Авторы: Евстифорова Светлана Алексеевна, Ковалева Ирина Гавриловна, Попова Валентина Фёдоровна, воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №256» (г. Новокузнецк)
За последнее время резко увеличился поток детей в детские сады именно за счет малышей. Большинство молодых мам и пап работают и учатся одновременно. Женщина занята еще и обустройством быта, домашними делами. В результате она выполняет двойную нагрузку. На воспитание ребенка у работающей женщины времени почти не остается. В связи с этим стала острее потребность в дошкольных учреждениях для детей раннего возраста.
Вопросы воспитания детей раннего возраста – это, прежде всего, вопросы молодой семьи. Практика показала, что большинство родителей не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о закономерностях его психического развития, не владеют даже самыми элементарными знаниями в области воспитания и обучения своих малышей.
Названная проблема потребовала от нас разработки новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых являлось бы повышение педагогической культуры молодых родителей. Для этого в ДОУ организовали семейный клуб, где родители и педагоги детского сада могут обмениваться опытом и мнениями.
Предполагается, что семейный клуб поможет решить следующие задачи:
1. Преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ.
2. Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста.
3. Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания.
4. Осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней обстановки в ДОУ.
5. Сплотить родительский коллектив.
6. Установить доверительные отношения между семьей и ДОУ.
Первые занятия посещало всего несколько человек (в основном мамы), затем постепенно к кругу детских проблем присоединились некоторые отцы. И уже через несколько месяцев у клуба появились постоянные посетители, которые приходили на занятия семейными парами.
Незаметно для себя родители преодолели барьер недоверия к детскому саду, стали более активно обмениваться мнениями, делиться опытом, принимать активное участие в жизни детского сада. Работа клуба заложила прочный фундамент сотрудничества нашего детского сада и семьи.
Программа школы «Молодая семья» состоит из десяти встреч, цель которых дать участникам первичное представление об особенностях развития и воспитания детей раннего возраста. Каждая встреча посвящена работе над определенной проблемой.
Основная форма проведения встреч – практическая работа (дискуссии, разыгрывание ролевых ситуаций, игровые упражнения), во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми. Причем практической работе обязательно предшествует ознакомление с теоретическим материалом.
Также возможно получение «домашнего задания»: вести дневник своих ощущений, продумать свою позицию или поведение по какому-либо вопросу, проанализировать свою жизненную ситуацию подобную предложенной.
Итогом работы школы «Молодая семья» стало формирование у родителей определенных моделей поведения с ребенком, повышение родительского уровня педагогических знаний и умений, активизация позитивного мышления, помогающего им избегать или преодолевать трудности в воспитании детей.
Фото: Будни школы «Молодая семья». Занятие по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста».