Уровень инновационной деятельности | Наименования ОУ | Тема инновационной деятельности | Наличие программы | Срок реализации |
Муниципальный эксперимент | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко» | «Психолого-педагогические условия гармонизации детско-родительских отношений средствами физической культуры» | Программа утверждена решением муниципального экспертного совета от 15.09.2008г. Протокол №1 | Срок реализации 2008 – 2012 г. |
Актуальность.
В настоящее время профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений Федеральной целевой программы «Образование и здоровье» (2006- 2010).
Актуальность проблемы охраны здоровья детей возрастает с каждым годом. Уже в дошкольном возрасте 15-20%детей имеют хронические заболевания, а более 50% дошкольников- те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья; 30-40% детей имеют отклонения в опорно-двигательном аппарате, 20-25% - со стороны носоглотки; невротические отклонения отмечены у 30-40%, у 10-23% дошкольников - аллергические реакции, 10-25% дошкольников имеют отклонения в сердечно-сосудистой системе.
Воздействие неблагоприятных экологических факторов, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, неправильный образ жизни семьи, недостаточное содержание в пищевом рационе витаминов, патология беременности у матерей, злоупотребление алкоголем родителей, приводит к угнетению иммунобиологической реактивности организма и ухудшению состояния психического здоровья у дошкольников.
Социальная обусловленность здоровья ставит перед медицинскими работниками, педагогами дошкольного учреждения и родителями важные задачи:
формирование здорового образа жизни у дошкольников;
разработка инновационных оздоровительных технологий.
Решение этих задач определит уровень индивидуального и общественного здоровья, окажет положительное отношение к физической культуре.
Именно это послужило обоснованием темы инновационного проекта «Психолого-педагогические условия гармонизации детско- родительских отношений средствами физической культуры»
Объект исследования:
В эксперименте приняло участие 120 детей дошкольного возраста, весь педагогический коллектив и родители воспитанников.
Цель эксперимента:
Определение и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий гармонизации детско-родительских отношений средствами физической культуры. Внедрение и совершенствование здоровье сберегающих технологий.
Концептуальной основой деятельности МБДОУ «ЦРР – д/с «Солнышко» является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе. Таким образом, актуальным для нас является:
- целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий,
- координация деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления с учетом его здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития.
Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровье сберегающих технологий для нас является:
проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей;
исследований состояния здоровья детей;
диагностика физической подготовленности дошкольников;
анализ профессиональной компетенции воспитателей;
тематическая проверка состояния физкультурно-оздоровительной работы;
исследование среди родителей «Какое место занимает физкультура в вашей семье».
Анализ созданных условий в детском саду.
Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность МОУ по здоровьесбережению.
Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.
Выработка алгоритма деятельности.
Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения.
Гипотеза эксперимента:
Если воспитательно-образовательный процесс организуется с учетом формирования у детей и родителей культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья, то эффективность воспитательно-образовательного процесса окажется выше, чем при традиционной организации.
Предполагаемые результаты:
- усвоение детьми основ здорового образа жизни;
- повышение физического уровня, и как следствие психического и социального здоровья детей;
- введение оптимального режима дня в детском саду и дома;
- формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
- внедрение и совершенствование здоровье сберегающих технологий.
Возможности риска эксперимента:
Отсутствие желания детей и родителей участвовать в формировании здорового образа жизни.
Способы отслеживания результатов и предлагаемые формы их представления:
- мониторинговые исследования;
- педагогическая диагностика;
- тестовые задания.
Практическая новизна эксперимента:
Важно было создать условия для формирования и развития инновационных процессов. Была составлена программа «Управление инновационным процессом в МДОУ», в которой определены формы организации и содержание деятельности МДОУ.
- Работа с кадрами – формирование группы инновационного обеспечения и анализа хода реализации программы; обсуждение программы с участием по каждому разделу конкретных исполнителей; определение готовности необходимых документов.
- Педсовет – обсуждение порядка организации инновационной деятельности.
- Производственное совещание – распределение функциональных обязанностей между членами коллектива по реализации программы.
- Работа творческих групп – обсуждение основ планирования и методического обеспечения инновационной деятельности.
- Работа по самообразованию – изучение научно – педагогической литературы по проблеме инноваций. Изучение опыта нововведений.
- Работа с родителями – сообщение на родительских собраниях о содержании и значении эксперимента.
- Информационное обеспечение – информирование об объеме и степени готовности необходимых документов.
- Контроль, анализ и регулирование – организация индивидуальной работы со всеми участниками педагогического процесса.
Принимая решение о работе МДОУ в режиме эксперимента, мы в воспитательно-образовательном процессе и оздоровительной работе, направленные на физическое и психическое развитие ребенка, ценностное отношение его к своему здоровью, а так же к здоровому образу, создали следующие условия:
- расширили площади в группах для двигательной деятельности детей; оснастили физкультурный зал разнообразным спортивным оборудованием с учетом возрастных особенностей детей;
- установили тренажеры для работы с детьми вне занятий;
- дооборудовали кабинет физиотерапевтического лечения;
- установили лампу «Чижевского» для обогащения воздуха легкими аэроионами.
Для определения самой проблемы, мы рассмотрели причины её возникновения.
I причина – воздействие неблагоприятных экологических факторов;
II причина – неправильный образ жизни семьи.
К сожалению, есть семьи, где детей не учат в полном объёме как сохранить свое здоровье. Это и не удивительно. Сами взрослые не всегда понимают значимости здорового образа жизни, считают, раз ни чего не беспокоит, значит, я здоров. Тем самым являются негативным примером для ребёнка.
Установление благоприятных детско-родительских отношений помогает ребенку преодолеть выявленные проблемы, поэтому педагоги ищут эффективные и гуманные формы и методы приобщения родителей к взаимодействию с детьми, их понимания и поддержки в процессе переживания различных трудностей развития.
Все выше перечисленные причины по своей значимости являются составляющими элементами проблемы приобщения дошкольника к здоровому образу жизни детей. Любая проблема может быть решена при определенном ряде условий:
1. Четко спланированная воспитательно-оздоровительная работа (использование здоровьесберегающих технологий, мониторинг профилактической - оздоровительной работы, комплексная оценка уровня здоровья детей, предоставление возможностей для развития личности ребенка и формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье).
2. Привлечение семей воспитанников для решения проблемы формирования здорового образа жизни у детей (сотрудничество в вопросах воспитания, обучения и оздоровления, необходимо осознание родителями смысла здорового образа жизни).
Для реализации поставленных задач в условиях опытно - экспериментальной работы, коллективом МДОУ была принято решение работать по программам физического развития ребенка: Комплексная программа (базовый уровень); Программа «Истоки» (Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова, Л.А. Парамонова и др.); Региональная программа «Валдоня» (коллектив кафедры дошкольного воспитания МГПИ им. М.Е. Евсевьева); Программа «Старт» (Л.В. Яковлева, Р. Родина, Р.А. Юдина); Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (Авдеева Н.Н. Стеркина Р.Б.).
Программы, обеспечивающие коррекцию нарушения развития: «Программа обучение и воспитание детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. (Старшая группа); «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» Каше Г.А., Филичева Т.Б. (Подготовительная к школе группа).
Основными разделами оздоровительной работы в МДОУ является организация двигательной активности детей, реализация системы эффективного закаливания, применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.
На первом этапе эксперимента педагогический коллектив выделил основные три раздела:
Первый раздел - «Определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей». Комплекс объективных критериев здоровья определяемый медиками и педагогами:
Антропометрия;
Группа здоровья;
Физическое развитие.
Второй раздел - «Рациональная организация двигательной активности детей».
Эффективное оздоровительное влияние циклических упражнений на все физиологические системы и психические функции.
Третий раздел - «Комплекс психопрофилактических средств и методов, используемых в МДОУ»:
Выявление факторов, способствующих возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей;
Применение психолого-педагогических приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений, прежде всего у гиперактивных детей;
Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке для детей;
Создание благоприятного психологического климата в МДОУ и по возможности в семье.
Хочется отметить, что перед началом эксперимента нам предстояло изучить внутренние резервы каждого участника. И поэтому первым шагом в работе являлось анкетирование, проведенное среди воспитателей и родителей МДОУ, опрос среди воспитанников. Мы решили выявить заинтересованность всех сторон в данном направлении.
Для определения результативности проводимой работы, педагогам предложили заполнить тест «Ваш творческий потенциал». Участвовало 19 педагогов.
Анализ обработки анкет, показал осознанность педагогами опытно-экспериментальной работы и готовность попробовать что-то новое. Педагоги обладают качествами, которые позволяют творить.
Анкетирование родителей, также подтвердило наше предположение о необходимости вести работу по созданию оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников.
Родители в свою очередь ожидают от детского учреждения оздоровления детей, но многие мало времени уделяют вопросам оздоровления дома.
Для успешного осуществления дальнейшей работы в условиях экспериментальной площадки, старший воспитатель, руководитель ФИЗО, психолог провели для педагогов консультации на темы: «Двигательная активность на прогулке в зимний период», «Роль наглядной информации для родителей в сотрудничестве детского сада», «Социальное партнерство семьи и детского сада», «Кодекс общения», «Работа по физической культуре внутри детского сада и в семье», «Организация родителями отдыха детей».
Для информации родителей по вопросам здорового образа жизни во всех группах оформлены уголки под названием «Здоровый ребенок», «Доктор Айболит», «Здравик». Проведена консультация на тему: «Детская агрессивность». На общем родительском собрании детского сада обсуждали вопрос о начале эксперимента в МДОУ. В группах проведены собрания с родителями на темы: «Режим дня в детском саду и дома», «Семья на пороге школьной жизни ребенка», «Игра в жизни вашего ребенка».
Поиск новых форм методической работы с педагогическим коллективом привел к тому, что в практике нашего дошкольного учреждения стали широко использоваться профессиональные объединения медицинского персонала, малые творческие группы, куда входят специалисты нашего учреждения.
Каждый специалист выполняет ряд профессиональных функции, одна из которых - контроль за развитием ребенка (психолог наблюдает за психическим развитием детей; инструктор ФИЗО, врач, старшая медсестра - за здоровьем детей и их физическим развитием; логопед- работает над правильной постановкой звуков).
Хотелось бы отметить, что работа в режиме эксперимента, явилась стимулятором творчества деятельности педагогов.
- В 2008 году МДОУ участвовало в республиканском конкурсе «Самый здоровый детский сад» и был награжден дипломом 3 степени и подарком в виде спортивного инвентаря.
- В 2008 году в муниципальном конкурсе «Зеленый огонек» МДОУ заняло 3 место среди детских садов города.
- В 2008 году в республиканском конкурсе «Зеленый огонек» МДОУ заняло 2 место.
- В 2011 году в республиканском конкурсе «Детские сады – детям» заняли 2 место.
Таким образом, результаты эксперимента позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по разработке и внедрению новых подходов и принципов построения физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы в детском саду с приоритетным оздоровительным направлением.
Трудности, возникшие в ходе проведения экспериментальной деятельности:
- воздействие неблагоприятных экологических факторов (причина не зависящая от нас);
- не все родители, дети которых посещают наше МДОУ, осознают необходимость проведения работы направленной на формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Именно по этому мы хотим продолжить работу в условиях экспериментальной деятельности, которая будет направлена на психолого-педагогические условия гармонизации детско-родительских отношений средствами физической культуры. Основной акцент в данной работе будет ставиться на взаимодействие с семьями воспитанников для реализации поставленных задач.
Автор: руководитель экспериментальной площадки, старший воспитатель Сотскова Н. И. (МБДОУ «ЦРР – д/с «Солнышко», г. Ковылкино, Республика Мордовия).