Автор: Першина Т.А.

Умение общаться является важным пунктом правильного развития ребенка. Уже родившись, малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. И в связи с этим возникает необходимость формирования у дошкольников конструктивных способов и средств взаимодействия с окружающими взрослыми, к взаимодействию друг с другом.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, во-первых, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи.

Насколько же сенсорное развитие ребенка зависит от степени сформированности коммуникативных навыков?

Ребенок черпает первые представления об окружающем его мире с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Для младших дошкольников слова действительно являются «вторыми оригиналами действительности» (Е.И. Тихеева), а первыми – образы окружающего мира, то есть язык развивается наглядно-действенным путем. Чтобы ребенок «принял» названия, он должен видеть предметы, с которыми они связаны. «Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первом месте – вещь как предмет познания и речи» (Я.А. Каменский). Известно: чем выше чувственный опыт детей с нарушением зрения, тем богаче их словарный запас. И активная обучающая роль взрослого в сенсорном развитии ребенка с нарушением зрения значительно больше, чем в жизни нормально видящего. Органы внешних чувств – орудие познания. В развитии речи они играют важнейшую роль. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Формирование речи неразрывно связано с постижением окружающего мира. И наоборот. Окружающая ребенка действительность – это неисчерпаемый источник, который должен быть использован для обогащения языка.

Дефект зрения усложняет взаимодействие с окружающей средой, изменяет социальную позицию. А нарушение или ограничение социальных контактов влечет за собой целый ряд осложнений в формировании личности. У детей потеря зрения приводит к сдерживанию активной позиции, снижению уровня самостоятельности, появлению замкнутости, необщительности, возникновению навязчивых стереотипных движений (качание из стороны в сторону, кружение на одном месте, надавливание на глаза). Эти привычки могут не только раздражать окружающих, но и влиять на отношение к ребенку. Недостаточность социального опыта, искажения со стороны окружающих людей способствуют появлению у детей с нарушением зрения отрицательных черт характера: эгоизма, нерешительности, упрямства, снижения внимания к окружающим. Слабовидящий ребенок не имеет возможности пользоваться такими выразительными средствами, как взгляд и жест. Малыш испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом. Все эти негативные проявления могут быть сняты в условиях своевременной и соответствующей коррекционной помощи детям с нарушением зрения. Упор делается в основном на активизацию деятельности сохранных анализаторов (двигательно-кинестетического восприятия, слуха, осязания, обоняния, вкуса).

Мы, педагоги, работающие с детьми с отклонениями в развитии, знаем, что без специальной коррекционной работы ребенку не достичь успеха.

Результаты наблюдений за нашими детьми с нарушением зрения по заданной проблеме привели к определению задач, требующих решения:

1. Развивать способность понимать речь окружающих людей, расширять ориентировку в пространстве, углублять внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам.

2. Развивать все компоненты устной речи детей (лексика, грамматический строй, произносительная сторона речи, связная речь – диалогическая и монологическая формы).

3. На основе активного использования сохранных анализаторов, чувственного и опосредованного восприятия окружающего мира стимулировать остаточное зрение.

4. Учить приемам и способам «видения» существенных свойств и качеств предметов (форма, цвет, величина, расположение в пространстве), обозначать их словом, самостоятельно использовать их в речи, побуждать высказывать свои мысли, развивать разговорную речь.

5. Активизировать когнитивные процессы (восприятие, мышление, память, внимание).

6. Повышать мотивацию к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Исходя из поставленных задач, мною была выбрана методическая тема: «Формирование сенсорных представлений как средство развития коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения».

С целью выявления уровня сформированности коммуникативных навыков мною был проведен мониторинг педагогической деятельности по реализации образовательной области «Коммуникация». В начале 2012 года получены следующие результаты: высокий уровень – 8%; средний уровень – 68%; низкий уровень – 24%. Данные указывали на то, что у детей с нарушением зрения получаемая информация недостаточна, словарный запас беден, грамматический строй речи нарушен, для высказываний характерны нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски. Они не уверены в своих высказываниях и действиях, всегда нуждаются в поддержке со стороны взрослых.

Намеченные задачи определили направления работы:

1. Организация предметно-развивающей среды в группе.

2. Разработка комплекса коррекционных игр и упражнений, направленных на активизацию чувственного познания и речи.

3. Развитие коммуникативных навыков у детей в непосредственно образовательной и совместной деятельности воспитателя с детьми.

Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание предметно-пространственной среды группы. Организуя предметно-пространственную среду в группе, мы учитывали всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

Создавая нашу развивающую среду, мы постарались сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематик. С этой целью мною было оформлено многофункциональное «Окно в мир». Оно отражает времена года и праздники: «Эта рыженькая осень», «Зимушка хрустальная», «Весна идет, весне – дорогу », «Наши мамы», «Мой папа – солдат». Старалась подбирать такие упражнения, которые тренируют память, творческое воображение, мышление, создают атмосферу сотрудничества и поиска, побуждают к диалогу.

Центру продуктивной деятельности на полисенсорной основе отведено самое светлое место в группе. Здесь малышей встречает яркий слоник и предлагает поиграть с ним. Подобраны игры на развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которых формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе.

Творческая предметно-развивающая среда нашей группы вариативно используется детьми в сюжетно-ролевых играх: легкие модули, трансформируемые столы-подставки, полифункциональные атрибуты. Вызвать речевую активность, вступить в диалог со сверстником и взрослым, обозначить игровую ситуацию помогают любимые сюжеты: «Магазин», «Больница», «Детский сад», «Автобус».

Социальное развитие дошкольника идет успешнее, если все органы чувств затронуты в процессе ознакомления с окружающим миром. Акустическая сенсорная панель как раз и развивает тактильную чувствительность, зрительную и слуховую активность, стимулирует интерес к познавательной деятельности, экспериментированию, и конечно же, развитию коммуникативных навыков (поверхности разной фактуры, музыкальные игрушки, лабиринты, геометрические фигуры и прочее).

Неограниченные возможности познать мир и себя в нем заключают в себе игры с водой и песком. Это прекрасные посредники для установления контакта с малышом. Через игры с водой и песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков ребенка, его эмоционально-волевой и когнитивных сфер, и, конечно же, формирование сенсорных представлений. Для этого в нашей группе имеется «сенсорный стол», на котором устанавливаются емкости с водой, надувные лабиринты, водяные мельницы, наборы плавающих игрушек, разноцветные камушки, игры «Ловись рыбка» и другие.

В рамках второго направления мною подобраны комплексы коррекционных игр, направленных на активизацию чувственного познания и речи. Обращаю внимание: практический материал многократно апробирован и подтвердил свою эффективность.

Игры и упражнения на развитие слухового восприятия

«Кто разбудил Мишутку?»

Цель: учить различать знакомые голоса без зрительного анализатора. («Мишутка, Мишутка, довольно спать, пора вставать».)

«Стеклянный – деревянный»

Цель: учить по звучанию отгадывать, из какого материала сделаны предметы, находящиеся за ширмой (фарфоровая, металлическая, деревянная посуда и разные предметы из фарфора, металла и стекла).

«Колпачок и палочка»

Цель: учить различать звуки и по звуку узнавать одну из трех игрушек: неваляшку, барабан, погремушку.

Дети водят хоровод:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будет палочка искать.

На глазах у ребенка, стоящего в кругу, повязка. На кого ведущий покажет палочкой, тот берет музыкальную игрушку и озвучивает ее. Ребенок в кругу должен узнать инструмент.

Игры и упражнения на развитие слуха

«Слушаем погоду»

Цель: учить слышать и узнавать стук капель по стеклу, завывание ветра, вой метели, скрип снега под ногами.

«Слушаем звуки улицы»

Цель: дать представление о том, что у каждого предмета свой «голос» (гудок автомобиля, скрип закрывающейся двери, скрежет и визг тормозов, рев самолета, пение птиц).

«Отгадай, откуда идет звук»

Цель: учить определять и показывать рукой направление звука.

Ведущий находится за спиной у детей, перемещается налево, направо, поднимает и опускает разные предметы.

Игры и упражнения на развитие тактильных представлений

«Ритм для пальцев»

Под чтение потешек, песенок, стихов щекотать поочередно кисть руки, саму руку, за ухом, живот.

«Вода»

Цель: учить менять количество разбрызгиваемой воды, брызгать на все части тела в дидактических играх «Мойдодыр», «Рыбка плавает в пруду».

Игры и упражнения на развитие вкусового восприятия

«Сладкое – соленое»

Цель: учить узнавать сладкое и соленое.

Нужно приготовить одинаковые кусочки хлеба и печенья, посыпанные сахаром и солью, давать пробовать их поочередно.

«Что самое вкусное?»

Цели:

- активизировать вкусовой анализатор;

- учить определять напиток на вкус и обозначить его словом;

- учить выбирать из нескольких представленных жидкостей (кипяченая вода, компот, сок, молоко) конкретный напиток.

Игры и упражнения на развитие обонятельного восприятия

«В саду, в лесу, на огороде»

Цель: учить по запаху определять то, что растет в саду, в лесу, на огороде.

Материалом для упражнения могут служить яблоки, апельсины, цветы, овощи.

«Чем пахнут ремесла?»

Цель: учить по запаху определять клей, бумагу, ткань, дерево (опилки, стружка), краски.

Работа в третьем из названных направлений также требует решения множества задач. Основное содержание сенсорного воспитания дошкольников – это ознакомление с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Накопление разнообразного сенсорного опыта происходит как во время специальных занятий, так и в повседневной жизни. Например, знания о цвете, форме и положении предметов в пространстве закрепляются и расширяются на занятиях по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), а также в процессе конструирования; представления о величине и количестве предметов – на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Развитие обоняния и вкуса происходит в ходе режимных моментов, в различных бытовых ситуациях.

Наши малыши еще не могут самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их качества. Значит нам, педагогам, необходимо формировать сенсорные представления через ощущения и восприятия. Эта задача успешно решается на занятиях. Именно формирование элементарных математических представлений предполагает обучение малышей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, группировке по цвету, форме, величине, положению в пространстве.

Успех в работе с детьми с нарушением зрения во многом зависит от создания благоприятных условий. Мы каждый раз что-то обновляем, создаем, меняем. При оборудовании игр по формированию элементарных математических представлений для обеспечения разнообразия и изменчивости помимо традиционных дидактических материалов, обязательно вносим настоящие предметы обихода (например, посуду, одежду, овощи, фрукты). В рамках работы по коррекции зрительного дефекта используем яркий нестандартный дидактический материал: счетные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша. Постоянное употребление в речи слов, обозначающих сенсорные эталоны, математические категории способствуют развитию словаря, грамматической стороны речи. Установить связь между эталонами геометрических фигур и окружающими предметами детям с нарушением зрения удается не сразу. Учим детей правильному обследованию (зрительному и осязательному). Пальчики двигаются сверху вниз по форме, выделяя характерные признаки: конус имеет острую вершину, книзу расширяется, донышко конуса имеет форму круга. Шар катится, а призма нет.

Использование компьютерных технологий на занятиях позволяет мне разумно сочетать традиционные и современные средства, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу. Яркая цветовая окраска слайдов, движущиеся объекты на экране воздействуют на сетчатку глаза, способствуют восстановлению зрительных функций. Так, с целью активизации коррекционного процесса, роста мотивации, заинтересованности использую слайд-шоу на занятиях по формированию элементарных математических представлений и на занятиях природоведческого цикла («Маша и медведь», «Зимой в лесу»).

Одним из эффективных средств развития дошкольника является изобразительная деятельность, так как в процессе рисования ребенок учиться видеть, понимать и отображать окружающие предметы и явления. Занятия по изобразительной деятельности содержат большие возможности для коррекции цветовосприятия и понимания формы, величины, положения в пространстве. В процессе восприятия и отображения происходит конкретизация и активизация речи. Учим детей проговаривать последовательность изображения, обогащаем речь, словарный запас. Дети рассказывают о своих рисунках, при этом развивается связная речь.

Для формирования непосредственных чувственных образов огромное значение имеет рисование с натуры. С этой целью нами был проведен цикл занятий «Рисуем натюрморт» по формированию приемов наблюдения натуральных предметов. Обследование предметов начинали со слов «потрогайте», «понюхайте», «погладьте», активизируя при этом сохранные анализаторы. Для рисования с натуры были выбраны фрукты и овощи, осенние листья, цветы в вазе. Добиваясь более тонкого восприятия, предлагала для рассмотрения два аналогичных предмета, но разных по форме, цвету, величине. Результаты проведенных занятий показали, что все дети сумели передать в рисунке форму, цвет, даже композицию изображаемого, но с большим трудом и с меньшей точностью передавали отношения величины предметов.

В блок совместной деятельности взрослого с детьми мы включили знакомство с тактильной книгой. По моему мнению, именно она дает реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Важной задачей подобных книг является развитие коммуникативных способностей: желание вступать в контакт с окружающими, умение общаться, умение слушать, эмоционально сопереживать, делиться впечатлениями, при этом развиваются и совершенствуются все компоненты устной речи (лексика, грамматический строй речи, связная речь). Звуки, запахи, тактильные ощущения несут массу информации. Именно книга, а не компьютер – самый результативный способ знакомства с окружающим миром и самый безопасный для него. Чтение вместе с близкими взрослыми – это еще и способ психологической защиты: книга приходит через папин или мамин голос, а это всегда любовь и доброта, тепло и защита.

Первой нашей тактильной книгой стала русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк». И не случайно, ведь сказка для малыша – это не вымысел, это особая реальность, реальность чувств, желаний, потребностей. Книга изготовлена из различных материалов: лисичка – из натурального меха, волк – из серого ковролина и меха, лошадка – из замши и кожи, сани – из деревянных панелей, прорубь – из оргстекла, а у деда – теплый полушубок из овчины.

В кармашек книги вложена еще одна маленькая книга с полным текстом сказки, что соответствует требованиям по изготовлению тактильных книг.

Решающую роль в познании окружающих предметов слепыми детьми играет осязание.

«Рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки» (И. Сеченов). Задача педагогов – научить обследовать предметы правильно. Мы приучаем детей в ходе первичного знакомства с иллюстрацией симметричным движениям обеих рук сориентироваться в ней, чтобы затем выделить контур, форму и детали для более тщательного обследования. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: пищать, греметь, звенеть, шелестеть.

Так, например, с целью развития слухового восприятия при повторном чтении сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» действие сопровождалось звучанием музыкальных инструментов:

«Наловил дед целый мешок рыбы. Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиками звенит (звенят бубенцы). Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу». Бросил он лису в сани (звенят тарелки). А сам пошел впереди (шуршит целлофан). Лошадка бежит, колокольчиком звенит (звенят бубенцы). А лисичка стала выбрасывать все по рыбке, да по рыбке (звучит ксилофон). Выбросила всю рыбку, а сама убежала (звенят тарелки)».

Успех нашего сотрудничества с семьей – это укрепление традиций группы. Педагоги в соавторстве с родителями запустили проект «Книги своими руками». Так в нашей группе появилась тактильная книга «Ледяная избушка». Ее авторами стали: Клевченя Е.А., Иванова Ю.С., Рыбалкина О.В., Смагина О.С., Маслова А.А., Юркина Н.Б., Бежан К.А.

Родители поняли: создать книгу для ребенка нелегко. Книга – это не просто странички, это целый мир, в который нужно осторожно войти вместе с сыном или дочкой. Малышу важно слышать голос и интонацию родных и близких, чувствовать отношение к читаемому тексту. Он учится через голос воспринимать эмоциональное состояние людей: грусть, раздражение, решительность, веселье.

В завершении работы по методической теме мною был проведен мониторинг педагогической деятельности по реализации образовательной области «Коммуникация» ООП ДО в средней зрительной группе. В конце 2013 года получены следующие результаты: высокий уровень – 40%, средний уровень – 60%. Это означает, что в группе отмечена динамика в развитии речи детей, появилась инициатива в общении. Дети стали охотнее делиться впечатлениями со сверстниками, взрослыми, поддерживать беседу, задавать много вопросов.

Вывод: систематическая и целенаправленная работа по данной проблеме поможет нашим детям с нарушением зрения стимулировать сенсорное развитие, компенсировать сенсорные впечатления, сохранить и поддержать индивидуальность ребенка, активизировать коммуникативные способности.

Опыт работы с тактильными книгами показал, что чем раньше книга окажется в руках незрячего или слабовидящего ребенка, тем большую помощь он получит в познании окружающего мира. А духовные ресурсы, заложенные в книге, помогут обрести, осознать, сохранить собственное «я», стать мыслящей личностью, уверенно чувствующей себя в современном мире.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить