Автор: Светлана Жукова.
Задачи |
Тема |
Методические приёмы |
Поддерживать в детях стремление узнать больше о насекомых. Подвести детей к пониманию и использованию в речи обобщающего слова «насекомые». |
Целевая прогулка по участку |
Задание детям: найти, какие насекомые живут на участке, как передвигаются, какой внешний вид, какие издают звуки. Уточнение высказываний детей. |
Формировать представление о том, что насекомые - живые организмы. Они имеют определенные признаки: дышат, питаются, растут, размножаются, двигаются. |
Насекомые - живые организмы |
Сравнение насекомых с ручкой (божья коровка) - Чем отличаются? - Что может делать насекомое? - Что ему надо для того, чтобы жить? Дидактическая игра «Назови, кто из насекомых прыгает, ползает, летает». |
Закрепить знания о потребностях насекомых (свет, тепло, вода, питание). |
Как насекомые проводят зиму, весну. |
Как насекомые готовятся к зиме. |
Дать знания об уникальности своеобразии каждого вида. |
В природе нет ничего лишнего |
Рассказ воспитателя: «В природе нет ничего лишнего. Для ее нормального существования нужны различные звенья (рассказ о комарах)». Пример логической цепочки: цветы – насекомые - птицы, личинки комара - рыбы - человек. Исчезновение комаров, других насекомых приведет к катастрофе на земном шаре. |
Подвести детей к осознанию связи между внешним видом, повадками, образом жизни и условиями существования. Показать, как насекомые защищаются от врагов. Воспитывать у детей познавательный интерес к насекомым. |
О приспособлении насекомых к жизни в разных условиях. |
Маскировочная окраска. Чтение сказки о жуках. Маскировка по внешнему виду - похожи на листья, сучки, кору. Запугивание - модель бабочки «павлиний глаз». Вопросы к детям: Почему кузнечик, гусеница, бабочка маскируются при помощи окраски? От кого они скрываются? (от птиц). Почему ярко окрашенные жуки не скрываются oт птиц? (предупредительная окраска) Чтение сказки «Приключения Фитюльки» |
Дать детям знания о том, что все насекомые начинают свою жизнь с яиц. Из яйца - личинки. Личинка бабочки - гусеница. Гусеница прожорлива. У бабочек, жуков, муравьев, ос, шмелей, мух из личинки - куколка. |
О размножении насекомых |
Чтение сказки «Три жизни божьей коровки». Чтение «Сколько ног у стрекозы». Рассматривание иллюстраций. |
Показать детям еще одну связь с окружающей средой - многие растения не могут жить без насекомых, а насекомые без растений. Насекомые переносят пыльцу с растения на растение, без этого не будет семян. |
Как насекомые дружат с цветами |
Наблюдение - кто прилетал к цветам? (питание, опыление). Как растения зазывают насекомых. Важен аромат цветов. Пример - липа. |
Ознакомить детей с особенностями внешнего вида насекомого. Показать характерные признаки, что отличает их друг oт друга и что объединяет. Показать, что особенности строения отдельных внешних органов связаны с условиями жизни насекомых, среды обитания. |
Знакомство с бабочкой. Сравнение бабочки и жука, бабочки и стрекозы. Знакомство с муравьем. Знакомство с кузнечиком. Знакомство с майским жуком, божьей коровкой. Знакомство с ящерицей. Как мы должны относиться к жукам. Жуки из Красной книги. |
Знакомство по схеме: живые организмы, внешний вид, потребности, чем похожи, чем отличаются, приспособление к среде обитания, кто как зимовал, сезонные изменения, о размножении, о дружбе с цветами, о питании, как надо относиться к насекомым? Правила поведения по отношению к насекомым. Дидактическая игра «Чудесное превращение». Словесная игра «Кто больше назовет насекомых», «Отгадай, какое насекомое я загадала». Решение логических задач. |
Литература
- «Зелёные страницы» А.А.Плешаков, 2012
- «Дети, взрослые и мир вокруг» Н.Ф.Виноградова, Куликова Т.А., 1993