Автор: Кузьменко Оксана Петровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №14 «Василёк» (г. Рубцовск).
Образовательная область: Художественное творчество.
Цель: Обучение детей аппликационным способам изображения птиц.
Программные задачи:
Образовательные:
Познание:
- уточнять и расширять знания детей о перелётных и зимующих птицах, их внешнем виде и частях тела.
Художественное творчество:
- учить детей изображать снегиря, наклеивая частично одну деталь на другую;
-совершенствовать навыки вырезания овала из прямоугольника и круга из квадрата способом закругления углов.
Коррекционно-развивающие:
Познание:
- развивать конкретно-образное мышление и зрительное восприятие в процессе анализа предмета, выделения его составных частей, их сравнения;
- закреплять пространственную ориентировку (умение ориентироваться на плоскости листа);
- совершенствовать умение работать по схеме.
Художественное творчество:
- учить координировать свои действия в соответствии с требованиями изобразительной задачи.
Социализация:
- повышать мотивацию изобразительной деятельности, через осознание её нравственной значимости.
Здоровье:
- совершенствовать общую и мелкую моторику.
Речевые:
Коммуникация:
- активизировать в речи детей прилагательные (красногрудый, длинноногий, пестрокрылый, белогрудый, чернокрылый);
- упражнять в употреблении приставочных глаголов совершенного и несовершенного вида;
- учить отвечать на вопросы полными предложениями;
- развивать связную речь, через планирование последовательности выполнения работы и в процессе сопоставления готовой работы с образцом;
- побуждать к словесному обозначению выполняемых действий и их результата.
Воспитательные:
Социализация:
- воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца;
- вызывать сочувствие к игровым персонажам, желание помогать им.
Лексический материал:
Вырезать, наклеивать, слева, справа, вверху, внизу.
Красногрудый, длинноногий, пёстрокрылый, белогрудый, чернокрылый.
Предварительная работа:
- чтение стихотворений о птицах;
- загадывание загадок;
- чтение стихотворения А.Барто «Снегирь»;
- рассматривание тематического альбома «Птицы», уточнение названий;
- выделение особенностей строения и внешнего вида;
- дидактические игры «Поможем птицам разобраться», «Узнай по описанию»;
- наблюдение за птицами, прилетающими на участок;
- лепка снегиря;
- разучивание физминутки «Прилетели птички»;
- оформление листов-панно для аппликаций;
- заготовка деталей хвоста и крыла;
- объяснение смысла пословиц и фразеологического оборота «нос повесил».
Оборудование: плакат с изображением рябины, плоскостные изображения птиц, кармашки-клетки, конверт с письмом, образец, схема-опора, части тела снегиря для выкладывания, лист-панно серо-голубого цвета с веткой рябины (на каждого ребёнка), принадлежности для выполнения аппликации (кисти, ножницы, клеёнки, салфетки, подставки для кистей, клей), магнитофон.
Методы и приёмы: показ образца, обследование предмета, показ приёмов изображения, словесное объяснение, рассказывание по цепочке, анализ работ, сличение работы с образцом, комментирование действий, сравнение, вопросы к детям, договаривание предложений.
Действия детей | Действия педагога | Примечани |
1.Организационный момент: | ||
Дети стоят в кругу. Дети вспоминают и договаривают пословицы. |
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости в Царство птиц. А чтобы попасть туда, надо вспомнить, как заканчиваются пословицы. - Всякая птица… - У каждой пташки… - Журавль прилетел… - Соловей берёт пением… - Сколько кукушка не кукуй… - Воробьи под кровлю… |
Мотивация детей на участие в процессе обучения |
2.Вступительная беседа: | ||
Дети садятся на ковёр в удобных позах. Дети проявляют интерес к создавшейся ситуации, высказывают свои предположения, отвечают на вопросы воспитателя. |
Взрослый предлагает ребятам присесть. - Вот мы с вами и оказались в Царстве птиц. Но что произошло? Почему все птицы в клетках? Звучит голос: - Ой,ой,ой. Ой,ой,ой. К нам пришёл волшебник злой. Он руками замахал И всех птиц заколдовал. Вы письмо скорей прочтите, Бедным птицам помогите. - Теперь всё понятно. Птиц заколдовал злой волшебник. Надо скорее прочитать письмо и помочь птицам. Чтение письма: - Чтобы победить злого волшебника и спасти птиц, надо определить о каких птицах можно сказать эти слова: длинноногий, чернокрылый, белогрудая, пестрокрылый, красногрудый. - О ком можно сказать длинноногий? (длинноногий журавль) - О ком можно сказать красногрудый? (красногрудый снегирь) и т.д. - Молодцы, ребята. Вы справились с заданием и освободили птиц. - Улетели перелётные птицы в тёплые края, и остался снегирь один, и совсем загрустил. - А как говорят о человеке, которому грустно? (нос повесил). - Вот и снегирь свой клюв повесил. |
Звучит музыка - голоса птиц. Закрепление знаний детей о внешних особенностях птиц, активизация в речи прилагательных. |
3.Основная часть а) Сообщение темы |
||
Дети предлагают варианты решения проблемы. |
- Что мы можем сделать, чтобы поднять ему настроение? - Очень хорошая идея - найти нашему снегирю друзей. Сегодня я предлагаю вам сделать аппликацию «Снегирь на веткерябины». |
Определение темы и цели деятельности |
б) Показ и анализ образца (см. Приложение 1) |
||
Дети садятся на стулья. Дети называют части тела птицы, их цвет, форму, взаимное расположение, соотношение по размеру. |
Воспитатель приглашает детей пройти за столы. - Посмотрите на снегиря. Где мы можем увидеть эту птицу? - Назовите части тела птицы. - Давайте посчитаем их. - Какая по форме голова птицы? - Какое по форме туловище снегиря? - Какой формы глаз? - Какой по форме клюв? - Какого цвета бумага нам понадобится для работы? - Какие части тела у снегиря чёрного цвета? - Какое по цвету туловище у снегиря? - Если быть точными, то у снегиря красная только грудка. - Где на листе расположен снегирь? - Как расположено туловище птицы? - Где расположена голова? - Где расположен хвост? - Где находится крыло? - Где расположены лапки? -Где на голове нашего снегиря находится глаз? - Где расположен клюв? - В какую сторону смотрит снегирь? - Сравните голову и туловище. Что больше? - Сравните туловище и хвост, что длиннее? |
Уточнение особенностей внешнего вида снегиря. |
в) Составление последовательности выполнения работы | ||
Дети, под руководством педагога, планируют свою работу, опираясь на схемы – опоры. (см. Приложение 2) |
- Посмотрите на первую схему и скажите, с чего начнём нашу работу. - Сначала из красного прямоугольника, закругляя углы, вырежем овал. Это будет туловище птицы. - Что будем делать потом? - Потом из чёрного квадрата, закругляя углы, вырежем круг. Это будет голова снегиря. - Посмотрите на следующую схему. Что будем делать дальше? - Надо разложить все детали на картоне. - Расскажите о следующем шаге. - Теперь будем наклеивать детали: сначала туловище, затем голову, после хвост и крыло. (По аналогии разбирается вся схема) |
Развитие связной речь, через планирование последовательности выполнения работы и в процессе сопоставления готовой работы с образцом. |
г) Физминутка | ||
Дети встают в круг, выполняют движения, проговаривая стихотворение: руки скрещены, повернуть ладонями к себе, большие пальцы соединены друг с другом; ладони имитируют взмахи крыльев; присесть на корточки, руки за спину; пальцами постучать по полу; покружиться на месте; наклоны головы вверх-вниз; руки на пояс, движения локтями; повороты головы вправо-влево; бегут на стульчики. |
-Покружились, покружились И все в птиц мы превратились. Ну-ка, птички полетели, Полетели и присели, Поклевали зёрнышки, Поиграли в полюшке, Водичку попили, Пёрышки помыли, В стороны посмотрели И на место улетели. |
Снижение физической усталости, морального напряжения. Развитие общей и мелкой моторики. |
д) Повторение последовательности выполнения работы | ||
Дети по схеме восстанавливают последовательность выполнения работы. Ребёнок выходит к доске и выкладывает детали. |
- Давайте ещё раз, по цепочке, повторим в какой последовательности, мы будем выполнять задание. Вырезать из красного прямоугольника овал. Это будет туловище. Вырезать из чёрного квадрата круг. Это будет голова. Разложить все детали на картоне. - Мы уже говорили, что наш снегирь смотрит в левую сторону. Когда вы будете наклеивать детали, то можно расположить их так, чтобы птица смотрела вправо. - Выложи детали так, чтобы снегирь смотрел вправо. - Что будем делать дальше? Сначала надо наклеить туловище. Потом наклеить голову. Затем будем клеить хвост. Потом приклеить крыло. Дорисовать лапы, клюв, глаза. - Те, кто быстро справится с заданием, могут нарисовать на ветках ягоды рябины и падающий снег. |
Развитие планирующей функции речи. |
е) Самостоятельная деятельность детей | ||
Самостоятельная продуктивная деятельность детей. В процессе работы дети комментируют выполняемые действия, задают вопросы педагогу или друг другу. |
В ходе самостоятельной работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь. С помощью инструкций и побуждающих вопросов регулирует деятельность детей, учит давать словесный отчёт о своих действиях. Например: - Что надо наклеить сначала? - Что ещё надо обвести? - Что ты уже вырезал? - Что ты рисуешь? |
Развитие регулирующей функции речи и изобразительных навыков. |
з) Анализ детских работ | ||
Дети рассматривают работы друг друга, сопоставляют их с образцом. Ребята отмечают работы, которые им понравились,свой выбор аргументируют. Дети хлопают в ладоши. Чтение стихотворения о снегире. |
- Посмотрите на всех птиц. - Какие красивые снегири у нас получились. Я хотела бы рассказать об этой птице. (Воспитатель анализирует одну из работ) - Этот снегирь расположен в центре листа. Голова у него круглая, а туловище овальное. Аккуратно вырезаны крыло и хвост. Части тела расположены правильно: туловище приподнято вверх, крыло – в верхней части туловища, лапки – короткие, касаются ветки, глаз нарисован в центре головы, клюв слева. - Расскажите о понравившейся вам птице - Каждый из вас сделал по одной птице. А друзей у нашего снегиря теперь сколько? - Снегирь очень рад и благодарит вас за помощь. - Давайте порадуемся вместе с ним. - Пришло время возвращаться в детский сад. Чтобы попасть обратно, надо вспомнить стихотворение, а какое вам подскажут птицы. - Посмотрите, на что похожи снегири, когда сидят на ветках? - Кто из вас хочет прочитать наизусть стихотворение? |
Обучение умению оценивать свою работу и работы сверстников. Закрепление знаний о характерных особенностях внешнего вида птицы (названии частей, их цвете, форме, пропорциях и взаимном расположении). |
4.Организационное окончание. | ||
Свободные высказывания детей о том, чем они занимались. Дети наводят порядок на рабочих местах и собираются на прогулку, чтобы понаблюдать за птицами и покормить их. |
- Вот мы и вернулись в детский сад. - Скажите, что мы делали сегодня в Царстве птиц и что вам особенно понравилось? - Расскажите, как мы выполняли аппликацию? - Вы сегодня хорошо справились с заданием, молодцы. Сейчас мы возьмём хлебные крошки и пойдём на улицу кормить птиц. |
Обучение элементам рефлексии |
Приложение 1.
Приложение 2.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |