Программа воспитания и обучения в детском саду предполагает решение важнейшей социально-Педагогической задачи – воспитание у ребенка-дошкольника навыков адекватного поведения в различных неожиданных и критических ситуациях.
Для решения этой задачи и в целях предупреждения социально-опасных ситуаций в жизни дошкольников в рамках нашего МБДОУ ведется блок работы по основам безопасности жизнедеятельности детей.
Перспективный план, разработанный мною с использованием вариативной программы Н.Н. Авдеевой, О.А. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», помогает грамотно построить коррекционную работу по накоплению у детей социального опыта в общении с людьми. План включает в себя цикл игровых и занимательных заданий по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
Одной из сторон общей культурной безопасности является безопасное поведение с огнем или пожарная безопасность. Положительных результатов в решении этой проблемы мне удается достичь через активное участие детей в конкурсах, акциях, КВН, всевозможных викторинах и других развлечениях и занимательных заданиях.
Предлагаю вашему вниманию разработанный мною тематический вечер развлечений.
Задачи:
— активизировать правильные действия детей в ситуациях, связанных с огнем, пожаром;
— стимулировать высказывания детей о том, как возникает пожар, чем он опасен, как вести себя в случае пожара;
— привить навыки пожаробезопасного поведения.
Материалы и оборудование: плакаты по теме «Пожар»; телефон, огнетушитель, одеяло, ведерки с водой и песком; колокольчики, скамейка, обручи; куклы; план квартиры; сигнальный знак «01», жетоны «01»; мультимедийная презентация «Опыт с огнем»; детская песня на мотив песни «Хорошо» (слова и музыка И. Кононовой).
Ход развлечения:
Под музыку дети входят в зал и садятся на стульчики.
«Влетает» Баба Яга на метле.
Баба Яга: Что-то моя машина заглохла, наверное, горючее закончилось. Надо бы добыть искру.
Сейчас костерчик разведу
И искру я там найду!
(Выбегает из зала.)
Баба Яга пытается добыть искру зажигания, как вдруг раздается взрыв. Баба Яга влетает в зал вся в лохмотьях, плачет.
Баба Яга: Ой, что я наделала! Изба горит, лес горит, от метлы совсем ничего не осталось. Ой, горе мне, горе… Помогите!
Педагог: Ребята, что же делать? (Ответы детей.) Конечно, надо вызывать пожарную машину.
Сам не справишься с пожаром –
Этот труд не для детей.
Не теряя время даром,
«01» звони скорей.
Набирай умело,
Чтоб не все сгорело!
По какому номеру вызываем пожарную машину? (Ответы детей.) Ребята, у меня есть телефон.
Ну, кто смелый? Выходите
И верный телефон немедля наберите!
(Выходит один ребенок, набирает на телефоне номер 01 и вызывает пожарную машину.)
Педагог: Баба Яга, а по какому адресу ты живешь, куда машину вызывать?
Баба Яга: Так это, адрес у меня простой: ул. Болотная, дом на Курьих ножках.
Педагог: Молодец, хоть адрес свой знаешь. (Обращается к детям.) Ребята, а вы все знаете свой домашний адрес? (Ответы детей.)
Баба Яга: А вот я сейчас возьму и проверю. (Подбегает к детям и выборочно спрашивает их домашний адрес.)
Педагог: Баба Яга, а что ты стала делать, когда загорелась избушка?
Баба Яга: Все по правилам: кричала, что было сил, бегала по избе, дым выгоняла, под лавкой полежала. Но что-то не помогло!
Педагог: Она хочет, чтобы ей это помогло, да как ты вообще осталась в живых? (Обращается к детям.) Ребята, что Баба Яга делала неверно?
Предполагаемые ответы детей: Дым выгоняла. Под лавкой полежала.
Педагог: Вот видишь, ты все делала неправильно! Все мы знаем, что издавна огонь не только помогал человеку, обогревая жилье, отпугивая диких животных, служа для приготовления пищи, но и причинял огромные неприятности, когда выходил из-под контроля человека и превращался в страшное зрелище – пожар. Баба Яга, смотри внимательно!
Педагог показывает мультимедийную презентацию «Опыт с огнем».
Из листов бумаги свернем две трубочки и поставим их на две тарелки. Одну трубочку зажжем ближе к основанию, а другую – сверху. Бумага, зажженная снизу, сгорает очень быстро – пламя охватывает ее с возрастающей скоростью. А бумажная трубочка, зажженная сверху, горит медленнее, пламя небольшое. Она может даже сама погаснуть.
Педагог: Ребята, какая трубочка сгорела быстрее? Почему? Куда шел дым? (Ответы детей.)
Баба Яга: Так я на печь тоже залезала.
Педагог: Баба Яга, ты так и не поняла, что дым поднимается вверх и человек может задохнуться. Запомни, при пожаре нужно ползти по полу, чтобы не задохнуться; главный враг огня – это вода и песок, может помочь и одеяло и, конечно же, огнетушители. (Педагог демонстрирует то, что помогает при тушении пожара.) А для того, чтобы хорошо запомнить, что может стать причиной пожара и что нужно делать при пожаре, давайте поиграем в игру «Топаем, хлопаем».
Игра «Топаем, хлопаем».
Дети встают в круг. Педагог читает стихи, если стихотворение не противоречит правилам безопасности с огнем – дети идут по кругу и хлопают в ладоши; в противном случае они стоят на месте и топают ногами.
Знаю я теперь друзья,
Что с огнем играть нельзя!
(Дети идут по кругу и хлопают.)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть.
(Дети стоят на месте и топают.)
Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает.
(Дети идут по кругу и хлопают.)
Коля убежал за дом,
Там играет он с костром.
(Дети стоят на месте и топают.)
Клим увидел: дом горит,
Мальчик «01» звонит.
(Дети идут по кругу и хлопают.)
Педагог: Молодцы, ребята, с заданием вы справились. Но если вдруг возник пожар, очень важно знать, где возгорание и есть ли там люди, которых надо успеть спасти. Поиграем еще?
Игра «Разведчики огня».
Дети делятся на две команды. Каждая команда преодолевает препятствия: попасть в квартиру (проползти под скамейкой), перепрыгнуть через пламя (через обруч) и взять план квартиры, который состоит из нескольких частей. Побеждает та команда, которая быстрее соберет план квартиры.
Педагог: Юные пожарные, вы справились с этим заданием. Ну, а теперь, надо спасти ребенка, который находится в горящей квартире.
Игра «Пожарные спешат спасти».
Дети делятся на две команды. Каждая команда преодолевает препятствия: попасть в квартиру (проползти под скамейкой), перепрыгнуть через пламя (через обруч) и позвонить в колокольчик, который служит сигналом для следующего спасателя. Когда вся команда оказывается внутри здания, берут ребенка и поднимают вверх. Побеждает та команда, которая первая спасает ребенка.
Педагог: Ну, Баба Яга, теперь-то ты все поняла?
Баба Яга: Все!
Педагог: А вот мы тебя сейчас и проверим!
— Как называется профессия людей, борющихся с огнем?
— Почему пожарная машина красная?
— По какому телефону вызывают пожарную машину?
— Что ты должна сообщить, вызывая пожарных?
Баба Яга не может ответить на вопросы и дети ей помогают.
Педагог: Все мы – и взрослые, и дети – должны соблюдать правила пожарной безопасности!
Дети исполняют песню на мотив песни «Хорошо» (муз. и сл. И. Кононовой).
Первый ребенок:
Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери!
Не шути, дружок, с огнем,
Чтобы не жалеть потом!
Второй ребенок:
Сам костер не разжигай
И другим не позволяй!
Даже крошка-огонек
От пожара недалек!
Третий ребенок:
Газ на кухне, пылесос,
Телевизор и утюг
Пусть включает только взрослый –
Наш надежный старший друг!
Четвертый ребенок:
Пусть мы маленького роста,
Только рост здесь не причем!
Мы всегда готовы взрослым
Помогать в борьбе с огнем!
Баба Яга: Теперь я все поняла. Побегу в лес и всем расскажу, как надо вести себя при пожаре.
Вечер заканчивается награждением всех участников жетонами с номером телефона пожарной службы «01».