Автор: Селезнева Галина, воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок» (Тамбовская область, г. Уварово)

Люби и знай природу родного края.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Всего несколько поэтических строк, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли, точный и емкий образ нынешней действительности.

Каким будет наш мир? - во многом зависит от нас, от тех основ, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, таков мир, который он создает вокруг себя. Для того, чтобы сохранить себя человек, несомненно, должен сохранить природу, но чтобы суметь это сделать, он должен развивать и улучшать себя, должен напитать душу и сердце красотой, добротой, бережным и терпимым отношением к окружающей нас Природе.

У всех стран земного шара появилась единая цель – не потерять, а умножить достижения культуры перед лицом экологических проблем. Почему же эти проблемы стали актуальными?

Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природы не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения.

Подготовить детей к разумной и счастливой жизни - трудная задача педагогов и родителей. Решать ее необходимо сегодня и сейчас, всеми доступными средствами, невзирая на политическую, финансовую и экономическую нестабильность и нужно стремимся идти в ногу со временем.

Вот уже в течение нескольких лет я работаю в детском саду над проблемой экологического воспитания детей. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появился интерес к жизни других обитателей нашей прекрасной «зеленой» планеты, сочувствие к заботам этих существ, готовность придти на помощь, если ребенок с детства в своем микроокружении лишен общения с миром природы. Трудно воспитать у детей бережное отношение к природным ресурсам, если они не видели, как создают из них полезные вещи и предметы, исправляют поломки, аккуратно убирают мусор и отходы. Малыши не только должны видеть это и присутствовать при такой деятельности, но и принимать в ней посильное участие, совместно со взрослыми.

Летом территория нашего детского сада, особенно красива, обилие ярких, душистых цветов привлекает внимание не только людей, но и насекомых. В этот удобный момент я рассказываю и наглядно показываю ребятам о жизни насекомых, об их пользе. При правильном руководстве наблюдением окружающего, ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо. Я считаю, что очень важно научить детей видеть ценить тихую прелесть крохотного полевого цветка, трудолюбивого муравья или паучка на лесной тропинке, слышать чарующие звуки природы - пение птиц, шелест листьев и трав, журчание воды…Научить детей видеть красивое - дело сложное. Только своим личным примером, я передаю малышам искреннюю любовь к природе, бережное отношение к ней. Во время прогулок, экскурсий, занятий, я прививаю детям навыки правильного поведения в природе. Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, непотушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить иско­ренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде я использую экологические ситуации.

Например, дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью. Очень важно донести это до сознания ребенка. Существует, к сожалению, мнение, что сбор даров природы, ловля животных способствует изученью природы, но это далеко не так. Мне могут возразить: «Так что же теперь, ребёнку нельзя даже сорвать цветок или веточку с дерева срезать?» Конечно, можно, если цель оправдывает действия. Если же ребёнку нужен цветок только лишь для того, чтобы вдохнуть его аромат или рассмотреть его поближе, то гораздо разумнее будет предложить ему наклониться над цветком или опуститься на землю рядом с ним - ведь в этом случае и увидеть, и почувствовать можно гораздо больше. Я учу детей выносить с прогулки не букетики цветов и сломанные веточки, а впечатления, мысли, чувства, открытия. Только тогда они могут прийти к пониманию самоценности жизни, кому бы она ни принадлежала.

Прививать детям любовь к природе родного края необходимо, не только в детском саду, но и дома. Поэтому, я веду тесное сотрудничество с родителями: проводим совместные экологические акции: «Покорми птиц зимой», «Лучший домик для скворца», праздники: «Золотая осень», «Праздник картошки», «Весна пришла». Консультирую родителей о проведении совместного отдыха с детьми, рекомендую игры, в которые можно поиграть на природе. Очень нужно, чтобы сами родители осознавали важность экологического воспитания для своего ребенка. Погружаясь в мир природы, впитывая его звуки, запахи, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. В нем развивается и крепнет бесценное свойство человеческой личности – наблюдательность. Все увиденное не оставляет его равнодушным, вызывает массу вопросов – «что?», «как?», «почему?». Но очень часто родители, чувствуя свою некомпетентность в том или ином вопросе, раздражаются, отмахиваются от «надоевших» вопросов ребенка и результат такого отношения не замедлит сказаться: не успев окрепнуть и развиться, интерес ребенка к природе угаснет. Задумайтесь! Не губите хорошие начинания в детской душе. Постарайтесь пополнить свои знания о природе и вместе с ребенком найдите ответы на возникшие вопросы. Роль семьи в экологическом воспитании детей, огромна. Поэтому, только совместные усилия всех взрослых: воспитателей, родителей, могут привить детям любовь к природе родного края, изменить отношение к ней.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить