Автор: Голикова Ксения Николаевна, педагог- психолог МАДОУ №32 (г.Мурманск).
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития, а, следовательно, количество детей попадающих в логопедические группы детского сада также растет.
Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. У детей с недоразвитием речи могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности).
Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для успешного развития и обучения ребенка.
Достижение данной цели возможно при помощи методов психологического сопровождения.
При организации коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи на первых этапах работы я даю ребенку задания умеренной трудности. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим способностям ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываю особенности восприятия детьми учебного материала и специфику мотивации их деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра, поэтому я использую различного рода игровые и проблемные ситуации, дидактические игры и игровые упражнения.
Предлагаю вам некоторые методы работы, которые можно применять не только на занятиях психолога, но и воспитателям в детском саду.
Одним из таких методов психологического сопровождения является музыкотерапия, которая дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшить эмоциональное состояние. Это помогает наладить отношение между педагогом и ребенком, открывает новые способности.
Формы музыкотерапии просты и доступны в любой обстановке детского сада.
Мир ребенка обогащается яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству, и формирует нравственные качества личности.
В моей практике я также использую психогимнастику. Это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Такие занятия я провожу с детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутыми, застенчивыми.
Также я включаю психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.
Взаимодействую с педагогами ДОУ, мы применяем психогимнастику на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности, на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим.
1. Каждое упражнение включает в деятельность фантазию ребенка (мысли, образы, чувства, эмоции, движения)
2. Все занятия строю на сюжетно-ролевом содержании.
3. Предметы и события должны быть воображаемыми.
4. Занятия можно провожу с детьми, начиная с трехлетнего возраста, изменяя тему и сложность задач.
5. В структуру занятия входят: разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение, завершение.
Я предлагаю детям изобразить ласковую кошечку, игривого жеребенка; довольную, полакомившуюся капустой козочку; бодливую корову, грозного быка; поросенка, валяющегося в грязи; верблюда, идущего по пустыне. Передать движением, мимикой или иным способом бычка и ежика
Очень нравится детям игра «Угадайте, что я делаю? », в которой один ребенок показывает действия, а другие - угадывают.
Детям после таких упражнений становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать друг друга. У них вырабатывается уверенность, честность, смелость, доброта и т. п., а страхи, опасения, неуверенность изживаются.
Одним из самых эффективных методов является самомассаж. Это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он способствует не только физическому укреплению ребенка, но и оздоровлению его психики.
Самомассаж провожу в игровой форме в виде 5-ти минутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Простота, доступность, возможность использования самомассажа в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из пассивного слушателя в активного деятеля.
При самомассаже мышц головы и шеи доставляют удовольствие и радость деткам такие упражнения, как:
1. «Я хороший» - расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.
2. «Наденем шапочку» - и. п. тоже. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по передней боковой поверхности шеи к яремной ямке.
При самомассаже мышц лица ребяткам нравятся упражнения:
1. «Рисуем дорожки» - движения пальцев от середины лба к вискам.
2. «Рисуем яблочки» - круговые движения от середин лба к вискам.
3. «Дождик» - легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
4. «Рисуем брови» - провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно, начиная с указательного.
6. «Испечем блинчики» - похлопать ладошками по щекам.
7. «Умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает, заинтересовывает детей, подготавливает речевой аппарат малыша и развивает речь.
Благодаря созданию системы взаимодействия специалистов нашего дошкольного учреждения, коррекционная работа осуществляется систематически и регулярно. Навыки, полученные ребёнком на занятиях со специалистами, закрепляются воспитателями и родителями для более эффективного результата.