Автор: Райкова Людмила Сергеевна, воспитателем ГБДОУ №18 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга.
Назначение тренажера «Шарики»:
Обогащать двигательный опыт детей от 3-х до 7 лет.
Учить выполнять движения по подражанию, образцу, слову-сигналу.
Учить воспроизводить различные движения кистями и пальцами рук, прослеживая их взором.
Развивать координацию движений обеих рук, рук и ног.
Развивать умение сопровождать движения речью.
Развивать ориентировку в пространстве.
Ценность игрового тренажера «Шарики»:
Экономичность, минимальные материальные и временные затраты.
Простота и легкость использования.
Доступность воспитателю и родителю любого уровня.
Полифункциональное использование оборудования.
Игровые тренажеры можно использовать в любом помещении.
Представленные игры позволяют решать комплекс проблем развития дошкольников.
Методика использования игрового тренажера «Шарики»:
Игровое оборудование:
Круглый шарик (мячик) диаметром от 3см. Диаметр и масса зависят от двигательных способностей ребенка.
Для усложнения игры используются более легкие шарики с меньшим диаметром.
Шарики (мячики) должны быть яркими.
Шарики (мячики) подвешивают на веревке на уровне плеч играющих детей.
Игры проводятся 2 - 3 раза в неделю от 5 до 10 минут
Этапы проведения игровых упражнений:
Первый этап: индивидуальный (игра со взрослым).
Ребенок стоит напротив висящего на уровне плеч шарика на расстоянии одного метра.
Правила игры:
Толкать шарик от себя. Эффект заключается не в сильном ударе, а в умении попадать по летящему шарику и направлять его партнеру по игре.
Толкать шарик сначала двумя руками, затем ладошкой одной (предпочитаемой) руки и перевести на игру кончиками соединенных вместе пальцев рук (указательного, среднего и безымянного).
После того, как ребенок поработал с шариком одной рукой, предлагается поиграть другой рукой: ладошкой, а потом кончиками пальцев.
Примечание:
Не использовать переходные объекты (ракетки).
Переходить от одного типа движения к другому, если предыдущее выполнялось правильно.
Следить за тем, чтобы дети пальцы рук держали вместе.
Каждое удачное движение ребенка необходимо отмечать и хвалить.
Игровое упражнение проводить не более 10-15 минут.
Существует скрытый (латентный) период развития. Важно терпеливо ждать проявления развиваемого качества, а потом двигаться дальше.
Можно надеть на запястье ленточки, резинки, для запоминания правой/левой руки.
Варианты игрового упражнения:
Отбивать шарик по направлению партнера.
Попеременное отбивание шарика то правой, то левой рукой.
Поочередное отбивание шариков разными руками с называнием рук (правая, левая).
Можно использовать счет (количественный прямой и обратный, порядковый).
При отбивании одной рукой произносить слоги, составляя слова.
Подбрасывать и ловить шарик одной, двумя руками, а также попеременно одной и другой рукой.
Попадать в летящий шарик только одним пальцем, затем другими.
Отбивая шарик, называть противоположное понятие.
Игра «Кто больше?»: попадая по шарику, называть предметы.
Второй этап игры (игры детей в парах):
Игры детей в парах под наблюдением и помощью взрослого. Игры с двумя шариками попеременно или одновременно.
Третий этап игры: самостоятельные игры детей:
Дети самостоятельно выполняют ранее предложенные игровые упражнения.
Придумывают свои движения, усложняя их.