Поиск по сайту

Авторы: Желнова Л.К., Мащук Т.Н., воспитатели МБУ Детский сад комбинированного вида №93 «Мишутка» (г. Тольятти)

Российские психологи, среди которых Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Благодаря игре в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.

В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии. По выражению С.Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребёнком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к сверстникам и взрослым.

Мозартика – это одновременно новый вид игры и новый вид творчества, обладающий значительным развивающим и реабилитационным потенциалом.

Технология «Мозартика» может быть полезна:

- педагогам – в развитии личности;

- психологам – в реабилитационной и коррекционной работе с детьми с ОВЗ и для коррекции семейных отношений;

- родителям – для повышения внутренней ресурсности семьи.

Мозартикотерапия – современная оригинальная технология, возникшая как симбиоз трёх глобальных психологических направлений: игротерапии, арт-терапии и психоанализа. Её действительно можно считать своеобразным ответвлением каждого из них, и это легко доказать. Её целительная сила, способствующая личностному развитию и оказывающая коррекционное воздействие, это, конечно же, волшебная сила искусства – значит, мы имеем дело с арт-терапией. Мозартика является игрой, а точнее, целым семейством игр, – значит, перед нами разновидность игротерапии. Поскольку мозартика является ещё и проективной методикой, с психоанализом она, безусловно, в родстве. К концу ХХ века то или иное направление игротерапии всё-таки было или директивным, или недирективным. Любое комбинирование или чередование этих видов всё равно не меняло принадлежности к тому или другому виду каждой из составляющих. Либо ребёнок играл абсолютно свободно и спонтанно, либо его игрой в том или другом варианте руководили, либо он играл свободно, при том или ином сопроводительном участии взрослого, которое могло быть регулярным или эпизодичным. В любом случае это воздействие – воздействие взрослого на игру ребёнка – для играющего ребёнка было внешним. Оно не шло изнутри, из самой игры. Но именно эту возможность – влиять на игру ребёнка из самой игры и при этом абсолютно не уменьшать степень его свободы в игре, игротерапия всегда искала. Было ясно, что такая возможность должна быть заключена изначально в содержании самой игры, то есть эта желательная направленность должна быть заложена на стадии разработки игры. И заложена не таким образом, что сразу считывается ребёнком как некий требуемый от него аспект назидательности, а заложена очень глубоко, в саму внутреннюю суть игры, да ещё так, чтоб её нельзя было выкинуть или заменить. Именно эта глубокая внутренняя закладка и удалась мозартике. Ребёнок, играющий в игры мозартики, играет свободно и спонтанно, он выкладывает фигурками что хочет и как хочет – в играх Мозартики нет правил. Конечно, можно считать правилом то, что надо выкладывать фигурками, а не кидаться ими во все стороны, но мы всё-таки говорим не столько о правилах поведения во время игры, сколько о тех правилах, по которым развивается сама игра и без которых она просто не существует. Таких правил у игр мозартики нет, то есть нет никакой внешней директивности ни со стороны отсутствующих правил, ни со стороны присутствующих взрослых. Но направленность есть. Она действительно реализуется на очень ранней стадии создания игры – при построении её образного ряда учитывается диапазон и направленность ассоциаций, которые могут возникнуть у ребёнка. В игре нет хороших и плохих образов, все используемые образы имеют доминирующий позитивный ассоциативный диапазон. При этом каждый образ остаётся чисто художественным, какие-либо даже чисто символические формы назидательности отсутствуют. Для ребёнка это область чистого искусства, просто искусства, изначально расцвётшего в диапазоне возникающих светлых ассоциаций.

Мозартика дает такие результаты, как:

- гармонизация индивидуальной картины мира;

- синхронизация работы левого и правого полушарий мозга,

- выход на спонтанный творческий процесс с активным личностным самовыражением.

Применение на практике выявило, что мозартика обладает значительным развивающим и реабилитационным потенциалом в работе с детьми с ОНР и ЗПР. В нашем детском саду три группы детей с ОНР и одна группа ЗПР. Мы охотно используем мозартику в работе с детьми для развития и закрепления умения ориентироваться в микропространстве и на плоскости. Нами были разработаны две игры: «Создай дом своей мечты» и «Посади сад». Воспитатели детского сада охотно применяют их в работе с детьми. Объекты для своих игр мы находим в журналах, рекламных буклетах, старых детских книжках, календарях и прочем. Дети сами охотно вырезают картинки, создают различные интерьеры, «сажают» клумбы. В играх мозартики педагог никак не ограничивает фантазию ребёнка, и только он сам, используя свои творческие способности может «посадить сад» и «создать дом своей мечты». Работа по закреплению пространственных понятий и отношений заключается в том, что ребёнок рассказывает, как и где он располагал свои объекты по отношению друг к другу (около, за, на, рядом, под и т.д.).

Таким образом работа проходит в три этапа:

На первом этапе педагог предлагает ребенку игру и дает инструкцию: «Посмотри, это новая игра «Создай дом своей мечты». Построй его».

Во время второго этапа ребенок создает собственный вариант дома (причем каждый раз новый вариант отличается от прежнего, потому что творческие способности у детей разные).

На заключительном, третьем, этапе педагог проводит коррекционную работу. В нашем случае – это закрепление умения ориентироваться на плоскости и в микропространстве.

Работая с играми мозартики, мы пришли к выводу, что методика дает такие результаты, как:

- гармонизация индивидуальной картины мира;

- синхронизация работы левого и правого полушарий мозга;

- выход на спонтанный творческий процесс с активным личностным самовыражением.

Мозартика помогает ребенку узнать и освоить цвет, форму, счет, анализ, моделирование. Задания также направлены на произношение трудных звуков, развитие воображения, умение фантазировать и сочинять.