Автор: Худова Татьяна Юрьевна, воспитатель старшей группы МБДОУ Детский сад №4 «Солнышко» (Тверская область, г. Осташков).

Оглавление:

- Введение (Актуальность).

- Летопись древней земли.

- Родина-Селигерия.

- Заключение.

Актуальность:

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. По этому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать.

Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.

Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.

Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад.

Нравственно патриотическое воспитание детей - сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

В нашем ДОУ в течение ряда лет проводится работа по нравственно- патриотическому воспитанию детей с учётом приоритетных направлений и учётом специфики места проживания подрастающего поколения.. Весь комплекс воспитательных задач устремлен на достижения главной цели – формирование нового гармонически развитого человека. Систематическая и целенаправленная работа коллектива ДОУ по данному направлению проводилась при активном участии родителей воспитанников и тесной связи с прочими учреждениями. Решение поставленных задач осуществлялось как в учебной, так и в свободной деятельности.

Ведь чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Работа с детьми была организована на основе тематического планирования. Это позволило увидеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические и др. Были использованы разнообразные формы работы с применением регионального компонента: занятия, экскурсии и прогулки по городу, чтение литературных произведений.

Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», работа с дошкольниками строилась в форме путешествий по родному городу, где дети имели возможность любоваться красотой города, учились беречь и любить свою малую родину.

Наши воспитанники принимают участие в праздновании Дня города и в других событиях, они имеют возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Свои впечатления дети отражают в рисовании, конструировании, изготовлении макетов и подарков, которые дети вручают и бывшим воинам и просто тем гостям, которые приходят к нам в детский сад на мероприятия.

Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то в свободное от занятий время работа по закреплению ведущей темы месяца продолжается и в играх: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, играх-драматизациях.

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие принимают родители. В работе с родителями активно используются различные формы опросов, анкетирования, наглядная информация (стенды, выставки и др.), организационные собрания, также используются активные формы: тематические вечера. Так, в неформальной обстановке родители имеют возможность делиться информацией о способах взаимодействия с ребенком в семье, знакомиться с опытом других семей.

Семья - первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями было обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху.

В разные сезонные периоды родители совместно с детьми выполняют поделки из природного материала. В группе был оформлен уголок изделий ручного труда, который помогали создать семьи воспитанников нашего детского сада. Дети с гордостью, с желанием с интересом рассказывали с кем и как создавали, находили тот или иной объект уголка. Родители активно участвовали в экскурсиях по городу, после которых дети с интересом рассказывали о своих приключениях, где они были, что видели, что интересного узнали о городе. Родители составляли рассказы вместе с детьми о своих профессиях, помогали в оформлении фотовыставок и фотоальбомов.

Для того чтобы знания эти были более глубокими и прочными, мы много внимания уделяли предварительной работе. В этом нам опять же помогали родители. Самым активным в работе группы папам предлагалось рассказать о военной технике.

Стало доброй традицией проведение с детьми и родителями тематических бесед с использованием фотографий, иллюстраций. Мы побуждали детей делать выводы, давать нравственные оценки. Немало рассказов было о подвигах людей, именами которых названы улицы.

В помощь родителям была организована рубрика «Почитай детям». Кроме этого для родителей были подготовлены консультации на тему: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка», «Будем вежливы…», «Как организовать Новогодний праздник дома», «Как правильно общаться с детьми» и другие. Совместно с родителями готовили и оформляли (фото) альбомы.

В результате, папы и мамы стали моими главными помощниками в организации экскурсий, в решении проблем по благоустройству территории детского сада и прочее. Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живешь. Это была одна из главных задач, которую я ставила перед собой, работая с родителями моих воспитанников.

Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей. Совместно с родителями наших воспитанников мы старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, учили детей самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни. Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.

В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам. Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других.

Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. Все мы - наследники той героической славы, за которую отданы жизни миллионов людей. Они подарили нам будущее и дали пример несокрушимой силы духа, мужества и сплоченности. Так почему же мы не ценим и не умеем, не хотим беречь то, что так трудно досталось им, тем, кто дал нам все. Нашу Родину свободной, красивой и цветущей… Почему же мы уничтожаем сами себя и своё будущее? Ведь с молоком матери, с колыбельных песен, со слов «Люблю тебя», относящихся к маленькому чуду – ребенку, закладываются основы нравственного воспитания. А в основе нравственного воспитания лежит слово «любовь». Любовь к своему роду, к родным местам, к природе, к Родине. Во всех этих словах есть корень «род».

Даже в его звучании – жизнеутверждение. Ведь новому поколению, в силу начала становления личности, трудно понять, что такое родина, почему ее надо любить, зачем трудиться на ее благо. А взрослые в погоне за длинным рублём, долларом готовы стереть в порошок историческую память. И ради чего? Почему? И себе и другим находишь ответ: - «Оглянись не на прошлое, а на окружающий мир, на то, что имеешь, ведь иногда ты просто не знаешь, насколько ценными вещами обладаешь. Распоряжайся же им разумно. Что бы потом твоё поколение не назвали потомки «Иваном не помнящего родства». По этому надо всего на всего знать свою историю, свои истоки.

И мне думается, что в этой работе я познала многое сама и интересное найдут другие и так же задумаются: - «Успеем ли мы сохранить хоть малое?», «Так ли мы живём?» и может быть узнают, что-то новое. Ведь родители, педагоги и формируют у подрастающего поколения представление о том, чем славен родной край. А славен он своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. И это делается в очень доступной для детей форме. Помню, как совсем ещё недавно моим выпускникам очень запомнились интересные и поучительные рассказы о нелегком военном времени. Жалко, что только в День Победы принято говорить о любви к Родине, о подвигах, о славе. Но так случилось, что в последнее время слова «патриотизм», «героизм» вызывают снисходительную улыбку, а порой и откровенную насмешку. В обществе, где интересы личности преподносят выше всего на свете, любить Родину становится не модно, а разговоры о патриотическом воспитании кажутся не современными. Родина – это не просто жить и принадлежать определённому государству мира, нужно любить традиции, обычаи, знать культуру и искусство этой страны. Дорожить и беречь природу и памятники архитектуры, чтобы сохранить их для будущих поколений такими, какие они есть, прекрасные, загадочные и радующие глаза русского человека и не только. Родное место – это там, где тебя любят и ждут. Куда приходишь и не можешь найти, где она кончается. Когда ощущаешь перед величием и значением Родины своё ничтожество. Ведь, если любить, то – не предавать. Не даром, существует столько высказываний известных людей по поводу Родины, долга перед Родиной и любви к ней. Я думаю, что каждый человек должен понять для себя, осознать, что для него есть Родина, в каком свете он её видит, и готов ли он на всё ради нее. К сожалению, в нашем современном мире всё намного сложнее, есть люди, которые пойдут на всё ради своей страны, а есть те, которые её продают…

«Настоящему, чтобы обернуться будущим, требуется вчера» И. Бродский.

Летопись древней земли

Что есть мы - осташи? Каждый имеет свою точку зрения - одни сразу же пускаются в рассуждения, едва заслышав или увидев что-то, другие начинают отрицать, но никто не остается равнодушным. Кто мы сами? Почему достаточно большое число людей мучает чувство, что они забыли что-то очень важное?

История края, его самобытность характерны для всей центральной европейской части России, о чем я и хочу рассказать, а также по свидетельствам предков, проживших в этом месте всю свою жизнь.

Моя Селигерия, это место где я родилась и выросла, и где проходило и мое детство, расположена в центре Европейской части России, между Москвой и Санкт-Петербургом, среди лесных холмов Валдайской возвышенности, на границе Новгородской и Тверской (Калининской) областей. Озеро Селигер – одно из величайших чудес России, место действительно уникальное. Ведь здесь соединяются воедино шедевры природные и рукотворные. Цепь верхневолжских озер, само озеро Селигер – чистое и живописное, зеленые леса – то, что подарила этой земле природа. Старинные архитектурные ансамбли и памятник истории православия – Нилово-Столобенская пустынь – входит в сокровищницу национальной культуры. Здесь на Валдайской возвышенности между Осташковской и Вышневолоцкой грядами находится водораздел верховьев рек Волги, Днепра и Западной Двины. Отсюда, из Селигерского края, начинает свой путь четыре тысячи километров великая русская река Волга.

В крае много моховых болот и озер, больших и маленьких. В озерах водится рыба: окуни, щуки, плотва, налимы, караси. Болота питают водой озера, из которых вытекают мелкие речки, впадающие в озеро Селигер. Болота покрыты толстым слоем мха, на котором растут невысокие сосны, а также багульник, черника, брусника, клюква, голубика, морошка и другие ягоды и кустарники.

В лесах живет много диких животных: лосей, кабанов, лисиц, зайцев. В глухих лесах есть и бурые медведи. Обилие ягод в болоте привлекает разнообразных птиц – куропаток, тетеревов, рябчиков. В озерах водятся утки, есть и чайки. В болотах и прилегающих лесах растет много самых разнообразных грибов. В болотах и лесах живут ядовитые змеи – серые и черные. Особенно красивы серые змеи, их окраска схожа с цветом мха, а на спинке этих змей рельефно выделяется красивый узор. Рядом со змеями живет и много ежей, которые охотятся на них. Местные жители привыкли к обилию и разнообразию животного мира, живут в полном согласии с природой.

Побережье озера Селигер было заселено уже в эпоху неолита. Археологи открыли большое количество неолитических стоянок. В IX веке на Селигере и в окрестностях расселились славянские племена кривичей, которые позже заняли обширную территорию верховьев рек Волги, Днепра и Двины. Кривичи, жившие в городе Николо-Рожок, недалеко от города Осташков, занимались торговлей. Из небольшого поселения Николо-Рожок превратился в укрепленное городище с валами и деревянной городьбой. Озеро становилось все более оживленным. В седой древности здесь существовала культура охотников и рыболовов. Стоянки древнего человека были, как правило, на возвышенных местах, у воды. Самая ранняя на Селигере неолитическая стоянка (между деревней Конец и селом Ботово) существовала уже в VIII-VII тысячелетиях до нашей эры. В окрестностях Николо-Рожка, Ботова, Большого Ронского, Городца и других деревень и сейчас иногда попадаются кремневые наконечники стрел и копий древних охотников - далекие отголоски каменного века. На юг и север плыли ладьи. На них везли в Новгород хлеб, византийские ткани, богатое оружие, украшения. На юг везли меха, янтарь, рыбу, кожу и другие товары. Но первыми жителями этого края в течение многих веков были древние финны. Именно от них идут нынешние названия рек, озер, лесов. А с XII в. - новгородские славяне.

Этот край был свидетелем многих важнейших событий отечественной истории - княжеских междоусобиц, нашествия Батыя, длительной и упорной борьбы против литовских и польских захватчиков. Здесь проходили древнейшие пути. Земля эта знала расцвет и опустошение.

Она стала рубежом, дальше которого не смогли пройти ни орды Батыя: существуют сведения, что татары дошли до северной оконечности Селигера (недалеко от поселка Свапуще). После татар на побережье озера приходила Литва, стремясь расширить свои владения на восток.

Ни орды Гитлера: не обошла селигерский край и Великая отечественная война. В 1941 -1942 годах линия фронта проходила примерно по линии: Селижарово - Пено - Свапуще - Полново. Дальше Полнова немцы не продвинулись. Их наступление сдерживали плохие дороги и болота. Часть территории с запада и севера озера была захвачена немцами. Осташков наши войска отстояли.

В наши дни она представляет собой огромный живописный район отдыха и туризма. Здесь сохранились многочисленные материальные памятники - свидетели разных эпох.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки. Д.С.Лихачёв.

Родина - Селигерия

«Будущее должно быть заложено в настоящем» Г. Лихтенберг.

С именем каждого города невольно связан какой-нибудь образ. Историческое предание. Живописное место. Воспоминание, навсегда запавшее в душу. При имени Осташкова вспоминаются стихи Ф. И. Тютчева:

Тихо в озере струится

Отблеск кровель золотых,

Много в озеро глядится

Достославностей былых.

Жизнь играет, солнце греет,

Но под нею и под ним.

Здесь былое чудно веет

Обаянием своим.

Солнце светит золотое,

Блещут озера струи ...

Здесь великое былое.

Словно дышит в забытьи ...

В солнечный день из тихих далей лежащего вокруг плеса Осташков похож на старинную гравюру. Множество башен на протяжении нескольких километров подпирают небо высокими шпилями и придают городу строгий графический силуэт. Эта омываемая со всех сторон узкая стрелка земли с высокими колокольнями и есть туристская столица Селигера.

Новая страница в истории Осташкова - развивающийся туризм. Древний городок всей своей историей подготовлен к роли маленькой туристской столицы. Тут есть атмосфера легенд и летописей, памятники архитектуры. Так, понемногу, вы почувствуете характер тихого озерного городка, поймете его старую и новую историю.

Новая история - это продолжение того, что знали и умели предки. Когда-то всю западную часть города занимали кожевни кустарей-ремесленников. Сейчас в этом районе крупный кожевенный завод, современный жилой городок кожевников. Наряду с традиционными, в городе появилось немало и новых профессий - строители, железнодорожники, автомобилисты.. Во множестве мест трудятся выпускники здешних финансового, ветеринарного, механического техникумов.

В разное время в Осташкове бывали многие деятели нашей культуры и науки: писатели П.В.Киреевский, В. А. Слепцов, А. Н. Толстой, В. Я. Шишков, драматург А. Н. Островский, художник И. И. Шишкин, академики Н. Я. Озерецковский, Д. Н. Анучин, И. П. Бородин. Перечислить же современных писателей и ученых, художников и музыкантов, любящих Селигер и нередко бывающих здесь, просто невозможно.

Старинная рыбацкая слобода все больше приобретает черты настоящего туристского города. Появилось много новых, вызванных ростом туризма построек: автовокзал, большая гостиница, речной вокзал ведь Селигер - один из первых внутренних водоемов страны, где появились пароходы. Это служило предметом особой гордости осташей. Первый пароход «Осташ» вышел в озеро в 1847г. В начале XX в. по озеру ходило несколько маленьких пароходов, капитанами которых были сами владельцы. Позднее появились теплоходы «Селигер», «Осташков», «Селижарово». Их топили дровами. Каждый теплоход «съедал» за лето множество дров, которые на весельных лодках привозили крестьяне ближних деревень. У каждого владельца был свой причал. Расписаний не существовало, пароходы отправлялись по мере того, как собирались пассажиры. Напоминанием о том времени служат лишь сохранившиеся еще кое-где старые, доживающие свой век бревенчатые причалы. На смену им по всему озеру пришли строгие и долговечные причалы из бетона и стали. В Осташкове построены прекрасная пристань, набережная, речной вокзал. Каждое утро отсюда отправлялись и отправляются в очередной рейс современные комфортабельные теплоходы «Лиза Чайкина», «Алексей Родин» и другие. Вьются чайки за кормой. Звучит музыка. И тот, кто плавал по Селигеру на теплоходе, не забудет этого никогда, а тем более посетит исторические места и наш краеведческий музей. В котором вам радушно расскажут историю возникновения местного театра, об улицах города, о доме шкипера, о соборах, о скверах, парках города, об архитектуре и выдающихся людях города и о многих удивительных местечках и исторических событиях края. По соседству со старым Осташковом вырос современный микрорайон, ставший своеобразным городом в городе. Вдоль ведущей к пристани дороги елочкой стоят многоквартирные дома с обращенными к озеру лоджиями. Так же от вокзала в центр города прямой стрелой проходит зеленый бульвар.

По восточному берегу озера проложена широкая набережная. После реставрации поднялись над озером памятники архитектуры.

Заключение

Но не так всё безоблачно.…От любви и уважения к родному краю я не стала затрагивать в этой работе то, что печалит взор каждого и жителей и гостей этого уголка такой великой страны как Россия. Но теплится ещё огонёк надежды что мы - люди, и вспомним, то, что мы в этом мире только – гости! И вновь перед всеми во всей живописности предстанет один из самых экзотичных маленьких городов страны.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны. И прежде чем учить детей, необходимо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно. И от того, как он это сделает, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, появится ли у него желание узнать что-то новое. Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал…» И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Земля, - на которой ты родился - это твоя душа. В народе есть поговорка: где родился, там и пригодился. - Твоя родная земля дает тебе силу, здоровье, удачу, вскармливает тебя и твое потомство… И питает не только физически, но и дает духовные силы. Конечно, человек может жить где угодно, но в таком случае он сам себя обедняет, свою душу, не даёт ей правильно развиться в нужном направлении...

Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.

Ведь Селигерский край - древнее, заповедное место с богатейшей историей. И каждый, кто побывал здесь, будет очарован его красотой.

Список используемых источников:

В.Исаков. «Озеро Селигер».

Н.Мазурин. «На Селигере».

А.А.Галашевич. «Художественные памятники Селигерского края»

Т.Куксинская. «Селигерские земли» (путеводитель)

и др.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить