить текст. Затем уже выступают в качестве персонажей. Тут важно проигрывать сказку несколько раз. Чтобы ребёнок побывал в роли всех персонажей.
И так, к каждой лексической теме, можно составить свою сказку. Можно придумать сказку вместе с детьми и разыграть её в английском варианте. Детям это будет интересно и увлекательно. И английская речь легко и непринуждённо войдёт в их среду.
Не менее интересно изучение тематических праздников.
Дети с радостью ждут праздников, готовятся к ним. И на занятиях английским языком можно провести тематический праздник, где закрепятся знания слов, навыки диалогической речи, разыгрывание сценок на английском языке. К примеру, всеми любимый праздник Новый год. Сколько здесь материала для изучения и закрепления!
Во первых, дети познакомятся с традициями проведения праздника в стране изучаемого языка.
Изучат слова, относящиеся непосредственно к празднику. Сумеют применить их на практике.
Вспомнят раннее изученные слова. Сумеют выполнить простейшие команды.
К примеру, задание «Укрась ёлочку».
Вспоминаем, как произносится слово на английском языке (Christmas tree). Украшаем новогодними шарами(Christmas tree ball). Шары могут быть разного цвета – произносим цвета на английском языке. Шары могут быть с изображением животных – произносим названия животных. И таких вариантов множество.
Конечно же, встреча с Санта Клаусом! Тут может быть и диалог с Сантой, и просьбы помочь в чём-либо, и, конечно же, рассказывание стихов Санте.
Английские песенки и игры тоже используются на тематическом празднике.
Очень полезны и интересны ритмические игры, речевые игры. В таких играх надо суметь проговорить фразу на английском языке и выполнить движение.
Всё это очень интересно, познавательно и увлекательно. Дети занимаются с удовольствием. Им нравится играть, им нравится петь. Нравится танцевать. И проявлять себя в чём-то новом! А наша задача помогать им в этом!