Автор: Хамидуллина Ирина Александровна, воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21» (г. Бугуруслан).
Изготовление поделки - это не только выполнение определённых движений. Это работа над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Не имея специальной художественной подготовки, дети могут освоить простые сувенирные изделия и пластические композиции, предварительно потренировавшись на готовых выкройках и схемах.
Ручной труд открывает большие возможности для формирования творчества детей, для их всестороннего развития.
Понятие ручного труда подразумевает под собой процесс детского творчества, в котором создается нечто новое для самого ребенка.
Основной особенностью ручного труда является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определенной логике.
В младших группах в ручном труде определяющим элементом является сюжет творческой игры и в его рамках решаются конструктивные задачи.
А уже в среднем дошкольном возрасте конструктивные задачи выходят на передний план, и игра развертывается по мере завершения постройки.
Поделки из бумаги в старшем дошкольном возрасте могут изготавливаться сообща и использоваться в дальнейшем при организации развивающей среды на группах. Например, дети могут смастерить бумажные куклы для театрализованного представления.
Таким образом, в педагогическом руководстве конструктивной деятельности из бумаги лежит понимание возрастных особенностей ребят.
При конструировании с малышами педагог должен тесно связывать процесс изготовления поделок с игрой.
В работе с детьми пятого года жизни элементы игры или обыгрывания также присутствуют, но возникают уже после создания поделки.
А для того, чтобы не способствовать развитию потребительского отношения старших дошкольников к развивающей среде изготовленной руками взрослых, нужно создавать проблемные ситуации для детей, при решении которых они бы изготавливали поделки из бумаги. Затем детские работы можно применять в оформлении предметной среды на группе.
Для того, чтобы обучать детей конструированию из бумаги мы сами должны обладать определенным объемом навыков и умений работы с бумагой.