Авторы: Николаенко Елена Владимировна, Алексеенко Ирина Александровна, воспитатели МДОУ детский сад комбинированного вида № 2 (г. Алексеевка, Белгородская область).
Занятие первое «Здравствуйте, я хомячок!»
Цель: вызвать эмоционально положительное отношение к хомяку и желание наблюдать за ним.
Ход наблюдения:
Воспитатель: Посмотрите, кто это?
– Хомяк большой или маленький? Это взрослое животное или детеныш?
– Какого цвета хомяк? Чем покрыто его тело? Какая у него шерстка? Погладьте его.
– Похож ли хомяк на мышонка? Чем похож? Чем отличается?
– Назовем его Пик, как и мышонка, о котором мы читали у Виталия Бианки. Согласны?
– Что хомяк делает? Как он себя ведет? Боится ли он нас?
– Куда он лезет? Что ему помогает?
– Посмотрите и запомните, где Пик. Закройте глаза, а теперь откройте. Где он сейчас? Что делает?
– Хомяк спокойное животное или подвижное? Легко ли его поймать?
Задание для самостоятельного наблюдения. Хомяк очень интересное и забавное животное. Понаблюдайте за ним. Если увидите что-то интересное в его поведении, расскажите всем нам.
Занятие второе «Устроим хороший дом для хомячка»
Цели:
1. Показать, что хорошие условия для хомячка, чтобы он комфортно себя чувствовал и не болел – это просторная клетка (или аквариум), подстилка из песка или опилок, домик или норка, где хомяк устроит гнездо, лесенка, колесо для бега, приспособление для туалета.
2. Учить оказывать помощь в оборудовании домика для зверька.
Ход наблюдения:
Воспитатель: Посмотрите, где живет Пик?
– В каком домике ему удобнее жить: в просторном или тесном?
– Что на дне домика? А песок чистый? Что надо сделать, чтобы он был чистым? Света, помоги мне собрать песок из клетки и просеять его.
– Зачем вообще в клетке нужен песок?
– Где Пик устроил себе гнездо? Верно, в домике. Этот домик как норка. В нем он любит прятаться и спать. Здесь же складывает свои запасы.
– Что еще есть в клетке хомяка? Пользуется ли он лестницей?
– А что это за баночка? Правильно, туалет. Хомяк – очень чистоплотное животное, и мы должны помогать ему, поддерживать чистоту.
– Хорошо ли жить Пику в его домике, если созданы все условия для того, чтобы он ни в чем не нуждался?
– Чтобы Пик не скучал, поставим в домик колесо и посмотрим, что он с ним будет делать.
Занятие третье «Хорошо ли хомяку в новых условиях?»
Цели:
1. Учить замечать, как хомяк ведет себя в новой обстановке (воспитатель заранее переносит хомяка в новый «домик»), какие совершает действия, правильно оценивать их.
2. Учить определять самочувствие хомяка.
3. Учить делать выводы, отвечая на вопросы: «Чего не хватает?» и «Что можно улучшить?».
Ход наблюдения:
Воспитатель: Где живет Пик?
– Чем является клетка для хомяка?
– Хороший ли у него домик? Как можно это определить? (Понаблюдать за его поведением.)
– Давайте понаблюдаем за хомяком. Что он делает? Чем занят? (Ходит вокруг стенок, обнюхивает, шевелит носиком и усиками. Все осматривает, везде лазает. Знакомится с обстановкой. Все выяснил, ему нечего опасаться. Ему не страшно.)
– Что вы видите на дне клетки? Зачем мы туда насыпали песок?
– Что за баночка в клетке хомяка? (Туалет.)
– Можно ли назвать зверька чистоплотным?
– Чем для него является домик? (Норкой.)
– Для чего норка хомяку? кто еще живет там же, где и Пик, то есть в норке? (Мышонок.)
– Что делает Пик в норке?
– Как играет с колесом?
– Не боится ли Пик? Не болеет ли он? Как это определить?
– Когда чаще можно увидеть хомячка, днем или вечером? С чем это связано?
В конце наблюдения можно предложить детям нарисовать Пика в его домике.
Занятие четвертое «Что и как ест хомяк?»
Цель: выяснить, что и как ест хомяк, и какую еду предпочитает.
До наблюдения хомяка не кормить.
Ход наблюдения:
Воспитатель: Хочу загадать вам загадку.
Серый зверек,
В группе живет.
Дружит с ребятами,
Морковку и зерно грызет.
– Ребята, как зовут нашего хомяка?
– Что он делает? Как думаете, что он ищет? (Еду.) Да, мы его еще не кормили, и он проголодался.
– Что мы можем ему предложить? Чем угостить?
– Давайте дадим ему хлеба. Саша, положи в домик Пика хлеб. Он его ест?
– Давайте дадим Пику овса. Будет ли он его кушать? Как он себя ведет? Куда он его носит? Зачем? (Делает запасы.)
– Угостим его морковкой. Пришлась она ему по вкусу? Как он ест морковку? Что он с ней делает? Какие у него зубы?
– Как вы думаете, что больше всего ему понравилось из корма? Почему?
В конце наблюдения дать задание понаблюдать за тем, какой корм Пик любит больше всего.
Занятие пятое «Как хомяк делает запасы?»
Цель: показать, что у хомяка есть защечные мешки, в которых он может переносить еду в свое гнездо, то есть запасать ее.
Ход наблюдения:
Воспитатель: Что больше всего из еды любит Пик?
– Давайте проверим. Света, положи ему на блюдечко разный корм. Что он делает? Какой корм взял первым? Любит ли он его?
– Что делает теперь? (Набирает корм.)
– Посмотрите, что с ним происходит? (Он, как шарик, надувается.)
– Куда он пошел? Каким он вернулся из домика? (Похудевшим.)
– Чем Пик занялся снова? Каким он опять стал?
– Как вы думаете, что делает хомяк в домике? (Оставляет корм, делает запасы.)
– Что ему помогает переносить корм? (Защечные мешки.)
– На что они похожи? А в чем мы переносим продукты? (В сумке.)
– Запасливый ли хомяк?
– Кто еще, как и хомяк, делает запасы? (Мыши.)
– Какие у него зубы? Верно, острые. Ему обязательно надо давать веточки деревьев, чтобы он мог точить зубы.
В конце наблюдения предложите детям положить веточку в клетку хомяка.
Занятие шестое «Хомяк – чистоплотный зверек»
Цель: учить замечать, как Пик ухаживает за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно пользуется туалетом, какие при этом совершает действия.
Ход наблюдения:
Воспитатель: Давайте угостим Пика.
– Расскажите, как он ест? (Аккуратно.)
– Вот Пик и поел, давайте посмотрим, что он стал делать? (Умываться.) Покажите как он умывается.
– А как он чистит свою шерстку?
– Погладьте хомяка. Какая у него шерсть? (Белая, мягкая, короткая.)
– А что это за баночка? (Туалет.)
– Пользуется ли ей Пик? Кто видел? Аккуратно ли он пользуется туалетом?
– Каким одним словом можно назвать Пика, который следит за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно ходит в туалет? (Чистоплотный.)
– Хорошо ли он себя чувствует? (Пик весел, подвижен, шерстка гладкая, блестит.)
Предложите детям нарисовать, как хомяк ухаживает за собой.
Занятие седьмое «Как хомяк отдыхает?»
Цели:
- выяснить режим отдыха и бодрствования зверька в течение дня;
- наблюдать, в каком месте он отдыхает, а в каком – бодрствует.
Ход наблюдения:
Воспитатель: В какое время суток мы чаще всего видим Пика?
– Как он себя ведет? Что делает?
Вывод: Днем хомяк больше спит, более активным он становится к вечеру, а вот ночью – бодрствует. Значит, хомяк ведет ночной образ жизни.
Занятие восьмое «Чем хомяк отличается от мышонка?»
Цель: закрепить представления о внешнем облике зверька. У хомяка туловище круглое, толстенькое, голова большая, шеи почти нет, на голове небольшие уши, глазки, как бусинки, подвижный нос, вокруг растут усики. Лапки короткие, пальчики маленькие с острыми когтями. Тело покрыто мягкой пушистой шерстью рыжеватого цвета. Хомяк отличается от мышонка (и от других животных) тем, что не имеет хвоста.
Ход наблюдения:
Воспитатель: Где живет наш Пик? Расскажите, какой он. Какая у него шерстка? Погладьте его.
– Что он сейчас делает? Что ему помогает бегать? Какие лапки у хомяка?
– Что вы видите на его лапках?
– Что помогает ему бегать, не наталкиваться на предметы? Какие у него глаза?
– Что сейчас делает хомяк? (Обнюхивает все.) С помощью чего он это делает? Какой у него нос?
– Что еще помогает ему узнать об опасности? Какие у него уши? Как он прислушивается? В каком положении при этом у него уши? Все тело?
– А есть ли у него шея?
– На кого похож Пик?
– Чем он отличается от мышонка? У каких животных тоже нет хвоста, как и у Пика?
Занятие девятое «Как передвигается хомяк?»
Цель: уточнить способы перемещения хомяка. Зверек ходит, бегает, спрыгивает, ловко бегает в колесе, может лазить. Бегает не очень быстро, потому что ноги у него короткие. Молодой хомяк много двигается, взрослый больше спит (особенно днем).
Ход наблюдения:
Воспитатель: Что делает Пик? (Бегает по клетке.)
– Посмотрите на его лапы, какие они у него, длинные или короткие? Как вы думаете, на каких лапках удобнее и быстрее бегать, на коротких или длинных?
– Что у хомяка на лапках? (Коготки.) Какие они? (Загнутые.) Что они позволяют хомяку делать? (Хорошо лазить, крепко держаться за перекладины клетки.)
– Кто из вас больше назовет движений, которые совершает хомяк? (Ходит, бегает, лазит, спрыгивает, бегает в колесе.)
– Можно ли назвать хомяка юрким, подвижным зверьком?
– Наш Пик взрослый или молодой хомяк?
– Как ведут себя молодые зверьки? А маленькие дети? (Много двигаются, играют.)
– А как ведут себя взрослые хомяки? (Больше спят.) А наш хомяк?
Предложите детям понаблюдать за поведением зверька и составить рассказ «Наш забавный хомячок».
Занятие десятое «Когда хомячка трудно заметить?»
Цели:
1. Уточнить представления о маскировочной окраске хомячка.
2. Развивать наблюдательность, умение отражать в речи причинно-следственные связи.
Организация места наблюдения: на дно клетки насыпать песок, с боков клетки прикрепить листы бумаги (красной, белой, коричневой).
Ход наблюдения:
Дети наблюдают и отмечают, когда хомяк хорошо заметен, а когда – не очень.
Воспитатель: Посмотрите, что делает хомячок?
– Хорошо ли мы его видим?
– Давайте посмотрим, когда Пик будет незаметен, на каком фоне? Какая бумага по цвету ближе к окраске хомяка? Вот Пик стоит на белом фоне. Хорошо ли мы его видим?
– Вот он подошел к другой стенке и стоит на красном фоне. Как мы его видим?
– На каком же фоне Пик незаметен? Почему?
– Скажите, как называется окраска, которая делает зверька незаметным? (Маскировочная.)
– А когда зверек незаметен: когда он неподвижен или когда бегает по клетке? Давайте посмотрим.
– Закройте глаза, теперь откройте. Видите Пика? Где он находится? Что делает
– Песок на дне тоже помогает хомячку, делает его малозаметным. На воле хомяки живут в песках.
Предложите зарисовать хомячка и то, что ему помогает стать невидимым.