Сегодня в дошкольной науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающую систему», что определяет усилия взрослых не на обучение определенным знаниям, умениям и навыкам, а направляет их на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и является технология проектирования.

Проектирование, как одна их технологий обучения, это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни без специально провозглашенной диагностической задачи со стороны организаторов. Выбирая работу в режиме проектирования, педагог должен уметь видеть в ребенке не объект, а субъект воспитания и обучения. Ребенок постепенно приобретает умение определять наиболее значимые для себя виды деятельности и реализовывать их во взаимодействии с другими людьми. Он способен рассматривать несколько вариантов действия и выбирать наиболее лучший.

Технология проектирования требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности, а также большого педагогического мастерства.

Проектирование требует индивидуальных решений и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умений выстраивать из частей целое.

Таким образом, проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей, и взрослых).

Организуя работу с детьми над различными проектами, я могу отметить, что коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослым, способствует улучшению микроклимата в группе. Кроме того чем активнее включаются родители в работу над тем или иным проектом, тем увереннее их дети чувствуют себя в коллективе, повышается их самооценка.

Вот какую работу мы провели с детьми, в проекте, с которым выступили на конкурсе творческих и исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я - исследователь» в феврале 2010 года.

Работа с бумагой: выявление ее свойств, некоторых достоверных сведений из истории бумаги и бумажного производства - вот тот объем умений и знаний, который включает наш проект «Волшебный мир бумаги». Почему «волшебный»? Потому что ребенок для выявления свойств бумаги проделывает поистине чудесные превращения, открывает завесу истории, мастерит интересные вещи.

Цель:

1. Выяснить, какие материалы использовали наши предки для письма.

2. Узнать, правда ли что бумага «растет»? Как делают бумагу?

3. Составить схемы проведения опытов с использованием разных видов бумаг.

Задачи:

На примере имитации папируса понять технологию изготовления древней бумаги, составить технологическую схему.

Выявить связь между деревом и бумагой, схематично изобразить процесс изготовления бумаги.

Научиться самостоятельно, проводить опыты с бумагой, используя ее свойства: намокая расправляться, различная плотность бумаги, уменьшение площади бумажного листа влияет на ее силу.

Педагог обращает внимание детей на то, что после самостоятельного рисования на столе остается много использованной бумаги. Предлагает детям не выбрасывать ее, а складывать в коробочку и «приоткрыть маленькую дверцу» в ее «волшебный мир». А почему он «волшебный» дети узнают, когда поближе с ней познакомятся.

- Ведь было время, когда бумаги не было. Как вы думаете, на чем же люди писали, или рисовали?

- На стенах пещер рисовали, как они охотились. Я такую передачу по телевизору видел, - сказал Максим.

- На глиняных дощечках писали. Помните, мы еще пробовали так же на пластилиновых писать, - вспомнила Даша.

- Удобно ли было переносить такие дощечки и хранить их?

- Они очень хрупкие: легко ломались, разбивались, крупные были тяжелые, их неудобно было переносить.

- Интересно, что же тогда придумали люди, чтобы было легче и удобней?

- Можем ли сами догадаться? Как можем узнать? - педагог показывает карточки-схемы.

Используя информацию из детской энциклопедии, воспитатель рассказывает детям об использовании в древнем Египте болотного растения папирус. Дети пробуют получить бумагу, так же как и в древнем Египте, используя имитацию стеблей папируса (из бумаги), рисуют технологическую карту. Воспитатель заинтересовывает детей и в дальнейшем сборе информации. Максим рассказал о китайце Цань-Лунь, который и придумал процесс изготовления бумаги из внутренней части тутового дерева.

О современном изготовлении бумаги детям рассказал папа Насти К.. Он принес интересные фотографии станков, на которых ее делают. Детей больше всего удивило то, что бумагу делают из дерева, и поразило огромное количество выпускаемой бумаги. Сколько же нужно вырубить деревьев, что бы бумаги хватило на всех? Но наука не стоит на месте и для охраны лесов ученые придумали использовать синтетические материалы, макулатуру, хлопчатобумажную ткань. Результатом этого исследования стало стихотворение- физкультминутка, сочиненное детьми, совместно с воспитателем:

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги

Для журнала, книги и тетради.

(Дети выполняют имитационные движения.)

Увлекшись этой темой, мы собрали небольшую коллекцию разного вида бумаг. Мы старались подбирать разные по фактуре экземпляры. Один кусочек мы наклеили на фриз, а другой такой же положили в коробку, сшили повязку на глаза. Получилась игра «Найди на ощупь».

волшебный мир бумаги

Воспитательница младшей группы обратилась к детям за помощью сделать бумажные кораблики, но такие, чтобы малыши могли как можно дольше ими играть. Отобрали бумажные листы из коллекции и провели опыт «Вся ли бумага намокает одинаково быстро?». В результате дети сделали малышам прочные и яркие кораблики из плотной журнальной бумаги. Затем были опыты: «Бумажные цветы», «Лист-силач», «Мостик». Детям понравилось экспериментировать с бумагой, многие показывали фокусы-опыты дома, друзьям.

Я листок бумажный,

Маленький, отважный,

Ты рисуй на мне, пиши.

Другу фокус покажи.

***

волшебный мир бумаги

Если я в воде намокну,

То расправлюсь ровно,

Будто в озере кувшинки

Расцвели на зорьке.

***

волшебный мир бумаги

Хоть не сильный я сейчас,

Но сложи гармошкой,

И смогу я выдержать

И собаку с кошкой.

***

волшебный мир бумаги

И мостом я через пропасть

Лечь сейчас сумею,

Только ты сложи меня

и Камаз проедет.

Во время рефлексии дети отметили, что им нравиться: узнавать новое и интересное, экспериментировать, помогать другим, делиться своими знаниями и умениями.

Работа в проекте сплотила ребят, ведь они были заняты общим делом, и результат ее виден на стендах и фризах, их стихотворные строчки декламирует весь детский сад, родители гордятся ими.

Библиография.

1. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых //Развитие личности. 2000.№1.С.24-36.

2. Иванова А.И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера,2007.

3. Евдокимова Е.С.Технология проектирования в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.

 

Автор: воспитатель I квалификационной категории Оксана Алексеевна Павлюк (МДОУ д/с №52, г. Белгород).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить