Авторы: Зюзина Алена Ильинична, Сидорова Ирина Ивановна, воспитатели МБУ Детский сад №93 «Мишутка» (г. Тольятти)

«Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» (Р. Эмерсон).

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться во все возрастающем объеме знаний предъявляет иные требования, чем были 30-40 лет назад. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, способной к активной умственной деятельности. Одним из важных показателей умственного развития ребенка является высокое речевое развитие.

Актуальность темы исследования.

В настоящее время в системе специального образования актуальной и социально значимой остается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, в частности, с общим недоразвитием речи (ОНР). Актуальность данной темы определятся тем, что связная речь, особенно монологическая речь описательно-повествовательного характера, является одной из наиболее сложных видов речевой деятельности.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной работе по всем предметам.

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Ещё Л.С. Выготский в своей статье «Предыстория развития письменной речи» высказывал следующую мысль: «Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо».

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии связной речи. В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей. Дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей и графических знаков.

Так как овладение устной речью трудно дается детям с ОНР, необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.

Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворить потребность неговорящего ребенка в общении, является метод наглядного моделирования, в состав которого входит и метод пиктограмм.

Пиктограммы для развития ребёнка используются довольно давно. Сам метод был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной и Н.Н. Поддьяковым. Для обучения дошкольников грамоте его использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова. Наглядные модели служили для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения.

Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Пиктограммы схемы слова помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце). Схемы предложения помогают определять количество слов, развивать интерес к общению, совершенствовать речемыслительную деятельность, овладевать операциями анализа и синтеза.

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи детей с ОНР. При использовании различных схем меняется характер деятельности дошкольников: они не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова, причем не механически, а в процессе их активного использования.

Применение пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а затем и сам пересказ с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказа.

Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т.д. Со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

Следовательно, актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:

- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

- применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».

- применяя пиктограммы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

- как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться;

- как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем;

- как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий);

- как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).

В системе работы с детьми с ОНР пиктограммы применяются в организации предметно-развивающей среды, для организации и проведения физкультминуток, пальчиковой гимнастики и т. д.

Этапы обучения работе с пиктограммами

1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания.

Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине).

Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый).

Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других.

Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.

Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза).

Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функциями.

Составить из пиктограмм пару. Предложить ребёнку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Пары могут быть такими: кукла – играть, яблоко – есть. Можно показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать – уши, пить — вода.

Выбрать те из пиктограмм, которые относятся к одной тематической группе.

Дидактические игры «Четвёртый лишний».

Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать, глаза – смотреть).

Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).

3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа.

Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу.

Составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками.

Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.

Составить логические цепочки.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование следующей логической цепочки:

Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма) – Обобщающее понятие – Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – Самостоятельная ориентировка в системе знаков.

В своей практике мы используем пиктограммы на всех этапах коррекционной работы с детьми с ОНР.

Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить