Поиск по сайту

Автор: Н.Куракина, старший воспитатель МДОУ детский сад «Ромашка» комбинированного вида (Нижегородская область).

В современных условиях деятельность дошкольных образовательных организаций основана на применении инновационных технологий. Одной из таких технологий является информационно-коммуникационная технология.

Основной предпосылкой её применения в ДОУ стала стратегия развития информационного общества. Среди задач ИКТ для дошкольных образовательных организаций можно выделить следующие:

- Управление учреждением;

- Организация сетевого взаимодействия с вышестоящими организациями, внутри организации и с родителями;

- Организация воспитательного процесса;

- Социальная самореализация;

- Способ коммуникации;

- Обеспечение отчётности.

В связи с этим особую значимость приобретает ИКТ-компетентность педагогов. Она представляет собой готовность и способность педагога самостоятельно использовать современные ИКТ в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере.

ИКТ-компетентность включает в себя несколько компонентов: когнитивный, мотивационно-оценочный, коммуникативный, технологический, рефлексивный.

Использование ИКТ в ДОО происходит по нескольким направлениям: в управлении (ведение электронного документооборота), в профессиональной деятельности педагога (освоение офисных программ, использование сети Интернет, участие в сетевых сообществах), в образовательном процессе (использование сенсорной доски, презентаций, компьютерных игр).

В дошкольной организации применяются различные типы ресурсов: управленческие, методические, образовательные, справочные, рекламные.

Классифицируются электронные ресурсы по различным критериям:

По виду источников: статьи, песенки, книги, сказки, программы, рисунки, товары и т.п.

По потребителю (для кого созданы): для руководителей, для воспитателей, для родителей, для детей.

По производителю (кем созданы): государственные, региональные, муниципальные, детских садов, торговых фирм, научных и медицинских центров, отдельных специалистов и проч.

По цели создания: для управления системой образования, в коммерческих целях, для продвижения программ, для продвижения продукции, для создания команды единомышленников и проч.

По полноте информации.

По темам и т. п.

Широко используются в ДОО электронная наглядность. Она представляет собой программное компьютерное средство представления комплекса визуальной гипертекстовой информации разных типов, предъявляемой обучаемому на экране компьютера, как правило, в интерактивном (диалоговом). Компонентами электронной наглядности могут быть как статические (картины, схемы, таблицы), так и динамические (видео, анимация) изображения. Основными характеристиками электронной наглядности являются: интерактивность, динамизм, мультимедийность.

С целью создания условий для обогащения познавательной, творческой, игровой деятельности дошкольников, развития их способностей, применяются мультимедийные презентации. К созданию презентаций предъявляется ряд требований.

Презентация должна:

- Носить воспитывающий и развивающий характер.

- Быть направлена на расширение и углубление представлений, обогащение познавательного и творческого опыта; подразумевать усложнение и вариативность игровой, познавательной и творческой задачи.

- Гармонично сочетать информационный, деятельностный и оценочный компоненты.

- Представлять информацию в доступной форме посредством анимации, аудиоописания, образно-символических обозначений.

- Опираться на имеющийся опыт детей, содержать близкие опыту детей задания, сюжеты.

В образовательном процессе ДОО стали широко использоваться компьютерные программы двух видов: развлекательные и развивающие. Данные программы классифицируются по типам: программы закрытого типа: отработка навыка (знание счета, алфавита, звуков речи; знания об окружающем мире; различение формы, фигуры, размера; клавиатурный тренажер); тренировка познавательных процессов, зрительной памяти, концентрации внимания, произвольного внимания и т.п.; диагностика уровня развития или проверка знаний (задания тестового плана) и программы открытого типа: конструирование, моделирование из готовых объектов, форм, предметов; рисование, раскрашивание с помощью специальной палитры и набора инструментов; экспериментирование со свойствами объектов и предметов (опыты); проектирование сюжетов, мультфильмов.

Компьютерные развивающие программы могут оцениваться по эргономическим критериям (художественное и звуковое представление информации, тексты и символы на экране, организация «диалога» с ребенком) и психолого-педагогическим критериям (психологическая безопасность, соответствие санитарным нормам, развивающий потенциал, адекватность возрасту, педагогическая значимость).

Распространена такая форма взаимодействия педагогов как профессиональное сетевое сообщество. Оно представляет собой формальную или неформальную группу профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Развитие и постоянная поддержка профессиональных сетевых сообществ на основе социальных сервисов способствуют созданию условий самореализации педагогов, профессионального роста, обмену эффективными педагогическими практиками.

Итак, ИКТ в ДОУ представляет собой совокупность следующих составляющих: средств сбора, накопления и передачи информации; людей, обеспечивающих передачу информации и обладающих навыками использования информации в воспитательных процессах, а также те, на кого направлена эта информации и воспитательные процессы; технологий передачи информации и трансляции её в воспитательный процесс, процесс управления детским садом, внешних и внутренних связей для обеспечения жизнедеятельности детского сада; информации.

Таким образом, возможности применения ИКТ в деятельности ДОО достаточно широки. Они позволяют влиять на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка-дошкольника, решать широкий круг образовательных задач. 

Добавить комментарий