Автор: Степанишина Ирина Павловна, воспитатель ГБДОУ ЦРР детский сад № 23 г.Санкт-Петербург.

Проблема инклюзивного образования на настоящий момент имеет особую актуальность. Это связано с тем, что нормативные документы, с одной стороны, его регламентируют в образовательных учреждениях, начиная от дошкольной ступени, заканчивая высшим образованием. С другой стороны, нет практических рекомендаций по внедрению такой формы образования в существующие учреждения без нарушения хода образовательного процесса.

Инклюзивное образование - это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

Инклюзивное (включенное) образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но, в то же время, создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения.

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его особенностям.

Инклюзия учитывает потребности, так же как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

Инклюзивное образование:

- признает, что все дети могут учиться;

- работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;

- являются частью большой стратегии по созданию инклюзивного общества;

- является динамичным процессом, который постоянно в развитии.

У этой формы образования много преимуществ:

- уверенность ребенка в себе;

- общение со сверстниками;

- воспитание отзывчивости и понимания у детей без инвалидности;

- адаптация и интеграция в общество;

- полноценное образование;

- понимание обществом проблем инвалидов.

Следует отметить, что данные особенности свойственны инклюзивному, а не интегративному образованию. Принципиальное отличие этих терминов заключается в том, что при интегративном образовании ребенок с особыми образовательными потребностями вынужден адаптироваться к требованиям обычного сада. При инклюзивном образовании система сама адаптируется к потребностям ребенка таким образом, чтобы отвечать нуждам и потребностям всех детей без исключения. Здесь принципиально отказываются от терминов «инвалид», «инвалидность».

У инклюзивного образования есть восемь основных принципов, которые, по сути, должны быть положены в основу любого обучения.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В нашем детском саду, как и в другом подобном учреждении, при введении инклюзивных форм образования детей возникнет ряд проблем:

- недостаток методической литературы для организации полноценного образовательного процесса для всех воспитанников;

- ограниченное количество кабинетов и оборудования для индивидуальной работы с обучающимися и родителями;

- необходимость расширять штатное расписание с целью увеличения количества узких специалистов;

- неготовность ряда педагогов изменять свой педагогический стиль под изменившиеся условия работы.

Таким образом, инклюзивное образование в России стоит только в начале развития, что потребует от педагогической общественности терпения и стремления к самообразованию.

Литература.

1.Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду. – Спб: Детство-пресс, 2009

2.Инклюзивная практика в дошкольном образовании\Под ред. Волосовец Т.В., Кутеповой Е.Н. – М.: Мозайка-Синтез, 2011.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить