Автор: Птушко Елена Александровна, воспитатель высшей категории МБУ ЦРР 78 "Незабудка".
Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников.
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для успешного развития ребенка, на сотрудничество с ДОУ, были выбраны следующие направления:
Формирование у родителей установки на сотрудничество с педагогами ДОУ.
Определение приоритетных направлений педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей воспитанников.
Повышение педагогической компетентности родителей дифференцированных групп и профессиональной компетентности педагогов в процессе проведения семинара- практикума.
Кроме того, в процессе важную роль играют более близкое знакомство с семьей, ее посещение, беседы с родителями, наблюдение за их взаимно отношениями во время встреч.
Для успешного взаимодействия с родителями, имеющими разные педагогические установки. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы подразделяются на:
- Коллективные;
- Индивидуальные;
- Наглядно- информационные.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Автор Т.В.Кротова выделяет следующие формы:
- Информационно-аналитические;
- Досуговые;
- Познавательные;
- Наглядно- информационные.
В своей работе педагоги ДОУ руководствуются разработанными критериями оценки степени социального благополучия семьи. Основные из них:
Жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный, образовательный, материальный статус);
Организация быта (тип жилья, санитарно- гигиенические условия, условия жизни ребенка в семье);
Физическое здоровье (диагностика, хронические болезни, их профилактика, гигиена);
Духовное и моральное здоровье (вредные привычки, их рецидивы, психологическое благополучие);
Воспитание детей (стиль воспитания в семье, психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь);
Внутренние и внешние коммуникационные связи семьи (открытость семьи, тип семьи, характер детско-родительских взаимоотношений, отношения между супругами).
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями в целях повышения качества этого процесса должно подвергаться периодической оценке, имеющий двусторонний характер. Это поможет преодолеть субъективность в оценке педагогами ДОУ сотрудничества с родителями, что повысит качество взаимодействия всех воспитывающих ребенка взрослых.
Именно поэтому содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта. В результате целенаправленной работы с семьями педагогов и специалистов позиция родителей как воспитателей своего ребенка становится более гибкой и осознанной в выборе методов и приемов взаимодействия с детьми в домашних условиях.
Литература:
Н.В. Миклякова «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей» М.2006г
Т.Н. Доронова Г.В. Глушкова «Вместе с семьей» М.2005 г.
О.В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей» М. 2004 г.