Поиск по сайту

Автор: Салун Мария Николаевна, воспитатель 2 квалификационной категории МБДОУ №1 «Огонёк» (Республика Татарстан, Азнакаевский район, пгт Актюбинский)

Экологическое воспитание немыслимо без чувства восхищения природой. Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту - помочь увидеть её, услышать, что нас привлекает в природе – это палитра красок, разнообразие форм, запахов.

Например: когда расцвела в группе кливия, то она произвела на детей впечатление бутоном цветов, многие дети быстро запомнили название цветка, до этого цветок ещё не разу ни цвёл или, когда расцвела ветка черёмухи в группе, дети все нюхали её и высказывали своё мнение. Инна задала вопрос, а почему она расцвела? Потому что дети также в первый раз увидели, что дерево зацвело в группе… Так мы смотрим не только глазами, но и сердцем, испытываем восхищение необходимое как пища для души, а порой и как лекарство. Поэтому, стремясь воспитывать детей, как хранителей природы, мы должны, прежде всего, помочь детям, научиться - восхищаться красотой природы.

В экологическом воспитании нам помогают не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты.

Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью.

Только при системном подходе к ознакомлению с природой – позволяет реализовать воспитательную задачу, на первый план сегодня выходит ТРИЗ – педагогика, т.е. (теория развития изобретательских задач).

Актуальность и значимость ТРИЗ – педагогики для дошкольников – это коллективные игры и занятия, и она призвана не, заменить основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить её находить. Педагог ставит ребёнка в ситуацию, когда нужно самому найти ответ в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления, например: (дерево - лес - семя - росток - корень - ствол - ветки - листья - свет - тепло - питание - выросло - молодое - состарилось - высохло).

Цель ТРИЗ – не только развивать фантазию детей, но и научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире. Основные методы работы:

1) наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека

2) игры:

- на познание и классификацию «Назови, одним словом»

- на развитие чувственного восприятия 5 анализаторов – глаза, нос, уши, язык, кожа «Мир звуков», «Чудесный мешочек».

- на самосознание «Что будет, если …»

- на развитие ситуации через сужение поля поиска «Да – нет», «Овощи».

3) системный анализ «Волшебный экран» «Птицы».

Формы работы по экологическому воспитанию – это различные виды активной деятельности, т.е. не заставлять ребёнка играть, а создавать условия, для возникновения интереса к игре:

- не сдерживать двигательную активность детей

- вовлекать детей в исследовательскую работу – проведение опытов.

Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребёнка, его мышление, умение обобщать и обсуждать ожидаемый результат опыта.

Программа ТРИЗ состоит из 4 разделов, в каждом разделе 2 части: обучающая – первоначальные сведения о природе, воспитывающая – понимание значения природы, бережное отношение к ней.

1 раздел. Мир вокруг нас – наблюдение, экскурсия по территории д/с и близлежащим окрестностям. Воспитание интереса ко всему, что нас окружает, создано либо природой (природный мир), либо человеком (рукотворный мир). Используя богатства природы, человек научился готовить еду, шить одежду, строить дома, добывать полезные ископаемые. Как человеку отблагодарить природу за её щедрые дары? Главный принцип: «Не навреди!». Например: на занятиях по ознакомлению с окружающим мы с детьми учились различать предметы природного мира дерево, камень, шерсть, мех и рукотворного мира пластмасса, стекло, железо - дети должны были назвать предметы, сделаны из этих материалов. Занятие «Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты» - дети узнали, что из свежих фруктов, можно получить сухофрукты и варить компот. После занятия у детей появился интерес, часто спрашивали из чего ещё можно получить сухофрукты (апельсин, помидор) т.е. используя богатства природы, человек научился создавать окружающий мир во благо себе. Полученные знания закрепляем играми: «Узнай по вкусу». «Из чего сделано». «Цепочка» (мяч - резиновый, круглый, лёгкий, синий и т. д.).

2 раздел. Живая природа – наблюдая за растениями, животными, обитателями уголка природы, развиваем интерес к объектам живой природы. Воспитываем стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой. Даём представление детям, о том, что животные и растения так же имеют анализаторы, как мы ощущают своё присутствие в мире, только они не могут об этом рассказать. Они так же чувствуют боль, холод, страх, тепло и как люди рождаются, растут, взрослеют, стареют, болеют и умирают. Рассказы детей из личного опыта: (Линиза, Даша, Вика, Лера и Руслан). Чтобы растения росли и были здоровыми им тоже нужны свет, тепло, вода и чистый воздух, если человек не будет заботиться о природе, то может случиться экологическая катастрофа. В старшей группе было проведено занятие – опыт «Растения просят помощи» - мы с детьми посадили цветы, наблюдали и ухаживали за ними, через некоторое время один цветок расцвёл, первой обратила внимание Инна, что цветок расцвёл – после рассматривания мы с детьми провели обсуждение, почему он расцвёл? Потому что мы за ним ухаживали. В группе и на прогулке закрепляем знания детей с помощью игр «Что где растёт» - плоскостные игры – задачи. «Хорошо – плохо» - ситуационные игры – задачи. «Зоопарк» линейные игры – задачи «Назови и покажи» - объёмная – игра задача дети называют цветок в группе и показывают где стоит. «Береги природу» и другие игры.

По изодеятельности дети изображают живую природу разными приёмами и материалом: салфетки, обрывная аппликация, мятая бумага, ткани, крупы, пластилином барельеф, рисование пальчиками. Объёмные работы из природного материала птицы, цветы, деревья, траву, животных, насекомых.

3 раздел. Неживая природа – систематизируем и углубляем представления детей о компонентах неживой природы – свет, воздух, вода, почва, - как факторы экологического благополучия. Все живые организмы живут и развиваются только при наличии соответствующих условий, в природе всё взаимосвязано. Наблюдая за не живой природой на участке детского сада, т.е. состояние погоды природные явления снег, дождь, град, солнце, ветер, облака, в группе дети отмечают в календаре погоды. Проводим опыты по состоянию жидкости (вода, снег, лёд). Растворимые и не растворимые вещества (краски, соль, сахар, песок). Тонущие и не тонущие, впитывающие и не впитывающие воду материалы, например; губка и кубик, дерево и железо. Также закрепление проводим с помощью игр на познание «Когда это бывает», «Назови соседей», «Из чего сделано», «Да – нет» на развитие внимания. По изо - дети часто работают по замыслу и личным впечатлениям.

4 раздел. Планета наш дом и мы хозяева в нём – обобщение и закрепление правил поведения в природе, нравственно - экологическое воспитание, формирование основ экологического сознания – «Мы живём на планете Земля».

Наблюдение с детьми за трудом взрослых по озеленению территории детского сада - признаков деятельности человека. Рассказываем детям, что деревья и кустарники на участке, цветы на клумбе всё это посадили сотрудники детского сада и что они за всем этим следят, заботятся о них, поливают, пропалывают, рыхлят землю, пересаживают, убирают старые и сажают молодые и новые растения, чтобы было красиво. Играя в познавательные игры, дети легко запоминают правила поведения в природе «В лесу, в городе», «На лугу, на воде», «Назови одним словом», «Что лишнее». Заходя с прогулки в группу, дети сами предлагают поиграть в слова, «а давайте будем называть слова на букву, и т.д.» (Даша, Вика, Азалия, Владик, Лера)

В рисовании дети по собственному опыту и замыслу передают своё отношение к окружающей природе «Берегите лес», «Мы друзья природы». Дети любят составлять рассказы на заданную тему и по сказкам самостоятельно (я знаю эту сказку, можно я сама расскажу сказку по картинкам).

Чтобы развивать творческое мышление детей, необходимо научить их выбирать из всей известной им информации ту, которая нужна для решения конкретной задачи. Мировосприятие ребёнка в большей степени, чем у взрослого, базируется на чувствах и эмоциях от встречи с природой.

Добавить комментарий